ЧТО ЗНАЕТ СТАТИСТИКА О КАЗНЕТЕ

© Александр ЛЯХОВ

Тезисы доклада на конференции «Вопросы статистики в области информационных технологий», Алматы, 25 мая 2006 г.

Вместо эпиграфа.
Статистика знает все.
Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев», ч. 2, глава XV
Есть три разновидности лжи: ложь, гнусная ложь и… статистика!
Бенджамин Дизраэли, английский политический и общественный деятель XIX века

Премьер-министр Великобритании в 1868 и 1874-80 гг. Дизраэли, сам блестяще владевший предметом статистики (недаром в 1852, 1858-59 и 1866-68 годах он был министром финансов), сказал эту фразу в тот момент, когда его «избили» его же оружием — статистикой.

Придя домой после произнесения в палате лордов этой фразы, он сказал своей жене: «Не знаю, запомнят ли меня как премьер-министра, но эту фразу будут цитировать многие столетия». И оказался прав!

Рынок Интернета в Казахстане — он есть или его нет?

Один из законов успешного бизнеса гласит: нельзя выходить на рынок, не определив его объем, выраженный либо в деньгах, либо в количестве реальных и потенциальных покупателей (а лучше — и в том, и в другом сразу!).

Как показывает практика казахстанского рынка интернет-услуг (и это будет показано ниже!), ни о какой достоверности в оценке этого рынка говорить нельзя, поскольку статистические материалы, на которых может быть построен такой анализ, либо безнадежно устарели, либо просто высосаны из пальца.

Если он есть, то кто его считает? И как?

Тем не менее, рынок интернет-услуг в стране, безусловно, есть. Действуют несколько провайдеров республиканского масштаба — Казахтелеком, Nursat, ASTEL, KazTransCom, Транстелеком, Арна (Ducat) и Golden Telecom, в регионах активно работают местные провайдеры. Но о каком объеме рынка, выраженном хотя бы в количестве реальных и потенциальных покупателей, можно говорить?

В числе организаций, чьи исследовательские материалы о казахстанском рынке интернет-услуг публиковались в прессе, выделю следующие:

  • Агентство РК по статистике
  • Агентство РК по информатизации и связи
  • BRIF Research Group
  • КОМКОН-2 Евразия
  • Ассоциация социологов и политологов (АСиП)

Интернет-пользователи — сколько нас?

К сожалению, самое обстоятельное исследование, так и называвшееся «Аудитория и окружение Интернета в Казахстане», годится уже лишь для Истории, поскольку проведено было весной 2001 года (!) одним из лидеров отечественного исследовательского рынка — агентством BRIF Central Asia — совместно с ныне уже несуществующей компанией Actis Systems Asia. Так вот, согласно версии BRIF-Actis, тренд количества регулярных пользователей Интернета в Казахстане по годам таков: 41,1 тыс. (1997) — 71,4 тыс. (1998) — 93 тыс. (1999) — 117,5 тыс. (2000) — 200,9 тыс. (май 2001).

Конкурирующая с «Брифом» «КОМКОН-2 Евразия» на титульной странице своего сайта рекламирует статью Натальи Оспановой, опубликованную еще в мартовском за 2004 год номере журнала «Маркетинг товаров и услуг». В ней бодро утверждается, что (цитирую) «на сегодняшний день рынок Интернет-услуг является одним из динамично развивающихся телекоммуникационных рынков. Так, […] доля пользователей Интернет-услугами среди городского населения Казахстана равна 9,4% , что в денежном выражении составляет около 213,4 млн. тг. ежемесячно. При этом относительно показателей 2002 года доля пользователей выросла на 50%». Всего же, если верить «КОМКОН-2», в марте 2004 г. в Казахстане насчитывалось около 500 тыс. интернет-пользователей.

Совсем уж анекдотично выглядят результаты «исследования», проведенного в ноябре 2002 года Ассоциацией социологов и политологов, по которому выходило, что число регулярных пользователей Интернета в Казахстане на ноябрь 2002 года равнялось 11,1% от всего населения страны, т. е., около 1,6 млн. человек! ()!

Ну, и данные Агентства РК по статистике и Агентства РК по информатизации и связи, озвученные в октябре 2005 года в ходе VII Центрально-азиатской конференции по вопросам СМИ заведующим социально-политическим отделом администрации президента РК Дарханом Калетаевым, говорят о том, что количество пользователей сетью Интернет в Казахстане перевалило за миллион, увеличившись более чем в 70 раз по сравнению с 1999 годом (14 тыс.).

Домены и сайты Казнета — сколько их?

Впрочем, проблема есть не только с подсчетом интернет-пользователей, но и веб-ресурсов Казнета… Модернизированный в 2004 году и вдвое «похудевший» после проведенной тогда же «ревизии» сайтов каталог портала Site.KZ только сейчас подобрался к прежнему количеству (2 986 сайтов на 25 мая 2006 г.). Немногим большее количество ресурсов (3 391) зарегистрировано в рейтинге CountZero. В моих «Блинах» за 7 лет отметились около 5 000 сайтов, но с учетом того, что сайты, как и люди, имеют обыкновение менять «фамилию» (название), «место жительства» (веб-адрес), а то и вовсе умирать, — это количество можно смело делить на полтора…

Вот и получается, что о реальном количестве веб-ресурсов Казнета можно лишь гадать, хотя лично я склоняюсь к цифрам порядка 4 000-4 500.

Что же касается доменов, зарегистрированных в национальном доменном пространстве .KZ, то согласно данным Учреждения KazNIC и АО «НИТ», то только с октября 2005 по май 2006 года оно увеличилось с 9 тысяч до 12 тысяч!

От вопросительных знаков — к восклицательным!

  • Казнет — есть!
    В этом никто не сомневался и не сомневается. Но для того, чтобы стать еще более интересным для потенциальных инвесторов, он должен перейти из разряда terra incognita в разряд полностью изученных и посчитанных «территорий».
  • Казнет нужно считать!
    Причем, считать нужно все: домены и сайты, а также количество пользователей — по частоте пользования интернетом, по полу и возрасту, по точкам и скорости доступа, по цели подключения и интересам и т. д. и т. п.
  • Казнет нужно исследовать!
    Не сбрасывая со счетов уже упоминавшиеся выше исследовательские организации, может быть, стоит попросить TNS Gallup Media Asia распространить апробацию своего нового проекта по измерению интернет-аудитории — TNS Web-Index — помимо России, еще и на Казахстан?
  • Казнет нужно развивать!
    Ставку следует делать на развитие услуг широкополосного доступа в Интернет (ADSL etc.), на «Электронное правительство», на тематические порталы, на автоматизированные сетевые сервисы и т. д.

 

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама