Глава 60. ЯВЛЕНИЕ GPRS НАРОДУ, или КАЗНЕТ МОБИЛЬНЫЙ

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №10/2004 журнала «Интернет и Я»

Телефон - это величайшая неприятность среди удобств и величайшее удобство среди неприятностей.
Американский социолог Роберт Стотон Линд

Ровно год назад, а именно — 12 сентября 2003 года, популярный российский новостной портал CNews.ru со ссылкой на пресс-релиз компании «GSM Казахстан» сообщил о том, что этот оператор мобильной связи, работающий под торговыми марками K`Cell и Activ, первым в Казахстане осуществил запуск в коммерческую эксплуатацию услуг, основанных на технологии GPRS: WAP, MMS и собственно GPRS — для абонентов сети K`Cell и только MMS — для абонентов Activ. Здесь же были обнародованы суммарные затраты на внедрение GPRS, составившие около 4 млн. долларов США.

Таким образом, день 9 сентября 2003 года, когда случилось само сие событие, можно считать в какой-то мере историческим в новой казахстанской истории: ведь технология беспроводной пакетной передачи данных GPRS (General Packet Radio Service) знаменует собой переход к так называемому «Третьему поколению» (3G, 3th Generation) мобильной связи.

Если сравнивать с соседней Россией, то получается, что мы отстали от россиян на полтора года, ведь еще в апреле 2002 года «ВымпелКом» первым из российских сотовых операторов начал коммерческую эксплуатацию GPRS.

Мобильная связь + Интернет = GPRS


GPRS ОТ KCELL

GPRS от K`Cell

 

Что же это за GPRS, о котором так долго говорили до его появления в нашей стране и разговоры эти не утихают до сих пор? Как я уже расшифровывал выше, технология GPRS означает General Packet Radio Service и является своеобразной надстройкой над обычной GSM-сетью1), позволяющей на порядок увеличить скорость передачи данных (171,2 Кбит/с в сети с GPRS против максимальных 14,4 Кбит/с в обычной GSM-сети). За счет чего это достигается?

Дело в том, что в GPRS используется тот же пакетный принцип передачи данных, что и в интернет-технологиях2), когда весь объем передаваемых данных доставляется получателю не единым потоком, а отдельными порциями (пакетами), собираясь воедино лишь в конечной точке своего маршрута, т.е., на мобильном телефоне абонента. Вспомнив, насколько в условиях загруженных городских артерий (а каналы Интернета сейчас загружены не меньше!) отдельный мотоциклист мобильнее, а, значит, и быстрее, колонны байкеров, легко понять, почему пакетная передача данных быстрее потоковой. Другое дело: нужна ли вообще передача данных мобильному абоненту, привыкшему использовать свой телефон лишь для голосовой связи?

Уже сейчас можно говорить с определенностью: ДА, НУЖНА! Пусть не всем подписчикам услуг мобильной связи из миллиарда их по всему земному шару3) нужен доступ к электронной почте, Интернету и корпоративным сетям — в любом месте и в любое удобное для них время, но такая возможность должна быть им предоставлена. Причем, в данном случае можно говорить об обоюдной выгоде — как для операторов сетей мобильной связи, так и для их клиентов. Вот и рассмотрим этот вопрос чуть более подробно с позиции потребителей услуг мобильной связи, коими почти все мы, друзья, являемся…

Примечания:
1) Об особенностях технологий радиосвязи AMPS, GSM и CDMA см. мою статью «FDMA, TDMA, CDMA… Продолжение будет?».
2) Что такое пакетная передача данных в Интернете — см. главу «Протокол управления передачей (TCP) и протокол пользовательских дейтаграмм (UDP)» в книге Станислава Клименко и Василя Уразметова «INTERNET. Среда обитания информационного общества»
3) В 1995 году тогдашний председатель GSM MoU Association предсказал, что глобальный рынок GSM, который тогда находился на отметке 4 млн. абонентов, достигнет к 2000 году 100 млн. Тогда мало кто поверил в этот прогноз, но уже в июле 1998 года рубеж был достигнут! На сегодня, по оценкам многих экспертов, число абонентов мобильной связи превышает один миллиард, из которых около 600 млн. — клиенты сетей GSM.

Выгоды потребителя GPRS

Собственно, о главной выгоде GPRS для конечного пользователя я уже сказал - это существенно более высокая скорость передачи данных вообще и возможность беспроводной доставки информации, основанной на использовании интернет-протоколов (IP). Наглядный пример: хорошо известная многим технология WAP (Wireless Application Protocol), которая опирается именно на GPRS как на механизм транспортировки данных.

Другие выгоды обуславливаются теми технологическими свойствами, которые вообще характерны для сетей, работающих по стандарту GPRS: быстрой настройкой вызова, выделением частотных ресурсов по потребностям, постоянным соединением с сетью, высокой скоростью передачи данных и возможностью тарификации за единицу объема информации. Соответственно, у операторов появляется возможность предлагать своим клиентам целый набор полезных услуг, таких как:

  • электронная почта;

  • электронная коммерция;

  • локальное обслуживание;

  • информационные услуги;

  • синхронизация данных.

    Электронная почта. Стандарт GPRS не просто обеспечивает высокую скорость передачи данных, но и позволяет устанавливать так называемое «постоянно-виртуальное» соединение пользователей с сетью, благодаря чему отпадает необходимость в возобновлении этого самого соединения и, соответственно, исчезают задержки на время его установления. В этом случае электронная почта может загружаться в фоновом режиме, а звонить и отвечать на вызовы можно одновременно с передачей данных.

    Электронная коммерция. То же самое относится и к взаимодействию пользователей GPRS с разнообразными ресурсами интернет-коммерции — банками, биржами, магазинами (об электронной коммерции рассказывалось в статье «Казахстанские реалии электронной коммерции», опубликованной в апрельском номере нашего журнала за этот год).

    Локальное обслуживание. Технология GPRS существенно расширила и спектр услуг, связанных с географическим положением мобильного пользователя. Уже не редкость, когда мобильная связь используется при необходимости оказания экстренной помощи (точное определение места бедствия) или для доступа к справочной информации (где находится ближайший банкомат или место встречи). Сюда же относятся и телематические услуги, когда бортовой компьютер автомобиля, используя GPRS, связывается с сервером и получает географические карты, маршруты движения и информацию о ситуации на дорогах.

    Информационные услуги. Получение общедоступной информации об именах, адресах и телефонах, доступа к корпоративной базе данных — и все это посредством голосовых команд! — тоже обеспечивает GPRS с использованием соответствующего оборудования. И, наконец,

    Синхронизация данных. Большинство переносных электронных устройств хранят в своей памяти всевозможные базы данных (например, адресную книгу), которые зачастую приходится вводить отдельно в каждое из них. Однако разработаны программы, позволяющие автоматически синхронизировать базы данных, хранящиеся в памяти различных устройств, упрощая, таким образом, процедуру добавления и исправления информации и делая возможным ее обновление через Интернет.

    Резюмируя, можно сказать, что широкое внедрение GPRS предоставляет миллионам пользователей мобильной связи стандарта GSM возможность глобального доступа к информационно-коммуникационным услугам Интернета, каждый владелец мобильного телефона фактически становится виртуальным офисом и в любом месте и в любое время может заниматься мобильной коммерцией. Sic!

    День рождения GPRS в Казахстане

    А теперь, друзья, вернемся к началу — в день 9 сентября 2003 года, когда на пресс-конференции в отеле «Хаятт Ридженси Алматы», называемом по привычке «Рахат-Паласом», топ-менеджеры компании «GSM Казахстан» объявили о коммерческом запуске услуг, основанных на технологии GPRS. Понятно, что такое долгожданное событие, как появление GPRS в нашей стране, просто не могло пройти мимо внимания серьезной прессы, и не только казахстанской! Разнились лишь технические детали проекта да полнота преподносимой информации о его хозяине — в зависимости от характера издания и компетентности его журналиста в теме телекоммуникаций. Например, из материала сетевой версии авторитетного российского журнала «Мобильные телекоммуникации» можно было узнать, что компания «GSM Казахстан» основана 30 сентября 1998 года, в коммерческую эксплуатацию сеть «GSM Казахстан» была запущена 6 февраля 1999 года с торговой маркой K`Cell, а 9 сентября того же года заработала ее «младшая сестра» (если исходить из той особенности русского языка, что слово «сеть» — женского рода) — карточная сеть Activ.

    Здесь же приводились некоторые небезынтересные данные о характеристиках всей сети «GSM Казахстан». Так, на момент запуска GPRS компания имела более 750 тысяч абонентов в 74 городах и населенных пунктах Казахстана (притом, что максимальная емкость сети — 1,6 млн. абонентов), из которых около 70% составляли «активисты» — владельцы предоплаченных карточек Activ. Договор о международном автоматическом роуминге объединял «GSM Казахстан» со 186 операторами в 86 странах мира.

    Примечательная ремарка сопровождала заметку «GSM Казахстан наконец запустила GPRS», опубликованную в №35 за 2003 год газеты «Панорама»: в своем комментарии газете главный исполнительный директор «GSM Казахстан» Халюк Еге отметил, что доступ в Интернет будет производиться через двух доступных операторов — «Казахтелеком» и «Нурсат». Все правильно: негоже отдавать трафик, а с ним и деньги, чужим дядям…

    Ответа конкурентов долго ждать не пришлось

    Кстати, о чужих дядях. Непростые реалии казахстанской сотовой связи не раз освещались мною в различных обзорах. Достаточно ознакомиться со статьей «Сложная арифметика казахстанской сотовой», написанной мною для уже упоминавшегося выше ежедневного интернет-издания CNews.ru в феврале 2002 года. Так вот, не прошло и трех недель с момента демарша «GSM Казахстан», как ответный ход сделала компания «KaR-Tel», второй по величине оператор мобильной связи в Казахстане, обслуживающий около 500 тысяч абонентов своих сетей K-Mobile и Excess. Точнее, заявление последовало от компании Alcatel, объявившей в своем пресс-релизе от 25 сентября о поставке в Казахстан оборудования на 20 млн. евро, в результате чего максимальная абонентская емкость сетей «КаР-Тела» увеличится до 1 млн. абонентов, а также будет усовершенствована функциональность в плане GPRS-технологий.

    Все это вкупе с совсем недавним приобретением «КаР-Тела» пионером GPRS в России компанией «ВымпелКом» (см. об этом) делает перспективы пользователей K-Mobile и Excess очень даже неплохими…

    Впрочем, и их соперники не собираются довольствоваться достигнутым, заручившись полной поддержкой со стороны другого крупнейшего производителя GSM-оборудования — финского концерна Nokia. 10 июня 2004 года в Казахстанском пресс-клубе прошла пресс-конференция, на которой было объявлено о преобразовании представительского офиса Nokia в Алматы в коммерческий с целью концентрации «на обеспечении полного содействия компании K`Cell для дальнейшего развития ее бизнеса и модернизации ее сети». Сказано, как говорится, открытым текстом…

    Что дальше?

    Упоминавшийся выше обзор о сотовой связи в Казахстане я предварял таким пассажем: «Сотовой (или мобильной, кому как нравится) связью сейчас не удивить, пожалуй, даже младенца. «Сотка», бывшая ранее, наряду с шестисотым «Мерседесом» и малиновым пиджаком, обязательным атрибутом анекдотов про «новых русских», сейчас все увереннее становится элементом нашей повседневной жизни. И я не удивлюсь, если, скажем, лет эдак через пять, отвечая на вопрос «Какой у тебя номер телефона?», люди будут привычно называть номер не домашнего аппарата, а своего «мобильника». Не отказываясь от своего прогноза более чем двухлетней давности, могу лишь добавить, что я не удивлюсь, если к указанному времени слова «мобильник» и «сотка» официально и безо всяких кавычек войдут в словари русского языка, интернет повсеместно будет писаться с маленькой буквы, как радио и телевидение, а консалтинг в интернет-области станет такой же востребованной (и дорогостоящей!) услугой, как финансовый аудит или бизнес-консалтинг…

    Ссылки по теме

  • Sotki.kz — аналог российского сайта «Сотовик»

  • Форум «Сотовая в Казахстане»

  • Mobile GPRS

  • Сайт Даниэле Паулетто Guida GPRS — если вас не пугает необходимость перевода с итальянского языка

  • Архив по годам

     Наш спонсор

     Реклама