ИНТЕРНЕТ + КОММЕРЦИЯ + EPAY = …

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №5, декабрь 2003 газеты «Казкоммерц NEWS»

Не нужно обладать обширными математическими познаниями, чтобы получить в результате сложения трех указанных в заголовке величин четвертую, имя которой «электронная коммерция». Термин этот появился в лексиконе цивилизованного человечества всего-то несколько лет назад, а уже сейчас многие склонны верить главе корпорации Intel Крейгу Барретту, заявившему однажды, что вся предпринимательская деятельность со временем перейдет на электронные рельсы. Что ж, время покажет, насколько прав был новоявленный «пророк»…

О ЧЕМ РЕЧЬ?

Ну, да Бог с ними, с прогнозами, пока же заметим, что, несмотря на сравнительно небольшой срок существования даже самого термина, не говоря уж о предмете, им обозначаемом, сейчас сложилось достаточно четкое разделение электронной коммерции на 4 направления:

  1. Финансовое. Здесь обязательным элементом системы является финансовый институт, например, банк, а наиболее типичными решениями — системы типа «Банк - Клиент» и «Хоумбанкинг»;
  2. Корпоративное. Это направление интернет-коммерции чаще обозначается аббревиатурой B2B (Business-to-Business) и подразумевает электронное оформление сделок между компаниями и организациями. Наверняка, многим казахстанским зерновикам знакома российская электронная биржа «Зерно Он-Лайн»;
  3. Частное. Обозначается это направление электронной коммерции как C2C (Customer-to-Customer) и подразумевает чаще всего интернет-аукционы, самым известным из которых является eBay;
  4. Розничное. Говоря об электронной коммерции, 90% из нас имеют в виду именно это ее направление, обозначаемое как B2C (Business-to-Customer) и называемое также интернет-торговлей, онлайновыми покупками и другими схожими терминами.
Вот на последнем направлении мы и остановимся, тем более, что «главным героем» моего нынешнего рассказа является первая в Казахстане открытая система авторизации платежных карточек через Интернет.

В ИНТЕРНЕТ ЗА ПОКУПКАМИ

Те из вас, уважаемые читатели, кто всерьез занимались или занимаются сейчас розничной торговлей, легко и с подробностями нарисуют в своем воображении картину организации реального магазина. А картина эта такова: арендуется (строится, покупается…) помещение для магазина, делается соответствующий его профилю ремонт, нанимается обслуживающий персонал, утрясаются вопросы с санэпидемстанцией, госпожнадзором, электриками и телефонистами, не забывается проблема военизированной охраны — и, пожалуйста, новая торговая точка открыта!

Что же привнес Интернет в эту привычную процедуру? — Вместо аренды помещения — аренда дискового пространства на сервере интернет-провайдера, вместо торгового оборудования и прилавков — разработанная одной из веб-команд электронная витрина с перечнем предлагаемых товаров и цен на них, вместо кассовых аппаратов — программно-аппаратный стык сервера провайдера с хостом банка, обслуживающего этот электронный магазин, и, наконец, вместо крепких ребят с обрезами у входа — герой нашего рассказа, Центр авторизации пластиковых карт (ЦАПК), проверяющий подлинность кредитных карточек и наличие на них денег.

Таким образом, в процессе покупки через Интернет (см. рисунок ниже) задействуются:
  • покупатель, сидящий за персональным компьютером дома, в офисе или даже в дороге (Интернет по радиоканалу уже совсем не редкость!);
  • банк покупателя (эмитент), где покупатель имеет счет своей платежной карточки (кредитной или дебетовой);
  • интернет-магазин, который физически может располагаться где угодно, лишь бы это «где угодно» имело постоянное соединение с Интернетом;
  • банк магазина (эквайрер), обслуживающий финансовую деятельность компании — владельца магазина. В нашем случае, в роли банка-эквайрера выступает Казкоммерцбанк.
EPAY
Кроме того, в схеме электронной покупки может присутствовать клиринговый центр, то есть, банк, через который проходят расчеты между эмитентом и эквайрером. Понятно, что в случаях, когда покупатель и интернет-магазин обслуживаются одним и тем же банком, необходимость в клиринговых операциях исчезает. А вот без транспортных компаний, обеспечивающих доставку товаров покупателям с реальных складов виртуального магазина, здесь не обойтись…
EPAY


СХЕМА ПОКУПКИ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ
  1. Итак, покупатель «заходит» в интернет-магазин, выбирает необходимые ему товары и формирует т.н. «корзину» заказа.
  2. После того, как «корзина» сформирована, система автоматически направляет покупателя на сервер ЦАПК — для заполнения платежной формы.
  3. Сервер запрашивает у покупателя информацию о платежной карточке, необходимую для проведения платежа — номер и срок действия карточки, Ф.И.О. владельца.
  4. Если платежная карточка эмитирована (выпущена) не Казкоммерцбанком, информация о ней направляется в выпустивший ее банк — для проверки наличия средств.
  5. После обработки информации банком-эмитентом результат передается в Казкоммерцбанк, который, если денег на карточке достаточно для осуществления покупки, блокирует сумму в пользу магазина. Этот процесс и называется авторизацией.
  6. Результат авторизации направляется одновременно магазину и покупателю.
  7. Исходя из результатов, магазин либо аннулирует заказ, либо организовывает доставку товара по назначению.
  8. Получив доставленный товар, покупатель подписывает сопроводительные документы, которые в случае спорных моментов будут являться доказательством факта получения товара. Сделка между магазином и покупателем на этом завершается.
  9. При получении от продавца уведомления об отгруженном товаре, банк списывает ранее заблокированную сумму со счета покупателя и переводит ее на счет продавца.
В итоге, покупатель любуется покупкой, продавец — вырученными за ее продажу деньгами, банк имеет свою комиссию и удовлетворение от честно выполненного долга перед клиентами.

ПЛАТЕЖИ БЕЗ ОПАСНОСТИ

Однако, говоря об электронной коммерции, нельзя не коснуться такого момента, как безопасность платежей. В этом отношении ЦАПК гарантирует покупателю, что платежные реквизиты его карточки (номер, срок действия, код CVV2/CVC2) не попадут в руки мошенников, во-первых, потому что покупатель вводит их не на сайте интернет-магазина, а непосредственно в ЦАПК, а, во-вторых, потому что сам ЦАПК не хранит эти данные у себя. Но этого мало! Канал передачи платежной информации между центром авторизации и интернет-магазином защищается специальным протоколом SSL, а использование цифровой подписи по алгоритму RSA с 1024-битным ключом исключает всякую возможность искажения передаваемой информации.

Не останавливаясь на достигнутом, совсем недавно Казкоммерцбанк совместно с компанией OpenWay установил новый модуль безопасности карточной системы — Way4CommerSafe, что максимально усложнит задачу карточных мошенников.

НА ОБСЛУЖИВАНИИ У EPAY

Какие же интернет-магазины пользуются услугами Центра авторизации? Список их насчитывает уже почти два десятка названий, на самом же сайте отмечены только самые известные из них: Sim-Sim — виртуальный торговый центр, предлагающий сдачу торговых «площадей» в аренду, «Юрист-WWW» — поисковая система по законодательству Казахстана, Press.kz — книжный магазин, Elfina — магазин игрушек…

А с недавних пор в связи с открытием дочернего банка в Кыргызстане и расширением географии интернет-эквайринга к Epay стали подключаться и кыргызстанские интернет-коммерсанты.

В заключение, традиционно отмечу тех, кто разрабатывал Центр авторизации пластиковых карт, а сейчас занимается его поддержкой и развитием: от Управления развития интернет-банкинга — это Руслан Алимбетов и Сергей Фролов, от Департамента банковских карточек — Ринат Тукмуллин сотоварищи.

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама