Глава 45. ИСКУССТВО И КАЗНЕТ

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №12/2001 журнала Computer Club


Искусство - 1) Художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира…
…3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

В 1915 году замечательный поэт Николай Асеев написал свое знаменитое "Объявление", начинавшееся следующими строками:

Я запретил бы "Продажу овса и сена"…
Ведь это пахнет убийством Отца и Сына?
А если сердце к тревогам улиц пребудет глухо,
руби мне, грохот, руби мне глупое, глухое ухо!
Я вспомнил эти строки потому, что они наглядно показывает, какие необычные ассоциации и образы может вызвать самое обычное рекламное объявление типа "Продажа овса и сена"! Точно так же название очередной главы "Интернет-гида", которое вы, друзья, видите выше - "Искусство и Казнет", напомнило мне название фильма "Барышня и хулиган", в котором снялся старший товарищ Асеева Владимир Маяковский. Да-да, великий поэт и драматург пробовал свои силы еще и в кинематографе!

Впрочем, дальше речь пойдет все-таки не о любимых мною поэтах, а о сложных взаимоотношениях казахстанского искусства ("барышни") и казахстанского Интернета ("хулигана"). Не в обиду будет сказано, но, я считаю, что мыслящие в вебе "технари" в основной своей массе не являются большими любителями и ценителями Прекрасного, отсюда и явный недостаток в Казнете сайтов, посвященных литературе, театру, кино… А если чему и повезло, так это, пожалуй, графике, живописи и скульптуре, представленных многочисленными виртуальными галереями и выставками. Чему причиной я вижу тот факт, что язык картины или скульптуры не требует перевода и сделать заключение об их ценности можно даже по не совсем адекватным веб-копиям. Увы, о кинокартине или театральной постановке такого не скажешь…

"Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать!"

Да, слова Поэта в той же мере правильны для литературных творений, как и для картин, скульптур и других экспонатов виртуальных вернисажей. И первым в этом ряду стоит сайт Keste. В переводе с казахского языка "кесте" означает "вышивка", однако не надо думать, что это сайт об искусстве кестешi - мастериц-вышивальщиц. Нет, создатели "Keste" пытаются в меру своих сил отразить весь спектр изобразительных и декоративно-прикладных искусств Казахстана. На сегодня виртуальная экспозиция включает 840 работ 146 казахстанских живописцев и графиков, скульпторов и ювелиров, дизайнеров одежды и интерьера - всех тех, кого объединяет одно высокое слово "художник". Впрочем, это же самое слово применимо и к создателям сайта: руководителю проекта Тахиру Такабаеву, дизайнерам Оксане Вакульчик и Жанат Табылдиевой, и, конечно же, программистам-разработчикам из MindLab Ltd.

Движущими силами другого значительного арт-проекта - Virtual Gallery: Independent information about art of Central Asia - являются Роза Жусупова (президент галереи), Гаухар Киекбаева и Артур Расько. Маркетинговая направленность этой виртуальной галереи легко угадывается по основному и единственному языку сайта - английскому, из чего можно сделать вывод: искусство продается на Запад. Экспортируется, в-общем…

Красочный сайт галереи современного искусства Азия Арт+ представляет по сути ее авторов: Юлию Сорокину (руководитель), Романа Арефьева, Александра Мальгаждарова, Виктора Панкратова и Диляру Насырову. Немногочисленен список мастеров и у AsArt Gallery: Artists from Kazakhstan and Middle Asia, созданной художником-юмористом (ну не подходит к нему слово "карикатурист"!) Валерием Любичем и его дочерью Ксенией. А вот еще одна галерея - Kazakstan art gallery - затерялась в бескрайних киберпросторах (прежнее место нахождения - www.anzwers.net/trade/artkaz/)… Жаль, ведь именно с помощью этого сайта я в свое время узнал, что статуэтка из металла размером 52х45х15,5 см работы некоего (некоей?) Musa Seis может стоить 22 500 долларов США! А говорят, художники и скульпторы - люди бедные… (Если не считать Илью Глазунова, Зураба Церетели и автора вышеуказанной статуэтки ;-).

"Из всех искусств для нас важнейшим является…

…кино!" - продолжит едва ли не каждый из нас слова вождя мирового пролетариата и будет прав и неправ одновременно! По тексту - прав, по сути - нет. Ведь Ленин отдавал предпочтение кино перед литературой или театром, имея ввиду прежде всего его высокую эффективность в деле агитации и пропаганды в тогдашней огромной и неграмотной России. Сейчас никого за Советскую власть агитировать не надо, а кинопрокат превратился в успешный бизнес. Впрочем, еще несколько лет назад причитания по поводу неизбежной смерти алматинского кинопроката были чуть ли не обязательной темой наших киноискусствоведческих обзоров. Глядя, как оживают теперь реконструированные по самому последнему слову кинотехники "Арман", "Искра", "Алатау", другие алматинские кинотеатры, начинаешь понимать, что при условии должного инвестирования и грамотного менеджмента можно поднимать из разрухи любую отрасль.

То же самое, кстати, можно сказать и о сайтах. Например, Киноафиша Алматы есть результат приложения творческих сил Ирины Субханбердиной и финансов Казкоммерцбанка. Домен банка присутствует в веб-адресе и Театральной афиши Алматы Виктора Рогозина, представляющей пока творчество Ордена Дружбы народов Государственного академического русского театра драмы имени М.Ю.Лермонтова. Есть свои сайты и у других старейших казахстанских театров - Семипалатинского областного русского драматического театра имени Ф.М.Достоевского (этот театр благодаря Владимиру Прокопенко первым из казахстанских заведений культуры получил прописку в Интернете!) и Павлодарского областного русского театра драмы имени А.П.Чехова. А вот получивший год назад почетное звание "академического" Карагандинский театр музыкальной комедии по прежнему адресу muscom.karagandy.com не обнаруживается…

Особняком в Казнете стоит необычный сайт Новое платье короля. Кто из нас в детстве не зачитывался одноименной сказкой великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена? Так вот, по ее мотивам драматург Евгений Шварц в 1934 году написал пьесу Голый король, и этот же сюжет вдохновил молодых и симпатичных алматинок Иветту и Веру на написание прелестных песенок, легших в основу данного сайта (кстати, тоже работы одной из девушек - Веры Сучковой).

Блеск и нищета казахстанской эстрады

Нечасто пока увидишь веб-адреса на больших рекламных биллбордах, устанавливаемых на алматинских перекрестках. Вот почему щиты со строкой www.show-kz.com сразу привлекли мое внимание. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что находящийся по этому адресу сайт Show-KZ.com, с одной стороны, можно было бы назвать корпоративным сайтом ведущей в Казахстане продюсерской компании Арт-центр management, с другой, сайт быстро превратился в этакое музыкальное "веб-созвездие", в котором блистают отдельными сайтами многие наши "звезды" и "звездочки". Ну а открывателем большинства из них стал известный музыкант, композитор и продюсер, а "по совместительству" - арт-директор "Арт-центр management" Адиль Жамбакиев.

Исключением из списка "подопечных" выглядит разве что группа Яшлык, сама "открывшая" Адиля. Как в свое время Федор Михайлович Достоевский высказался в том смысле, что вся русская классическая литература, дескать, "вышла из гоголевской "Шинели", так и я могу утверждать, что вся современная казахстанская поп-музыка вышла из "Дос-Мукасана" и "Яшлыка". Да-да, далеко не все юные фанаты этой популярной уйгурской группы знают, что ее история началась тогда, когда их еще не было на свете: в 1974 году Мурат Ахмадиев собрал первый состав вокально-инструментального ансамбля "Яшлык". Шло время, на смену отцам пришли дети - и с 1996 года ведется отсчет современного "Яшлыка", лидером которого является вокалист Дильшад Ахмадиев. Вспоминаю, как в 1998 году песня "Нигара" из одноименного альбома группы была едва ли не главным хитом казахстанского музыкального сезона…

Не меньшей популярностью пользуется у молодежи группа Дервиши. Но чему удивляться, если двое из нынешних "дервишей" - уже упоминавшийся выше Адиль Жамбакиев, а также бас-гитарист Азиз Масимов - играли в "Яшлыке" до 1991 года. В 1994-96 годах была работа с Русланом Тохтахуновым в "Ар-клубе" - одной из самых популярных в то время групп на казахстанской эстраде. Снова три года околомузыкальной деятельности - и вот в 1999 году на международном конкурсе исполнителей Азия Дауысы состоялось триумфальное возвращение Адиля и Азиза на эстраду уже в составе "Дервишей"!

Возвращаясь к продюсерскому статусу Адиля Жамбакиева… Весьма показательно в этом отношении появление в списке подопечных "Арт-центр management" Булата Сыздыкова и Карины Абдуллиной, известных как дуэт Musicola, или группы А-Студио. Что ни говорите, а эстрадные исполнители международного уровня у нас в стране наперечет и выбор "Мюзиколы" и "А-Студио" в пользу молодой продюсерской компании говорит о многом… Впрочем, в колоде Адиля Жамбакиева немало и будущих "тузов", таких, как Рахат Турлыханов или Дильназ Ахмадиева.

Завершая обзор представленных в Казнете музыкальных проектов, упомяну официальный сайт очень нравящейся мне алматинской группы Халхин-Гол. Даже давние и не слишком качественные демозаписи 1999 года в формате MP3 позволяют убедиться в высоком профессионализме музыкантов и оригинальности их музыкально-поэтических образов, слегка напоминающих джаз-регги-фолковые "коктейли" Ольги Арефьевой и группы "Ковчег". Несколько озадачивает лишь дизайн сайта… Если вспомнить, что военные действия между Японией и Советским Союзом на реке Халхин-Гол происходили в августе 1939 года, то возникает резонный вопрос: почему символом своего сайта "халгинголовцы" выбрали изображение американского танка 20-х годов Mk VIII (см. замечательный Броне-Сайт Чобитка Василия)?

Мастера искусств Алматы в Москве

В советское время существовала хорошая традиция устраивать так называемые Дни литературы и искусств той или иной республики в столицах других республик. Благодаря этому и алматинцы могли вживую видеть у себя лучших мастеров многонационального советского искусства, да и наши литераторы и артисты становились ближе московским или киевским книгочеям и меломанам.

Жаль, что с распадом "великого и могучего" ушли в прошлое и многие хорошие традиции. Все разбрелись по своим отдельным, национальным, квартирам, и вот тут-то выяснилось, что во всесоюзной "коммуналке"-то жить было веселее! И начался обратный процесс… Вновь замелькали на наших афишах знакомые имена и названия - музыкантов, ансамблей, театров… Например, в июне нынешнего года в Казахстане с успехом прошли Дни культуры Российской Федерации. И наши мастера искусств вновь стали собирать чемоданы не только для выезда на ПМЖ (увы-увы…), но и для обычных заграничных гастролей.

В начале октября едва ли не главной новостью о Казахстане во всех СМИ стали сообщения о том, что в Москве открывается грандиозный фестиваль мастеров искусств Алматы. И масштаб мероприятия действительно приятно удивил! В российскую столицу пожаловала делегация из 120 деятелей культуры и искусства Казахстана во главе с акимом Алматы Виктором Храпуновым. Церемония торжественного открытия фестиваля состоялась 3 октября в Большом театре с участием народного артиста СССР певца Алибека Днишева, народной артистки Республики Казахстан пианистки Жании Аубакировой, хора и оркестра Государственного Академического театра оперы и балета имени Абая под управлением дирижера Рената Салаватова…

В первый день фестиваля начали работу сразу две художественные выставки, одна из которых позволила московским зрителям насладиться работами насколько талантливого, настолько же недооцененного современниками художника Сергея Калмыкова, другая же состояла из произведений русского авангарда 20-30-х годов. Их продолжила открывшаяся в залах Государственного музея Востока выставка картин современных алматинских художников из собрания Государственного музея искусств имени А.Кастеева и из частных коллекций. Таким образом, впервые, пожалуй, москвичам была представлена такая широкая палитра казахстанских имен, работ и стилей…

Не обидели и киноманов. Так, в кинотеатре "Дом Ханжонкова" прошел вечер с участием видных деятелей кино Алматы и Москвы, а "на десерт" московские зрители получили премьерный показ картины режиссера Александра Баранова "Шанхай". Вместе с Александром, начинавшим свой путь в кино как соавтор сценария (вместе с Бахытом Килибаевым) культового фильма 80-х годов "Игла", на премьере был и Фархат Абдраимов, обладатель приза "За лучшую мужскую роль" XXI Московского Международного кинофестиваля.

Ну и завершился Фестиваль искусств Алматы в Москве 7 октября сольным концертом народного артиста СССР и Казахстана Алибека Днишева в концертном зале имени Чайковского.

Впервые об Алибеке Днишеве любители музыки узнали в 1975 году после его блистательной победы на Международном конкурсе вокалистов имени М.И.Глинки, где Алибек получил первую премию и диплом за лучшее исполнение романсов великого композитора. За 25 лет своей профессиональной деятельности Алибек Днишев стал настоящей звездой вокального исполнительского искусства, тенор которого необыкновенной красоты и мягкости звучит на крупнейших сценах мира. Кроме того, Алибек Мусаевич известен и как педагог: в Алматы успешно работает созданная профессором Днишевым академия вокала и театр его имени. А вот сайта у великого певца, в конце июля отпраздновавшего свое 50-летие, в Казнете до сих пор нет… Чего я не могу сказать про заслуженную артистку РК Розу Рымбаеву. В том смысле, что не могу с определенностью сказать, есть ли у нее сайт или нет: дело в том, что раньше он был, да с некоторых пор на запросы отвечать перестал. Вот и гадай, то ли технические проблемы тому виной, то ли финансовые…

Хорошо хоть Сергей Максимов и алматинский Интернет Трейнинг Центр радуют ценителей Прекрасного то сайтом Бибигуль Тулегеновой, прославленной певицы, народной артистки СССР и Казахстана, лауреата Государственных премий СССР и Казахстана, чей 70-летний юбилей мы отмечали 16 декабря прошлого года, то сайтом другой оперной примы - Сары Ищановой.

С НОВЫМ ГОДОМ ! А что же другие веб-мастера и мастера искусств? Неужели так и останутся взаимно неприязненными взаимоотношения "барышни" казахстанского искусства и "хулигана" казахстанского Интернета? - А так хочется Большой Любви в канун Нового 2002 года!

Традиционный новогодний тост вместо заключения

Друзья, встречайте Новый год с бокалом шампанского в одной руке и декабрьским номером Computer Club в другой - и удача станет вашей постоянной спутницей в Новом, теперь уже 2002 году! С Новым годом вас! С новым сайтом!

Архив по годам

 Наш спонсор

 Реклама