СЛОЖНАЯ АРИФМЕТИКА КАЗАХСТАНСКОЙ СОТОВОЙ

© Александр ЛЯХОВ

Написано для ежедневного интернет-издания CNews.ru в феврале 2002 г.

Сотовой (или мобильной, кому как нравится) связью сейчас не удивить, пожалуй, даже младенца. "Сотка", бывшая ранее, наряду с шестисотым "мерседесом" и малиновым пиджаком, обязательным атрибутом анекдотов про "новых русских", сейчас все увереннее становится элементом нашей повседневной жизни. И я не удивлюсь, если, скажем, лет эдак через пять, отвечая на вопрос "Какой у тебя номер телефона?", люди будут привычно называть номер не домашнего аппарата, а своего "мобильника".

Пример №1. 1+1=1

История сотовой связи в Казахстане берет свое начало в сентябре 1994 года, когда была запущена в коммерческую эксплуатацию сеть сотовой связи "Алтел". Для управления сетью и обслуживания ее пользователей было создано британско-казахское СП "Beset International", где с казахской стороны партнером выступило ЗАО "Казахтелеком", предоставившее доступ к местной СТОП (сети телекоммуникаций общего пользования), с британской - Wireless Technology Corporation Ltd., чей вклад в общее дело выразился денежной суммой в 20 млн. долларов США. Выбирая технологию и оборудование для первой в Республике Казахстан сотовой, остановились на передовом для того времени стандарте NAMPS-800 (Narrowband Advanced Multiple Phone Service 800 MHz) и сетевом оборудовании фирмы Motorola. А для того, чтобы проект смог прочно стать на ноги, правительство, возглавляемое тогда Сергеем Терещенко, предоставило "Алтелу" 5-летнюю монополию на рынок сотовой связи.

Что касается названия "Алтел" (сокращение от фразы "алтын телефон", что переводится с казахского как "золотой телефон"), то оно действительно оправдывало свое двусмысленное название. Отсутствие реальной конкуренции привело к тому, что сотовая связь в Казахстане долгое время была беспрецедентно дорогой. Дорого было все: цены на телефоны, на подключение, на трафик (средний ежемесячный счет одного клиента составлял в 1998 году около 700 долларов!), плюс депозитный взнос в 500 долларов, по сути являвшийся беспроцентным и бессрочным кредитом, предоставлявшимся "Алтелу" каждым клиентом.

Но даже при таких грабительских условиях "Алтел" смог к апрелю 1999 года довести число своих клиентов до 15 000, кроме того, еще около 10 000 абонентов составляли пользователи более дешевой услуги - карточной сети "Тумар".

Кстати, возвращаясь к учредителям. Wireless Technology Corporation Ltd. со временем превратилась в PLD Telecom (адрес несуществующего уже сайта - www.pldtele.com), чтобы 30 сентября 1999 года войти в состав хорошо известной на территории бывшего Советского Союза телекоммуникационной "империи Джона Клуге" (John Kluge) - Metromedia International Group, Inc. (MITI).

А что же конкуренты? В 1995-96 годах едва ли не все алматинские СМИ являлись ареной для боя без правил между "Алтелом" и его единственным конкурентом - компанией "Толкын". Последний, имевший тогда в Алматы всего три передающие станции по сравнению с двадцатью у "Алтела", лишь за счет более низких цен смог набрать около 2 000 абонентов. Но этого оказалось мало… "Алтелу" с помощью больших денег и высоких покровителей удалось-таки выдавить незадачливого конкурента с рынка. И "добровольный" отказ "Алтела" от монополии в 1997 году уже ровным счетом ничего не мог изменить в сложившемся соотношении сил. Тем удивительнее было, что в феврале 1999 года - уже после того, как в Казахстан пришел более прогрессивный, нежели AMPS, стандарт GSM (Global System for Mobile Communications) - "Толкын" реанимировался в виде сети сотовой сети "Жаршы", причем все в том же стандарте AMPS!

Пример №2. 2+2=5

В феврале 1999 года официально заканчивался 5-летний срок эксклюзива "Алтела" на сотовую связь. И, не теряя времени, в июне 1998 года правительство Казахстана продало лицензию на право эксплуатировать мобильную связь стандарта GSM-900. Обладателем этой лицензии за небольшую, по мировым меркам, сумму в 16 млн. долларов стал все тот же "Казахтелеком", обязавшийся, правда, доплатить разницу в цене в случае, если кто-то предложит большую сумму. Тем неприятнее для "Казахтелекома" оказалось, что на августовских торгах в Астане за лицензию предложили аж 67 млн. долларов (при том, что в своих предварительных оценках ни один из независимых экспертов не поднимался выше 30 млн. долларов)! В результате "Казахтелекому", чтобы доплатить государству 51 млн. долларов, пришлось вступать в коалицию со вторым участником торгов…

Оставим в стороне вопрос, действительно ли попали в бюджет государства почти 135 млн. долларов, заработанные им в результате продажи двух лицензий на GSM. Констатируем лишь, что уже 6 февраля 1999 года состоялся запуск в коммерческую эксплуатацию сети K`cell, а 19 февраля - сети K-Mobile! И в том же 1999 году основные услуги приобрели, по примеру тандема "Алтел"-"Тумар", своих карточных "младших братьев": в пару к K`cell добавился Activ, к K-Mobile - K-Card. Кто же стоит за всеми этими торговыми марками?

Торговая марка K`cell является собственностью компании "GSM Казахстан", основанной 30 сентября 1998 года как совместное предприятие "Казахтелекома" и турецкой компании TURKCELL Iletisim Hizmetleri A.S., как раз и выручившей крупнейшего оператора связи Казахстана полусотней миллионов долларов. Что ей, наверное, не трудно было сделать, поскольку в своей стране Turkcell владеет большей часть рынка сотовой связи, а также развивает свой бизнес в Азербайджане и Грузии, где выступает партнером в совместных предприятиях Azercell и Geocell.

Ну а торговая марка K-Mobile принадлежит ТОО "КаР-Тел", которая является составной частью другого известного турецкого телекоммуникационного консорциума - Rumeli Telecom.

Естественно, что с возвращением на рынок сотовой связи одного старого ("Жаршы") и появлением двух новых (K'cell и K-Mobile) игроков, конкуренция выросла как никогда. А это потребовало от операторов использования всех возможных средств в борьбе за клиентов: придумывались все новые и новые тарифные планы, сами тарифы снижались чуть ли не ежеквартально, на всех теле- и радиоканалах, а также в печатных СМИ объем рекламы сотовой связи намного превышал объем любого другого бизнеса… Так, по оценкам Агентства социальных и маркетинговых исследований "БРИФ Центральная Азия", на рекламу услуг сотовой связи на ТВ в январе-сентябре 2000 года было потрачено 69 тыс. долларов, в прессе - 389 тыс. По общему бюджету рекламных затрат (ТВ и пресса) лидировал отчаянно старавшийся удержать клиентов "Алтел" - 235 тыс. долларов, на втором месте шел K-Mobile - 111 тыс. долларов, и только третьим оказался K'cell - 38 тыс. долларов. Может быть, именно повышенная рекламная активность и способствовала тому, что шестилетие "Алтела" совпало с награждением его золотой медалью "Лучшая сотовая связь Казахстана в 2000 году" по итогам общенационального конкурса "Человек года - Выбор года - 2000"?

Пример №3. 4+1=?

Несмотря на то, что сотовый бум в Казахстане продолжается и еще весьма далек от своего завершения, проблем у операторов предостаточно. Можно даже напрямую связать большинство этих проблем как раз с продолжающимся бумом: так, если верить (именно верить ;-) маркетинговым службам операторов, у K'cell насчитывается сейчас около 500 тыс. абонентов, у K-Mobile - 300 тыс. В результате, события последних месяцев показывают, что GSM-сетям явно не хватает радиочастотного ресурса и базовых станций. Другими словами, за стремительно растущим числом абонентов не поспевают обслуживающие их сети! Например, стали обыденными ситуации недоступности сети вследствие нехватки каналов. Еще два показательных примера: 24 января 2001 года произошел сбой на базовой станции сети K-Mobile, из-за чего пару часов от связи были отключены все ее абоненты. 21 ноября того же года пострадали уже клиенты K'cell, причем молчание продлилось почти 6 часов!

Другая проблема казахстанских сотовых операторов - пресловутая "восьмерка". Вместо того, чтобы выделять клиенту сотовой сети прямой городской номер, в Казахстане звонок на сотовый предваряется набором "восьмерки" (выход на межгород) и специального зонового кода: для "Алтела" это - 8-290-…, для K'cell - 8-300-…, для K-Mobile - 8-333-… И лишь к абонентам ничего не решающего в "сотовой войне" "Толкына" можно дозвониться через обычный шестизначный номер…

Сейчас многих в Казахстане интересует вопрос: придет ли в страну популярный цифровой стандарт сотовой связи CDMA (IS-95)? Дело в том, что летом прошлого года "Казахтелеком" уже обращался в правительство Республики Казахстан с просьбой продать или передать компании лицензию на организацию мобильной сотовой связи именно в стандарте CDMA (по условиям лицензий, выданных правительством хозяевам K'cell и K-Mobile, возможность появления на рынке третьего оператора в стандарте GSM исключается).

А буквально на днях "Алтел" ввел в эксплуатацию систему аутентификации абонентов HLR-41 производства Motorola, которая, во-первых, с абсолютной надежностью защитит все 47 тыс. абонентов сетей АЛТЕЛ и ТУМАР от попыток несанкционированного доступа, а, во-вторых, закладывает базу для обещанного руководителями "Алтела" еще полтора года назад перевода сети с устаревшего аналогового NAMPS на более перспективный цифровой стандарт CDMА.

Что ж, посмотрим, какие новые арифметические загадки подарит казахстанский рынок сотовой связи своим пользователям…

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама