Интернет в Казахстане: Лучшее, конечно, впереди!

Опубликовано в №3 (сентябрь) 2008 г. журнала "News Telecom"

© Марат ТЕМИРБАЕВ

     ЛЯХОВ В БАРСЕЛОНЕ
 
В порту Барселоны (15.05.2008)
 
В Казахстане уже давно не проводилось серьезных исследований и оценок Казнета. Хотя потенциальный интерес к нему высок. Нет точных цифр и по уровню проникновения Интернета: по разным данным, это порядка 11-12%. Что же необходимо для динамичного развития Казнета? В первую очередь, это, конечно, интересные интернет-ресурсы. К сожалению, их сегодня немного, из-за чего 90% трафика уходит в Рунет. О недостаточной популярности и узкой сегментированности контента говорит тот факт, что в большинстве своем достаточно серьезные по казахстанским меркам сайты фиксируют у себя посещения в пределах около 1-1,5 тыс. человек. Для того же Рунета это смехотворные цифры.

Тем не менее, одна из тенденций казахстанского сегмента Интернет - это большое количество доменов, регистрируемых в зоне kz. Следует, однако, оговориться, что большинство доменов регистрируется либо про запас, либо для дальнейшей перепродажи, либо для корпоративных сайтов, где в качестве имен, как правило, выступают названия компаний и различные аббревиатуры.

Выход на домен kz - вполне естественный процесс для растущей экономики. Для любой солидной компании, если она себя таковой считает, иметь сайт в домене kz просто необходимо. Однако в большинстве своем бизнесмены пока не рассматривают Интернет как серьезный канал коммуникаций со своими клиентами и слабо используют его для ведения и развития бизнеса.

Автор одного из посещаемых казахстанских интернет-сайтов Александр Ляхов поделился с "NT" некоторыми нюансами развития казахстанского контента.

— В последнее время профильные государственные и бизнес-структуры стали уделять повышенное внимание казахстанскому сегменту рынка Интернет. С чем это связано, на Ваш взгляд?
— Что касается государственных структур, то здесь всё несколько проще: есть Программа формирования и развития "Электронного правительства" Республики Казахстан - нужно ее выполнять. Для тех же, кто работает в этой отрасли или составляет целевую аудиторию - это, естественно, рынок. Причем, рынок очень перспективный, потому, что он с каждым годом растет. Раньше бизнесменов приходилось убеждать: "У вас такая замечательная компания, так почему же у вас нет сайта?". И чаще всего звучал ответ: "Зачем? Продажи и так неплохо идут - через сеть магазинов, дилеров, дистрибьюторов". Сейчас убеждать никого не нужно, руководители и так понимают, что сайт нужен, да не просто сайт-визитка, как раньше, а сайт, выполняющий сразу несколько функций: рекламного отдела, отдела маркетинга и продаж, сервисного центра… Динамика заказов у наших ведущих интернет-компаний - высокая, и задача теперь заключается в том, чтобы удержать клиентов, предоставляя им услуги по обновлению дизайна, контента, программной части…

— Удержать клиента от кого: от иностранных, российских конкурентов?
— На казахстанском рынке интернет-услуг "тесно" и без иностранных разработчиков. Поэтому у клиентов всегда есть возможность выбора - продолжить ли работу с создателями их сайта или же доверить обновление, а то и капитальный ремонт, другой команде.

— Что касается сервис-центров: когда, на Ваш взгляд, сервис через Интернет или удаленное обслуживание в Казахстане может принять массовый характер, как на Западе?
— Всё взаимосвязано. Когда использование Интернета станет массовым и обыденным занятием. Когда наши люди привыкнут пользоваться платежными карточками по своему прямому назначению - для оплаты в магазинах, а не для снятия денег в банкоматах. Когда любая торговая или сервисная точка будет оборудована POS-терминалом. Вот тогда и можно будет говорить о расцвете и интернет-коммерции, и удаленного информационного обслуживания.

— Вы автор и собственник нескольких достаточно популярных казахстанских сайтов. Что Вы можете рассказать о своем опыте?
— Мой собственный опыт не совсем типичен, поскольку я изначально не рассматривал свои сайты как коммерческие проекты, подчиняющиеся строгим правилам такой науки, как управление проектами. Для меня это всегда было, скорее, хобби, одно из многих увлечений. Исключением мог стать портал Site.KZ, но я покинул этот проект до того, как он стал прибыльным…

— Но если всё так легко, с чем, на Ваш взгляд, связана проблема казахстанского контента, быть может, она в недостатке энтузиазма?
— Кто сказал, что легко? Как раз напротив: работа над сайтом - это тяжелый труд, повседневный и кропотливый. Именно поэтому выживают либо грамотно управляемые коммерческие проекты, способные не только "прокормить" своих авторов, но и даже давать им возможность хорошо зарабатывать, либо проекты, являющиеся для их авторов сетевой реализацией их обычного хобби. Например, увлекается человек собиранием марок. Появился Интернет - появилась возможность рассказать всему миру о своей коллекции, завязать знакомства с другими коллекционерами и т. д.

— Тем не менее, у Вас достаточно содержательный сайт, даже присутствует новостной блок. Это ведь надо иметь целый штат сотрудников, журналистов…
— В идеале сайт, подобный информационно-познавательному порталу "Lyakhov.KZ - Большая энциклопедия Казнета", должен иметь хотя бы небольшую команду, включающую профессионального дизайнера, программиста, кодера (верстальщика) и пары журналистов. Однако до сих пор почти всё, что появляется на многочисленных сайтах, объединенных лейблом "Lyakhov.KZ" - это исключительно моих мыслей и рук дело. "Почти" - потому что есть люди, которые время от времени помогают мне, например, с хостингом и администрированием сервера или что-то рисуя для меня. Но по сути все 10 лет своего существования Lyakhov.KZ так и остается типичной "домашней страницей", поскольку коммерциализация подобных проектов требует привлечения так называемых "бизнес-ангелов", а я в своем окружении таковых не вижу…

— АИС не так давно заявило, что в Казахстане в ближайшее время появится как минимум 30 сильных сайтов. Ваше мнение на этот счет?
— Действительно, в марте этого года на заседании правительства обсуждалась Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет на 2008-2012 годы, и председатель Агентства по информатизации и связи РК Куанышбек Есекеев сделал следующее заявление: "Мы предлагаем сформировать 30 наиболее востребованных казахстанских ресурсов, потому что статистика пользователей Интернета показывает, что они пользуются только 5-6 наиболее часто посещаемыми сайтами. Остальные казахстанские сайты у них не вызывают ассоциаций. Мы планируем для формирования этих 30 интернет-ресурсов провести соответствующее исследование, чтобы узнать, какие казахстанские интернет-ресурсы наиболее интересны пользователям". И дальше он сказал, что если брать текущую статистику, то в Казахстане сейчас всего 50 сайтов, которые посещают хотя бы 1000 человек в день. И задача АИС, чтобы эти 30 сайтов были востребованы каждым казахстанским пользователем. С его же слов, из этих 30 интернет-ресурсов 10 будут государственными и 20 - частными.

Что касается самой идеи, то я ее поддерживаю. Есть много тем, интересных читателям и создателям сайтов, которые сложно раскрыть в полной мере без всесторонней помощи государства - и финансовой, и информационной.

— На что более или менее раскрученным сайтам нужны инвестиции, в чем должна заключаться информационная поддержка государства?
— Деньги нужны на всё - на сервер и его апгрейд, на программное обеспечение, на каналы связи и их расширение, на системных администраторов, дизайнеров, программистов, журналистов и пиарщиков, на медийные файлы, на эксклюзивную информацию и т. д.

Что касается информационной поддержки государства, то я имею в виду государственные архивы и базы данных, обладающие эксклюзивными материалами по многим темам.

— Крупный провайдер "Казахтелеком" предпринял ряд шагов по увеличению количества пользователей Интернет, начиная от популяризации широкополосного доступа, заканчивая снижением тарифов для операторов, абонентов и двойным увеличением скорости в сети. Компании достаточно, чтобы было больше пользователей, но и она сейчас предлагает помощь в виде дата-центров, бесплатных хостингов для создателей по настоящему хороших сайтов. Зачем это ему надо?
— Затем, что "Казахтелекому" нужно устранять дисбаланс трафика по магистральным каналам, сложившийся у него во взаимоотношениях с международными партнерами. Ведь что получается сейчас? Геополитическое положение Казахстана таково, что мы равноудалены и от Европы, и от Америки и от Юго-Восточной Азии, то есть, от главных генераторов интернет-трафика. И поскольку сами мы контент не генерируем, а лишь потребляем чужой, то все наши магистральные каналы используются в отношении 1:9. То есть, от нас идет трафик в объеме 10 процентов, к нам - 90. И кто в таком случае должен платить больше? Разумеется, мы! А плата за магистральные каналы перекладывается на плечи абонентов, что приводит у удорожанию доступа в Интернет. Вот и пытается сейчас "Казахтелеком" путем создания дата-центров в Атырау, Караганде, Астане и Алматы, во-первых, "завернуть" запросы, то есть, дать нашим пользователям возможность скачивать объемные файлы (видео, музыка и т. п.) не из Большого Интернета, а внутри Казнета. Во-вторых, увеличить "экспортную" составляющую Казнета, поддержав создателей сайтов, интересных не только внутри страны, но и иностранцам, интересующимся Казахстаном, и бывшим соотечественникам, проживающим сейчас по всему миру.

— А как бы коротко Вы охарактеризовали существующий казахстанский контент?
— Как можно охарактеризовать в двух словах всё разнообразие содержания Казнета? Если же сравнивать его с российским Интернетом, то можно сказать, что у нас меньше охват тем и не столь глубокое содержание. Хотя бывают и исключения, когда наши проекты становятся гордостью всего Рунета, например, Igrushka.kz или Birds.kz

— Как Вы относитесь к так называемым социальным сетям? Успешность таких проектов, как Одноклассники.ру, должна впечатлять…
— Отношусь спокойно, поскольку, во-первых, предпочитаю живое общение виртуальному, а, во-вторых, мне всегда не хватает времени. Что касается перспектив социальных сетей в Казахстане, то всё зависит от их хозяев. Даже самый удачный проект, будучи перенесен на нашу почву, может зачахнуть, и наоборот.

О причинах успеха Одноклассников.ру написано немало. Я считаю здесь главным то, что с развалом Союза русскоязычные пользователи разбрелась по всему миру, а этот проект дал им виртуальную возможность объединиться.

— Бизнес на сайте. Насколько это утверждение имеет практический смысл в Казахстане?
— Нужно очень хорошо постараться, чтобы вывести свой сайт на уровень окупаемости, а тем более прибыльности. Зарабатывать на сайте можно всяко, но в основном для этого используется два способа. Первый, самый распространенный - использовать сайт как рекламную площадку. По мере того, как сайт становится популярен, на него заходит все больше и больше людей, он начинает представлять интерес для потенциальных рекламодателей, которым предлагается разместить на ресурсе свои баннеры или заявить о себе с помощью отдельной странички или ссылки на свой сайт. Второй способ - размещать какую-то эксклюзивную информацию. Если вы долго работаете, у вас постепенно накапливаются материалы, интересные для потенциальных читателей. Это может быть база данных по недвижимости, компаниям, услугам. Пользователям продается вход в эту базу данных, информация по которой обновляется, скажем, в течение дня. Уже сейчас, например, многие газеты часть своей информации выкладывают в открытый интернет-доступ, а есть архив, куда доступ осуществляется по подписке.

— Проблема в том, что потенциальные клиенты в Казахстане еще не привыкли платить за информацию в Интернете, и когда предлагаешь им подписаться, они уходят с сайта на бесплатные страницы…
— Это говорит лишь о том, что ваша информация не стоит тех денег, которые вы за нее просите. Да и если бесплатные ресурсы дают им то же, что и вы - за деньги, зачем платить? А вот за эксклюзивную информацию или эксклюзивное качество люди платить готовы. Вот и нужно давать им это!

— Вы следите за техническими новациями в Казахстане? Какие из внедренных или планируемых к внедрению технологий (3G, NGN, WiFi и т.д.) могут повлиять на популяризацию Интернета и, как следствие, на повышение качества казахстанского сегмента Интернета?
— Можно еще включить в этот список такую перспективную технологию, как WiMAX… Я не знаю, какие из этих технологий "сыграют" в Казахстане, но знаю, что пословица "Всяко лыко - в строку" здесь подходит как нельзя лучше. Развитие Интернета в стране - необратимо, и с каждым годом будет расти как спрос (число пользователей Интернетом), так и предложение (число и уровень сайтов).

— Относительно будущего отечественного бизнеса в секторе Интернет у Вас настроение оптимиста или пессимиста?
— Оптимиста, конечно! Казахстан все больше интегрируется в мировую экономику, и не только ее проблемы сказываются на нас, но и достижения! В Интернете, в том числе. Я прогнозирую, что уже через пару лет у нас начнется интернет-бум, когда и электронный бизнес станет очень выгоден, и дистанционное образование будет продвигаться намного активнее, и влияние Интернета на общественно-политическую жизнь станет реально ощутимым…

Архив 2016 г.

Архив по годам

 Наш спонсор

Разное

О чём пишу

Реклама