Чёрная королева, белый конь, или В гостях у Кустурицы

10 января 2023 г. © Александр ЛЯХОВ

Как ни хороша и самобытна выстроенная Эмиром Кустурицей этнографическая деревня, но всё же главной достопримечательностью Мокры Горы является узкоколейная железная дорога – т. н. "Шарганска осмица" ("Шарганская восьмёрка"). Та самая, что так замечательно показана Мастером в фильме "Жизнь как чудо"…

ФОТО    Каждая фотография является ссылкой на большое (1280 пикселов по ширине/высоте) изображение – благодаря скрипту fancybox.

◄– Оглавление

Часть 4. "Шарганска осмица"

Стратегически важная узкоколейная дорога через Шарганский перевал, соединившая Сербию и Боснию, была пущена в эксплуатацию в 1925 году. Длина этого участка дороги от сербского Ужице до боснийского Вишеграда была 58 км, и предназначалась она для перевозки людей и крупногабаритных грузов, сыграв важную роль во время Второй мировой войны.

Однако по её окончании дорога пришла в упадок, и в 1974 году из-за нерентабельности (узкая колея – 760 мм – уже нигде не использовалась) её закрыли.

Лишь в 1999 году власти Сербии решили восстановить 15-километровый участок "Шарганской восьмёрки", – и в 2003 году состоялось её открытие. А когда через год Эмир Кустурица снял в этих местах фильм "Жизнь как чудо", о "Шарганской восьмёрке" заговорил весь мир.

Понятно, что побывать в Мокре Горе и не увидеть такую достопримечательность я просто не мог. И если 24 апреля, прогулявшись с нашей горы вниз к станции, я лишь насладился окрестными пейзажами и видами самой станции, то на следующий день в большой компании прокатился по всему маршруту.

Спустившись вниз, я вышел на железнодорожный переезд. Дальше сворачиваю направо – и, как в старой советской песенке, "я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привычке. А вокруг тишина, а вокруг ни души…". Всё так, за исключением того, что иду я всё-таки не домой.

Прохожу мимо кладбища. Действительно, а где ещё хоронить железнодорожников, как не у железной дороги?

Если посмотреть вниз, то можно увидеть площадь с красующимся на постаменте автомобилем, ставшим знаменитым благодаря фильму "Жизнь как чудо". А вот и сама станция Мокра Гора!

Понятно, что на станции для туристов обязательно есть гостиница с рестораном, пара магазинов с сувенирами и… полицейский участок!

Из объявления над окошком с надписью "Путничка благаjна/Ticket office" я узнал, что поезд здесь ходит два раза в день: отправление в 10.30, возвращение в 13.00 – первый рейс, отправление в 13.30, возвращение в 15.50 – второй. И стоит это удовольствие 1000 динаров (около $9) для взрослых, 500 – для детей, до 6 лет – бесплатно. Хочешь почувствовать себя машинистом и прокатиться в кабине паровоза? Это обойдётся в полтора раза дороже.

Прогулявшись вокруг вокзала, поглазев снаружи и изнутри на старые локомотивы и вагоны, а также на грузовик "под старину", фотографируюсь на фоне карты "Шарганской осмицы", бросаю последний взгляд на деревню, которая называется так же, как и станция, и отправляюсь в обратный путь.

А вот на следующий день мы все вместе прокатились-таки по "Шарганской осмице"! Причём с утра, как обычно, были занятия, после чего, быстренько пообедав, большой компанией побежали вниз. Успели! В деревянных вагонах было тесновато, и это – без китайских туристов, которые в прошлые годы здесь, что называется, кишмя кишели!

Скажу честно, что, увлёкшись созерцанием открывающихся то и дело видов, я забывал фотографировать. Да и делать это на скорости 40 км/ч в условиях, когда железнодорожный путь лежит между деревьев и крутых склонов и то и дело ныряет в туннели, весьма проблематично.

Станция Шарган Витаси – конечная на этом туристическом маршруте. Поезд здесь стоит 15 минут. За это время локомотив отцепляют и перегоняют на противоположную сторону состава, так что "хвост" становится "головой". А самые активные из пассажиров успевают заглянуть в здешнюю церквушку, купить мороженое и даже перекусить.

На станции Голубичи, построенной для съёмок фильма "Жизнь как чудо", нашёл пристанище голубой автомобиль, на котором так лихо гоняли по рельсам герои кинокартины.

Стартовав обратно, поезд сразу же "ныряет" в самый длинный на "Шарганской осмице" (да и вообще на существовавшем когда-то маршруте Белград – Ужице – Вишеград – Сараево) тоннель – 1666,85 метров. Назван он в честь Александра I Карагеоргиевича, короля сербов, хорватов и словенцев (1921-1929), а затем короля Югославии (1929-1934), при котором и была построена эта дорога.

Самый короткий тоннель имеет длину 22 м, а всего их – 20. Несложно посчитать, что суммарная протяжённость (5,4 км) составляет более трети от всего маршрута (15,4 км). На обратном пути поезд останавливается несколько раз, и с одной из площадок хорошо видны сразу два тоннеля, пробитые в горе на разных уровнях.

А далеко внизу можно рассмотреть храм Иоанна Крестителя, расположенный у известного на всю Сербию святого источника Бела вода. Родник пробивается наружу сквозь 300-метровую толщу земли и чёрных камней, считается, что его вода хорошо помогает в лечении глазных болезней.

Станция Ятаре в прошлом была не станцией, а местом замены локомотива (здесь путь раздваивался) и пополнения запаса воды из родника Ятарка. Потому-то здесь и не продавались билеты. Сейчас на платформе работает ресторан, есть красивая лужайка и небольшой водопад, к вершине которого ведёт лестница.

Поднявшись в горы по высоте почти на 300 м, преодолев на дистанции в 15,4 км 20 тоннелей и 5 мостов – и снова спустившись вниз, мы завершили поездку всё на той же станции Мокра Гора. Не знаю, как кто, а я испытал полный восторг от знакомых мне с детства деревянных вагонов, ведомых стареньким локомотивом, и ещё больше – от прекрасных горных видов!

На выходе со станции прошли через красиво оформленный подземный переход, являющийся по сути небольшим музеем. В котором можно ознакомиться с подробнейшей историей проектирования, строительства, смерти и возрождения "Шарганской осмицы", проиллюстрированной множеством уникальных фотографий. А ещё здесь стоит легендарный телетайпный аппарат Siemens T100! :-)

◄– Часть 3
Часть 5 –►

 Фоторепы

 Наш спонсор

 Реклама