КРАТКИЙ КУРС ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №4/2000 журнала Com&Com.kz

Вряд ли я ошибусь, если скажу, что ни одна тема не вызывает сейчас такого интереса у людей по обе стороны Интернета, как тема электронной коммерции. Причем поскольку собственных примеров ЭТОГО у нас, как говорится, кот наплакал, то и кивают наши средства массовой информации (СМИ) большей частью на Запад, описывая многомиллиардные прибыли, получаемые "у них там" от электронных продаж. Вот и хотелось бы разобраться, как же в действительности обстоит дело с электронной торговлей вообще и у нас в Казахстане, в частности, держа в уме, что наше отставание даже от ближайшей к нам и географически и исторически России редко в чем составляет меньше года…

Что касается названия статьи, то оно естественным образом вытекает из того факта, что я ни в коей мере не претендую на полноту освещения этой чрезвычайно интересной и многоплановой темы.

О чем речь?

Термин "электронная коммерция" появился в лексиконе цивилизованного человечества всего-то несколько лет назад, а уже сейчас большинство склонно верить главе корпорации Intel Крейгу Барретту (Craig Barrett), широкогласно заявившему, что в скором времени вся предпринимательская деятельность превратится в электронный бизнес. Время покажет, насколько прав был новоявленный "пророк", пока же заметим, что несмотря на сравнительно небольшой срок существования даже самого термина, не говоря уж о предмете, им обозначаемом, сейчас сложилось достаточно четкое разделение электронной коммерции на 3 направления:

1. Финансовое. Здесь обязательным элементом системы является финансовый институт, например, банк, а наиболее типичными решениями - повсеместно используемые нашими банками системы типа "банк-клиент" и "хоум-банкинг".

2. Корпоративное. Это направление Интернет-коммерции чаще обозначается аббревиатурой B2B (Business-to-Business) и подразумевает электронное оформление сделок между компаниями и организациями.

3. Розничное. Говоря об электронной коммерции, 90% из нас и имеют ввиду именно это ее направление, обозначаемое как B2C (Business-to-Customer) и называемое также Интернет-торговлей, онлайновыми покупками и другими схожими терминами.

Не являясь большим специалистом в области банковской и корпоративной финансовой деятельности, я не стану утруждать себя (а заодно и вас, уважаемые читатели) длинными выкладками, разъясняющими механизм функционирования первых двух направлений электронной коммерции. Перейду сразу к третьему, поскольку оно "ближе к народу".

В электронный магазин за покупками

Те из вас, уважаемые читатели, кто всерьез занимались или занимаются сейчас розничной торговлей, легко и с подробностями нарисуют в своем воображении картину организации реального магазина. А картина эта такова: арендуется помещение для магазина, делается соответствующий его профилю ремонт, нанимается обслуживающий персонал, утрясаются вопросы с санэпидемстанцией, госпожнадзором, электриками и телефонистами, не забывается проблема военизированной охраны - и, пожалуйста, новая торговая точка открыта!

Что же привнес Интернет в эту привычную процедуру? - Вместо аренды помещения - аренда дискового пространства на сервере Интернет-провайдера, вместо торгового оборудования и прилавков - разработанная одной из веб-команд электронная витрина с перечнем предлагаемых товаров и цен на них, вместо кассовых аппаратов - программно-аппаратный стык сервера провайдера с хостом банка, обслуживающего этот электронный магазин, и, наконец, вместо крепких ребят с обрезами у входа - электронная система авторизации, проверяющая подлинность кредитных карточек и наличие на них денег.

Преимущества (впрочем, как и недостатки) виртуального магазина перед реальным очевидны. Уменьшается численность персонала за счет сокращения объема взаимодействия с клиентами, аренда дискового пространства и размещение "электронной витрины" дешевле и проще аренды торговых помещений и размещения товаров на полках, нет нужды в кассовом обслуживании и т.д. А на чем проигрывает Интернет-магазин? На необходимости иметь хорошие каналы связи и аппаратно-программное обеспечение (правда, все это стремительно дешевеет), да и доля доставки в себестоимости существенно возрастает. Плюс (который в данном случае - минус ;-) - так называемый "синдром недоверия", поскольку в Интернет-торговле покупатель менее защищен от недобросовестного продавца, да и постоянно присутствующий в Интернете хакерский фактор существенно повышает риск сделки.



Рис.1. Схема транзакции с банковской картой

Таким образом, в наиболее полной схеме электронной покупки (см. Рис.1) сейчас задействуются:

1. Покупатель, сидящий за персональным компьютером;

2. Банк покупателя (эмитент), где покупатель имеет счет своей банковской карты (кредитной или дебетовой);

3. Интернет-магазин, помещающийся, как правило, в электронном торговом ряду (торговом центре, магазинном портале);

4. Банк магазина (эквайрер), обслуживающий финансовую деятельность компании - владельца магазина;

5. Клиринговый центр - то есть банк, через который проходят расчеты между эмитентом и эквайрером. Естественно, что в случаях, когда покупатель и Интернет-магазин обслуживаются одним и тем же банком, необходимость в клиринговых операциях исчезает;

6. Доставочная организация, обеспечивающая доставку товара покупателю с реального склада виртуального магазина.

Кроме этих основных элементов нарисованной мною схемы, имеются аппаратно-программные вставки между ними, например, процессинговый центр, способный авторизовать банковскую карту; бэк-офисы - т.е. всевозможные бухгалтерские, складские, управленческие и прочие программы, необходимые для функционирования предприятий; ну и конечно же платежная система, действующая как диспетчер и осуществляющая расчеты между покупателем, магазином и банком.

В том, что нарисованная мною картина электронного магазина реальна и вполне успешно работает, можно судить по таким цифрам - в первом квартале 1999 года мировой оборот электронной торговли составил 38 млрд. долларов, или таким преуспевающим Интернет-проектам, как Amazon.com или eToys. Есть примеры и в ближнем Зарубежье, о чем можно судить по списку Николая Попкова.

На старт! Внимание!.. Марш?

А что же у нас? Нельзя сказать, что в Казахстане в этом направлении ничего не делается. Вот только самыми активными проповедниками торговли через Интернет у нас выступают не владельцы реальных магазинов, лучше других, казалось бы, знающие потребности покупателей, а те, кому ближе финансовые и Интернет-технологии - Интернет-провайдеры, веб-дизайнерские команды и… банки, чьи руководители еще пару-тройку лет назад от одного только упоминания слова "Интернет" морщились, как от зубной боли.

Пока, правда, большинство декларируемых их создателями Интернет-магазинов не являются таковыми по одной простой причине - у них не реализован механизм интерактивной оплаты. Но этот недостаток можно будет устранить уже в апреле-мае. Дело в том, что на этот срок запланирован официальный запуск в эксплуатацию проекта Народного банка, предусматривающий возможность для каждого казахстанского Интернет-пользователя оплачивать товары и услуги по любым кредитным карточкам, обслуживаемым Нарбанком - Алтын, Cirrus/Maestro, Visa, Eurocard/MasterCard. Так что Восточнрму Базару, реализованному алматинской провайдерской компанией NET Style в содружестве с Народным банком, недолго оставаться единственным по-настоящему электронным магазином в казахстанском Интернете. Ну а сейчас в этом своеобразном электронном торговом центре можно купить собственные Интернет-карточки NET Style - и дело за привлечением на виртуальные торговые площади новых коммерсантов.

Начинают поворачиваться лицом к электронной коммерции и другие наши ведущие банки - Казкоммерцбанк, БанкТуранАлем, ТексаКаБанк, АТФБ. А это значит, что вслед за всем миром прелести и проблемы электронной торговли узнаем и мы. Вопрос только в том, насколько готовы мы к ней…

Главная проблема

Как вы думаете, что является наибольшей проблемой развития электронной коммерции в Казахстане? Слабая платежеспособность населения, его низкая Интернет-культура, плохие каналы связи? И да, и нет. Да - потому что все это имеет место быть, а нет - потому что куда серьезнее другая проблема - проблема доверия к Интернет-торговле. И решать ее придется всем нам, находящимся по обе стороны Интернета…

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама