Рифы и мели юбилейного РИФа

© Александр ЛЯХОВ

— Полный назад! — закричал кормчий. — Мы напоролись на собственную цель.
Из записных книжек Бориса Андреева

Так уж получается, друзья, что мое участие в Российском интернет-форуме (РИФ) ограничивается двумя случаями — и в обоих случаях это были юбилейные мероприятия: в 2001 году РИФ проходил в 5-й раз, в нынешнем — в 10-й. Тем интереснее, на мой взгляд, сравнить свои впечатления пятилетней давности (см. фоторепортаж — часть 1 и часть 2) с нынешними…

РОЦИТ и другие


Итак, поскольку «московскую» часть РИФа-2006, а именно — торжественное открытие Десятого Юбилейного Российского Интернет Форума (именно таким несколько странным, с точки зрения спряжений русского языка, образом именовался форум во всех официальных документах) я пропустил, для меня он начался в среду, 22 марта, с процедуры регистрации и заселения в 6-й корпус подмосковного пансионата «Лесные дали». А в 11.42 в кинозале Главного корпуса исполнительный директор Региональной Общественной Организации «Центр Интернет технологий» (РОЦИТ) Джан Хан-Магомедов открыл первое пленарное заседание…

Первое, что обратило на себя внимание — это, на языке официоза, низкий кворум. Если судить по сайту Форума, на сей раз для участия в нем заявились рекордные 1327 человек из более чем 800 компаний и организаций, в действительности же народу в зале было гораздо меньше. Что можно было объяснить несколькими причинами: кто-то просто опоздал к началу, кто-то его проигнорировал, изначально планируя посетить конкретные секции, кто-то и вовсе, зарегистрировавшись, на РИФ не попал…

Второе наблюдение напрямую следовало из того факта, что от нынешнего РИФа фактически самоустранились его соустроители двух последних лет — т. н. «Большая тройка» Рунета в лице компаний «Рамблер», «Яндекс» и Mail.Ru, а также другие не менее известные бренды — «Бегун», «Демос», Ozon.ru, HeadHunter и РТКОММ. Официальная причина: нежелание распыляться перед планируемой на 20-21 апреля в том же Подмосковье конференцией «Интернет и бизнес» (КИБ).

Андрей Себрант, один из руководителей «Яндекса»:
— Во-первых, Интернет сейчас в России так быстро растет, что одного общего мероприятия становится мало… Это как с любым взрывообразно растущим рынком: в какой-то момент надо от просто роста переходить к специализации, фокусироваться на одной нише, чтобы именно в ней охватить все. Так уж получилось, что для нас Интернет — это действительно в первую очередь наш бизнес, а не просто технологическое или культурное явление Вот мы и решили поговорить не про Интернет вообще, а исключительно про его бизнес-аспекты. И очень хочется, пока не поздно, самим положить начало новой традиции, новой конференции, а не ждать, пока кто-то окажется расторопнее.

Во-вторых, десять лет традиций — это и хорошо, и в чем-то плохо. Что-то я в РИФе очень люблю, а кое-что мне активно не нравится. В нашем новорожденном КИБе мы постараемся сохранить все то, за что любили РИФ, но не повторять вещи, которые нам казались и кажутся ошибками. Для этого сейчас идет колоссальная работа по подготовке конференции. И поэтому компании, занятые организацией КИБа, только на нем и будут выступать: на первом своем собственном мероприятии хочется все сделать как можно лучше, в том числе и свои выступления — оригинальными, а не повтором того, что рассказывалось месяц назад.

Если друг оказался вдруг…

Взамен РИФ приобрел поддержку российских властей — в лице Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федерального агентства по информационным технологиям и Федерального агентства по образованию. Тем не менее, поскольку говорить об Интернете только в разрезе «электронного правительства», образования и СМИ, не касаясь его бизнес-аспектов, было невозможно, нередко получалось, что, в отсутствие «Большой тройки», разговоры шли на их примерах, что называется, «за глаза». Особенно наглядно это проявилось дважды…

Первый раз — во время первого пленарного заседания, когда опоздавший к началу директор по развитию бизнеса «РБК СОФТ» Тимур Аитов очень долго не мог начать свою презентацию из-за проблем с техникой, а когда ее закончил — вызвал недоумение зала. Дело в том, что, хотя в программе РИФа его презентация именовалась как «10 лет развития интернета в России: итоги и прогнозы», в действительности залу было явлено «шоу» под названием «Три кнопки Рунета», из которого следовало, что «Большая тройка» является чуть ли не коллективным агентом влияния западных спецслужб.



Главный корпус пансионата



Вход в 6-й корпус, где я проживал и в ресторане которого проходили вечерние гуляния



Джан Хан-Магомедов открывает РИФ-2006



«Веселые картинки» Тимофея Бокарева

Не случайно, Иван Засурский назвал свою заметку о выступлении Аитова «Авантюрный пук», а Михаил Гуревич, другой топ-менеджер РБК, поспешил от него откреститься: «Этот доклад является частным мнением Тимура Аитова и абсолютно не отражает позиции руководства РБК. Компании нашего холдинга весьма успешно сотрудничают и не менее успешно конкурируют с «Рамблером», Mail.Ru и «Яндексом». В настоящее время мы готовим совместную конференцию «Интернет и Бизнес». Мы вместе развиваем Рунет и вместе обсуждаем его проблемы. […] Возвращаясь к докладу, хочу добавить от себя лично, что мне давно не попадался на глаза столь безграмотный набор цифр и суждений». Вот уж, действительно, левая рука не ведает, что творит правая!

Дают — бери, бьют — беги


Другая интересность случилась на секции «Инвестиции в Рунет: второе дыхание или второй пузырь?», которую вела очаровательная Дарья Галашова. Сначала Джек Барбанель, бывший президент и главный исполнительный директор The Strategic Investment Group, в пух и прах разнес настоящее (первый тезис его презентации гласил: «Российский Интернет сегодня отстает примерно на 5-10 лет от Европы и США») и будущее российского Интернета.

Затем Антон Носик долго говорил о том, что от инвестиций нужно уметь отказываться. Вот, дескать, «Рамблер» накануне Миллениума продался богатеньким инвесторам на корню — и проиграл, а умный Волож уступил лишь 35% акций «Яндекса» — и выиграл. В перепалку с Носиком вступил было обиженный Игорь Ашманов, но в итоге лишь подтвердил сказанное давним неприятелем. (Напомню, что в мае 2001 года именно приход Носика на должность президента АО «Рамблер Интернет Холдинг» способствовал уходу оттуда исполнительного директора Ашманова).

Вообще, Антон Носик, представлявшийся в разных ипостасях — и как учредитель Благотворительного интернет-фонда «Помоги.Орг», и как шеф-редактор сразу двух интернет-изданий — MosNews.Com и Gazeta.kg, запомнился не только черной кипой на голове, но и был едва ли не самым активным участником РИФа!

В роли буриданова осла

Как и 5 лет назад, одной из главных проблем РИФа была проблема выбора: когда в трех местах одновременно проходили интересные обсуждения, приходилось выбирать. Помимо заседания и секции, упомянутых выше, я выбрал также:

— «Интернет-реклама — тенденции развития рынка, новые направления и возможности» (ведущий — Тимофей Бокарев)
Реклама в Рунете — на подъеме! Крупнейшие порталы, обвешанные рекламой, как породистые победители собачьих выставок, громко объявляют о своих финансовых успехах, а рекламщики придумывают все новые и новые «фишки», призванные вытащить рубли и инвалюту даже из самых недоверчивых клиентов. Одним словом, зачот ;-)

— «Правовые аспекты распространения контента в Интернете» (ведущие — Владимир Горжалцан и Дмитрий Кравчук)
Запомнилось, как Антон Кузнецов из Управления «К» МВД РФ раз за разом поправлял своих коллег, выступавших в роли уважаемых экспертов, но постоянно «путавшихся в двух соснах» — уголовной и административной ответственности. Странно было мне слышать также про нотариальные заверения скриншотов веб-страниц в качестве доказательств в суде (любой грамотный технарь скажет, что подделать URL ничуть не труднее, чем обратный адрес в электронной переписке!).

— «Поисковая оптимизация» (ведущий — Герман Клименко)
Главный тезис обсуждения — «Поисковики проиграли сражение оптимизаторам». Не знаю, говорил ли в действительности ведущий разработчик «Яндекса» Илья Сегалович эти слова или нет, но они так запали всем в душу, что едва ли не каждый второй докладчик не преминул пнуть мертвую собаку…

— «Электронная торговля в России» (ведущий — Дарья Галашова и Павел Коротов)
Странная картина: в Москве — просто-таки бум интернет-магазинов, успевать бы развозить товары продвинутым покупателям да отчитываться перед налоговой, дальше МКАД — тишина… Даже питерцы в кулуарных разговорах жалуются на то, что «золотой дождь» обходит стороной Северную столицу…

— «Что ждет интернет-магазины» (ведущий — Иван Кургузов)
…тем не менее, все с оптимизмом смотрят в будущее и готовятся собирать богатый урожай с нынешних посевов.

Культурно-развлекательная программа

Но РИФ — это не только работа. Для многих это в большей степени — кулуарное общение и вечерне-ночная развлекательная программа. Именно в кулуарах я и познакомился с Сашей Милицким aka Sanches, совладельцем и главным редактором «Независимого обзора провайдеров» и просто разносторонне талантливым человеком! Причем, компанию за столом на банкете после первого дня РИФа нам составлял Алексей Чегляков, главный редактор соперничающего с НОП проекта — ProviderZ.ru.



Носик говорит, Галашова и Барбанель слушают



Тузы, короли и дамы российского е-бизнеса



«Косогоров Самогон» №5 на фоне Санчеса. И напиток замечательный, и Саша — тоже!



Великое примирение Санчеса со Шкредом

Был еще не один десяток интересных знакомств и просто обменов визитками…

Была пара незабываемых вечеров в баре «Пумба»…

Было то, было сё…

Всё.

 

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама