ПОЧЕМУ ЖЕ У НАС ТАКОЙ ДОРОГОЙ ИНТЕРНЕТ?

Опубликовано 22 сентября 2010 г. в газете "Литер"

АЛЕКСАНДР ЛЯХОВ Примечание А. Ляхова: Казалось бы, сколько можно наступать на одни и те же грабли? Оказываться, можно - и неоднократно! Вот зарекался я не давать развёрнутых комментариев по телефону, - и не удержался, наболтал лишнего! Понятно же, что ничего подобного (см. ниже) я не писал, этот материал "смастерил" журналист "Литера" Вячеслав Щекунских из моих ответов ему по телефону. Причём, 1) в момент разговора я гулял по улицам Астаны, а не сидел у компьютера с Интернетом, и 2) о публикации я узнал, что называется, уже "по факту", то есть, никаких сверок мною не делалось и разрешения на публикацию (да ещё под моим именем!) я не давал. Но, раз публикация сделана, я решил снабдить её необходимыми пояснениями.

Дело в том, что мы в равной степени значительно удалены от источников трафика: Америки, Европы, от Восточной и Юго-Восточной Азии. Соответственно, мы в одну сторону передаем один бит, а назад - мегабит информации.

Возникает вопрос: кто платит за каналы? Естественно, партнеры наших первичных провайдеров перекладывают это на конечного пользователя. Вторая причина - в наших собственных больших расстояниях. Из-за этого здесь очень тяжело строить и обслуживать проводные линии связи. Это также закладывается в конечную цену услуги для потребителя. И третье - небольшое население нашей страны. При больших капиталовложениях в развитие линий связи приходится распределять это на маленькое количество пользователей. Поэтому здесь ничего поделать нельзя.

СПРАВКА ДЯДИ ШАЛА

1. О естественных ограничителях развития Интернета в Казахстане, включая и ответ на вопрос "Почему у нас так дорог Интернет?", можно прочесть в моей презентации "Интернет-бизнес в Казахстане (1991-2010): история, текущее состояние, перспективы".

2. В этой же презентации можно прочесть и о стартовавшей в сентябре 2008 года услуге ШПД "Интернет дома" от ТОО "КаР-Тел" (бренд Beeline) и ТОО "СА-Телком", использующей технологию FTTB (Fiber To The Building). Таким образом, соперничество "Интернет дома" (за которой стоит российский Beeline) с услугой Казахтелекома iD Net и будет определять один из важнейших трендов в развитии Казнета на ближайшие годы.

3. Другой тренд определяется движением навстречу друг другу мелких интернет-провайдеров и Казахтелекома, являющегося главной движущей силой Ассоциации "Центр обмена интернет-трафиком".

 
Надо сказать, что в нашу жизнь приходят беспроводные сети. А там несколько другие технологии и ценообразование. Опять же, по оптоволокну у "Казахтелекома" появился очень серьезный соперник в лице "Билайна" с проектом "Интернет дома". Если раньше "Казахтелеком" продвигал "Мегалайн" очень медленно, было мало тарифов, высокие цены, то теперь уже эта сеть протянулась по всей стране. И теперь появился конкурент "Интернет дома" сеть ID-net, то есть оптоволокно к каждому дому. Конечно, хотелось бы быстрее, но, насколько я понимаю, это не такой быстрый процесс: одно дело - использовать существующую старую медную телефонную сеть, а другое - прокладывать все заново. К тому же оптоволокно дороже и дороже услуги подключения (стоимость специального оборудования, его обслуживания и так далее). Но, как видим, процесс идет.

Далее, надо вспомнить операторов мобильной связи с их 3G и 4G. Правда, это не массовая услуга. Но любая новая услуга, по умолчанию, никогда не бывает массовой. То есть вначале к ней подключаются наиболее обеспеченные слои, а потом, по мере того как растет количество пользователей, соответственно, снижаются и условия, поскольку все это делится на большее количество пользователей. Эти законы стандартны, и их невозможно перепрыгнуть.

Если раньше трафик "Мегалайна" был для его пользователей бесплатным, то теперь идет тенденция, когда мелкие провайдеры начинают уже объединять свои сети. И, соответственно, трафик друг друга не учитывать, через кого бы клиент ни подключался к Интернету. Министерство связи и информации сейчас давит на "Казахтелеком", чтобы и они открыли свои сети, поскольку они у нас главные генераторы трафика. То есть идет двустороннее изменение рынка. Но тут есть опасения "Казахтелекома", что начнется прогон российского трафика через их сеть. Причем этот трафик не будет приносить пользу самой компании, а будет только нагружать их сеть. Поэтому она придумывает свои схемы, каким образом считать этот трафик, если в конце концов им придется пойти на открытие сетей, того, что называется Казнетом.

Между тем у самой компании не хватает мощностей (утилизация магистральных каналов наших первичных провайдеров - 90 процентов), поэтому думать о каких-то транзитных возможностях пока рано. Но это все требует времени, другое дело, что всегда хочется побыстрее.

Приведу такой пример. Продвигая ID-net, представители "Казахтелекома" говорят: нам сначала надо понять емкость рынка, каков будет спрос на этот широкополосный доступ, то есть на оптоволокно. Пока понятно, что спрос будет в Алматы и Астане. А если в Караганде захотят подключиться тысяча-две пользователей, то это произойдет не так быстро, потому что "утром - деньги, вечером - стулья". Интересно, что мелким компаниям бывает проще и быстрее локально воплотить такие проекты, нежели крупным.

Александр ЛЯХОВ, вице-президент Интернет Ассоциации Казахстана

Архив 2016 г.

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Разное

О чём пишу

Реклама