Глава 27, ХАЛЯВНАЯ, НЕЮБИЛЕЙНАЯ

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №4/2000 журнала Computer Club

Без сомнения, 3 года, которые исполнились "Computer Club" - это юбилей. И мне, как постоянному автору журнала, приятно поздравить юбиляра с этой знаменательной датой, пожелать ему творческого роста, новых читателей и рекламодателей. А мы, авторы, как можем, будем помогать журналу в осуществлении этих пожеланий. Так держать, Computer Club!

На этой праздничной ноте и перейдем к рабочей части нашего неспешного повествования, которое началось несколько позже славной даты рождения журнала, а именно в январе 1998 года, когда в первом новогоднем номере и состоялось ваше, друзья-читатели, знакомство с новой рубрикой "Интернет-гид". Конечно, когда 3 года стукнет и нашей рубрике, мы тоже вспомним наш славный путь, вспомним, о ком и о чем писали мы за эти три года, от ретроспективы перейдем к прогнозам, от прогнозов - к празднично украшенному столу, от стола - к … Далее представляется смутно, а потому прервемся и снова вернемся к теме нашего сегодняшнего разговора, коей предстоит стать ХАЛЯВЕ.

Это сладкое слово - халява…

Не побоюсь упреков в некомпетентности или предвзятости со стороны лингвистов, но русский язык, пожалуй, как никакой другой в мире богат на слова, выделяющиеся своей особой выразительностью, сочностью, как например слово "халява", являющееся героем целой главы моего нынешнего повествования.

Ну действительно, найдется ли этакий "денежный мазохист", кому будет приятнее расстаться с кровно заработанными, чем получить то же самое (в-принципе…), но - "за так", "на дармовщинку", "на халяву", в-общем, бесплатно (free)? Лично я таких людей не знаю и сам таковым не являюсь. А потому от халявы не отказываюсь, если она, конечно, "то же самое" или "почти то же самое", что и платное. А уж халявы в Интернете всегда было предостаточно! Не верите? Зря, попробуйте задать любой поисковой машине поиск в отдельности или в совокупности любое из вышеупомянутых слов - "халява", "бесплатно", "free", как на вас тут же вывалится огромнейший список из тысяч отдельных страниц и целых сайтов, ей (то есть халяве) посвященных или ее предоставляющих.

Казахстанский Интернет - не исключение, вот только возможности наших халяводателей невысоки, а то и вовсе ограничены. Ну, например, решили было в карагандинской провайдерской фирме System Pro осчастливить всех желающих бесплатной почтовой службой FreeMail.KZ (www.freemail.kz) - и осчастливили! За что тут же удостоились от меня лавров "Блина недели" и немало добрых слов в свой адрес. Однако, "недолго музыка играла"! То ли не рассчитали карагандинские филантропы пропускную способность своих каналов, то ли "железо" не выдержало повышенной нагрузки, то ли еще какие причины тому виной, но - через какое-то время по вышеуказанному адресу www.freemail.kz прописался интранетовский сервер System Pro, а теперь адрес и вовсе недоступен. Как говорили современники Гая Юлия Цезаря, Finita la comedia?

Впрочем, свято место пусто не бывает. И выпавшую было из ослабевших рук System Pro эстафетную палочку тут же подхватил Александр Лебедев, специалист Информационно-компьютерного центра КИМЭП. Именно по его инициативе появилась OK.KZ, также не оставшаяся без внимания в Казахстанских Блинах. Начало получилось удачное, посмотрим, удастся ли OK.KZ стать казахстанским аналогом преуспевающего российского проекта Mail.ru, затратив на одну попытку меньше (предшественниками последней, как известно, были не одна, как в Казахстане, а две провалившиеся бесплатно-почтовые затеи - Extranet и Pochta.ru).

Затеяв разговор о халявной электронной почте, нельзя не упомянуть о трех, я бы так сказал, "условно-бесплатных" почтовых службах. Речь идет о таких серверах, как Mail.kz, Hotmail.kz и дополнительный сервис карточного доступа NET Style. Почему, в отличие от OK.KZ, я называю эти услуги условно-бесплатными? Да потому, что все они несут явный оттенок дискриминации по ведомственному признаку! Так, полноценно использовать все бесплатные прелести Mail.kz можно, только будучи пользователем доступа ОАО "Казахтелеком", Hotmail.kz - соответственно, компании Nursat, ну и NET Style - понятно чей. В итоге и получается совсем уж по предупреждению на лекарственных препаратах: "Только для внутреннего использования!".

Еще раз о бесплатном хостинге

Те из вас, друзья, кто постоянно читает мой веб-сериал Горячие Блины со Сковородки Казахстанского Интернета, может сделать неверный вывод, будто автор (я, то бишь) зациклился на теме "Халявный хостинг - это плохо!". (Подобно тому, как римский сенатор Марк Порций Катон Старший каждое свое выступление перед коллегами, чему бы оно не посвящалась, неизменно заканчивал словами: "Поэтому я думаю, что Карфаген должен быть разрушен! (Ceterum, censeo Carthaginem esse delendam!)".

Хотелось бы развеять это неверное суждение: я не против халявы вообще, я против нее в частности! А именно: есть личные страницы, есть сайты общественных организаций, есть некоммерческие проекты - для них-то, собственно, халявный хостинг и предназначен. Но - "что положено быку, не положено Юпитеру"! Негоже солидным (или считающим себя таковыми!) фирмам уподобляться школьнику, выставляя напоказ свои URL (веб-адрес) типа aaa.newmail.ru, www.aaa.hotmail.ru и иже с ними подобные. А если еще и сами сайты мало чем отличаются от "хоумпаги", сляпанной под девизом "Постройте свой сайт за 60 секунд!", то отпад полный, как говорят в возрасте создателей этих "хоумпаг"!

Так что, к вам обращаюсь я, господа-бизнесмены! - Не думайте, что престиж Вашей фирмы определяется только крутизной Вашего офиса или маркой Вашего служебного автомобиля, не только фирменным лейблом на Вашем костюме или длиной ног Вашей секретарши… Не менее важны адрес, форма и содержание Вашего Интернет-офиса, которые много скажут (и совсем не того, что Вы бы сами хотели) богатому зарубежному инвестору, решающему, стоит ли работать с казахстанским партнером, чей сайт выглядит в лучшем случае как "second hand", в худшем - как утиль, место которому на помойке. Я уж не говорю о том, что корпоративные сайты могут (и должны!) быть действенными инструментами развития бизнеса не только с точки зрения рекламы (что наиболее привычно и понятно), но и в части информационного обеспечения и управления. Let it be!

Архив по годам

 Наш спонсор

 Реклама