Глава 71. КАЗНЕТ: ПАЦИЕНТ СКОРЕЕ ЖИВ, ЧЕМ МЕРТВ…

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №12/2005 журнала «Computer Club»

Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнес его в дом… Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок.
Сова приложила ухо к груди Буратино.
— Пациент скорее мертв, чем жив, — прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.
Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами сразу в разные стороны. Прошлепала большим ртом:
— Пациент скорее жив, чем мертв…
Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.
— Одно из двух, — прошелестел он, — или пациент жив, или он умер. Если он жив — он останется жив или он не останется жив. Если он мертв — его можно оживить или нельзя оживить.
— Шшшарлатанство, — сказала Сова, взмахнула мягкими крыльями и улетела на темный чердак.
У Жабы от злости вздулись все бородавки.
— Какакокое отвррратительное невежество! — квакнула она и, шлепая животом, запрыгала в сырой подвал.
Лекарь Богомол на всякий случай притворился высохшим сучком и вывалился за окошко.
Девочка всплеснула хорошенькими руками:
— Ну, как же мне его лечить, граждане?
— Касторкой, — квакнула Жаба из подполья.
— Касторкой! — презрительно захохотала Сова на чердаке.
— Или касторкой, или не касторкой, — проскрежетал за окном Богомол.
Тогда ободранный, в синяках, несчастный Буратино простонал:
— Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую!

Друзья, я не случайно привел такой большой отрывок из известной всем детской сказки, потому что в нем, на мой взгляд, как нельзя лучше отражена ситуация, складывающаяся сейчас В казахстанском Интернете и ВОКРУГ него. У кровати больного собрался разношерстный консилиум, Казнету ставятся разные диагнозы — от пессимистичного «Пациент скорее мертв, чем жив» до внушающего надежду «Пациент скорее жив, чем мертв», прописываются разные лекарства, — в то время, как сам Казнет, по примеру Буратино, твердит на разные голоса: «Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую!». Но так ли это?

Сколько нас?

Один из законов успешного бизнеса гласит: нельзя выходить на рынок, не определив его объем, выраженный либо в деньгах, либо в количестве реальных и потенциальных покупателей (а лучше — и в том, и в другом сразу!). Но, друзья, о какой достоверности в оценке казахстанского рынка интернет-услуг можно говорить, если исходные материалы безнадежно устарели, а то и просто высосаны из пальца?!

Так, до сих пор в ходу годящиеся лишь для Истории данные исследования «Аудитория и окружение Интернета в Казахстане», проведенного весной 2001 года (!) одним из лидеров отечественного исследовательского рынка — агентством «BRIF Central Asia» — совместно с ныне уже несуществующей компанией «Actis Systems Asia». Конкурирующая с «Брифом» «КОМКОН-2 Евразия» на титульной странице своего сайта рекламирует статью Натальи Оспановой, опубликованную еще в мартовском за 2004 год номере журнала «Маркетинг товаров и услуг». В ней бодро утверждается, что «на сегодняшний день рынок Интернет-услуг является одним из динамично развивающихся телекоммуникационных рынков. Так, […] доля пользователей Интернет-услугами среди городского населения Казахстана равна 9,4% , что в денежном выражении составляет около 213,4 млн. тг. ежемесячно. При этом относительно показателей 2002 года доля пользователей выросла на 50%».

Может быть, стоит попросить «TNS Gallup Media Asia» распространить апробацию своего нового проекта по измерению интернет-аудитории — «TNS Web-Index» — помимо России, еще и на Казахстан?

Сколько сайтов?

Впрочем, проблема есть не только с подсчетом интернет-пользователей, но и веб-ресурсов Казнета…

Модернизированный в 2004 году и вдвое «похудевший» после проведенной тогда же «ревизии» сайтов каталог портала Site.KZ только сейчас подобрался к прежнему количеству (2 634 сайта на 25 ноября 2005 г.). Примерно такое же количество ресурсов (2 871) зарегистрировано в рейтинге CountZero. В моих «Блинах» за шесть с половиной лет отметились около 4 500 сайтов, но с учетом того, что сайты, как и люди, имеют обыкновение менять «фамилию» (название), «место жительства» (веб-адрес), а то и вовсе умирать, — это количество можно смело делить на полтора…

Вот и получается, что о реальном количестве веб-ресурсов Казнета можно лишь гадать, хотя лично я склоняюсь к цифрам порядка 4500-5000.

Кто рулит доменами в KZ?

Палец о палец не ударив в прошлом году для того, чтобы достойно отметить 10-летие Казнета, Агентство РК по информатизации и связи вкупе с АО «НИТ» о развитии Интернета в стране, впрочем, не забывали! Что видно по придуманным ими «Правилам распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет», буквально переполошившим в июне нынешнего года все казахстанское интернет-сообщество!

Следующим логическим шагом стало фактическое лишение KazNIC функции управляющего по поддержке национального доменного имени KZ. Лучше станет всем от этого или хуже — покажет время, пока же можно лишь констатировать тот неприятный факт, что на сайтах обоих указанных выше ведомств вопросы развития Интернета в стране представлены в мизерной доле по сравнению с проблемами космической или, например, сотовой связи…

AWARD-2006 — два или один?

Не менее бурным на события выдался 2005 год и для конкурса сайтов «Казахстанская интернет-премия AWARD». В нем было все, что нужно для пиара — громкое хлопанье дверью одним членом Оркомитета и тихий выход другого, шумные разборки на форуме конкурса между участниками и организаторами, многодневные проблемы с доступом к сайту конкурса из-за непрекращающихся атак на него таинственных злоумышленников, красочная церемония награждения победителей и призеров с участием СамиЗнаетеКого и его же мастер-класс… Не было лишь грамотного решения технических вопросов, что и обернулось в итоге шумными разборками, да — привлекшими внимание прессы к конкурсу, но — едва не расколовшими его надвое.

Когда этот номер «Computer Club» выйдет в свет, ситуация, я думаю, окончательно прояснится… Пока же можно лишь констатировать наличие у обеих сторон конфликта доброй воли и желания сохранить единственный конкурс веб-ресурсов Казнета в его лучших традициях.

Демонополизация по факту или на словах?

Понимаю, что взгляд на проблему лишь с одной стороны не дает понимания картины в целом, но, на мой взгляд, разговоры о демонополизации Казахтелекома как-то подутихли вместе с самой демонополизацией…

Да, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О связи» и Программой развития отрасли телекоммуникаций на 2003-2005 годы в конце прошлого года было отменено эксклюзивное право АО «Казахтелеком» на предоставление услуг междугородной и международной связи в сети телекоммуникаций общего пользования (СТОП). Практически тут же на данный сегмент рынка вышел целый ряд операторов, получивших на то лицензии от АИС РК: АО «KazTransCom», АО «Транстелеком» — структура, аффилированная с НК «Казахстан темiр жолы», АО «Арна» с торговой маркой Ducat, АО «Nursat» и АО «ASTEL».

Но что это изменило? Практически ничего! Поскольку «Казахтелеком» как пропускал основной поток всего казахстанского междугородного и международного трафика Казахстана, так и пропускает. А операторы других сетей при оказании услуг связи своим клиентам все равно вынуждены — кто в большей, кто в меньшей степени — использовать сетевую инфраструктуру «Казахтелекома». Такая вот «равноправная» конкуренция получается…

Впрочем, на следующий год намечено вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию. А это должно привести к широкому открытию наших рынков перед иностранными инвесторами и, соответственно, к полному пересмотру существующей расстановки сил на рынке услуг связи.

Завтра будет лучше, чем вчера!

Внимательные читатели, наверняка, обратили внимание на то, что заголовки всех предыдущих главок заканчивались вопросительным знаком. Но закончить свои заметки я бы хотел все-таки на оптимистической, жизнеутверждающей ноте.

Когда я слышу голоса, что сейчас не время говорить об Интернете в Казахстане, как о серьезном и разностороннем бизнесе, что мы бежим впереди паровоза, что рынок не созрел и т.д. и т.п., я, с одной стороны, понимая обоснованность подобных утверждений, с другой — не хочу соглашаться с ними. Потому что ждать с большой ложкой этого самого светлого будущего — не интересно. Интересно — его приближать. Хоть как, хоть чем, но — в динамике, а не в статике. Спотыкаясь и расшибая лоб, но — двигаясь навстречу этому завтра, а не топчась на месте в ожидании его. И оно обязательно придет — это завтра, лучшее, чем вчера. Sic!

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама