Глава 78. «ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО!»

© Александр ЛЯХОВ

Сокращенная версия опубликована в газете «Караван», февраль 2008 г.

Наверняка, те из вас, друзья, кто в возрасте "от 30 и старше", помнят этот лозунг, который во времена Советского Союза висел везде, где демонстрировались фильмы - от самого захудалого сельского клуба до крупнейшего в стране кинотеатра "Октябрь". И пусть санкт-петербуржец Денис Фурсов уже в наше время в своем ЖЖ и развенчал миф по поводу первоисточника этой фразы, мне интереснее другое: как представлены кинопроизводство и кинопрокат в Казнете? И начать я хочу, как это ни странно, с производного от производства - с проката…

ВОЗРОЖДЕНИЕ КИНОПРОКАТА

KINO.KZ
 

Сайт "Kino.kz - Казахстанская киноафиша" можно смело считать одним из символов Казнета. Судите сами, друзья: он четырежды (это - рекорд!) побеждал в казахстанских конкурсах сайтов: в 2001 году - в "Лучшем сайте KITEL", в 2004, 2006 и 2007 годах - в "Национальной интернет-премии AWARD.kz", его база данных содержит синопсисы 2 389 фильмов, шедших в казахстанском прокате, а охват городов и кинотеатров - 16 и 48 - впечатляет не только по меркам Казнета! Плюс информация о многочисленных кинофестивалях - как в нашей стране, так и за рубежом… В-общем, проект Казкоммерцбанка, начатый летом 2000 года Ириной Субханбердиной и развиваемый сейчас Людмилой Поддубновой, по праву открывает наш почетный список.

Альтернативный Kino.kz проект компании "Neolabs" - "Киноафиша на One.kz" (он же - Smotri.kz) - отличный пример того, что между точками А и Б может быть проложено сколько угодно маршрутов, пригодных для какого угодно транспорта. "Изюминкой" Smotri.kz является реализация прогрессивной технологии Ajax (Asynchronous JavaScript with XML), существенно ускоряющей работу с сайтом - за счет того, его страницы, не перезагружаясь полностью, сами догружают нужные пользователю данные.

Переходим к кинотеатрам. Именно "Otau Cinema" возродила рынок кинопроката в Казахстане - после того развала 90-х годов, когда кинотеатры один за другим закрывались или перепрофилировались в казино и ночные клубы. Появившись в 1999 году, компания постепенно создала сеть кинотеатров по Казахстану, включающую шесть кинотеатров в собственности и три - в управлении. Причем, нередко бывает так, что премьерные показы новинок мирового кино в сети "Otau Cinema" случаются раньше, чем во многих европейских странах!

В октябре 2004 года компания "Меломан", крупнейший в Казахстане дистрибьютор лицензионной видео- и аудиопродукции, открыла в столичном торгово-развлекательном комплексе (ТРК) "Арсенал" мультиплекс, то есть, кинотеатр из нескольких залов. Правда, первая ласточка погоду так и не сделала, до сих пор оставаясь единственной в проекте "Меломана" по созданию сети кинотеатров "Арсенал" в Астане и других городах.

А вот "пришелец" из России - компания "Star Cinema" - явно не собирается ограничиваться двумя успешно работающими в Алматы кинотеатрами своего имени - 8-зальным мультиплексом в ТРК "MEGA Alma-Ata" и 4-зальным - в ТРК "City Plus". С интересом поглядывают в сторону Казахстана и другие российские киносети - "Киномакс", "Кронверк Синема"

СНИМАЕТСЯ КИНО!

КАЗАХФИЛЬМ

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
 

Начав с производного от кинопроизводства - с кинопроката, я продолжаю свой рассказ темой производства фильмов, тем более, что у нас в стране и традиции этого дела есть немалые, и кадры замечательные, а в последнее время еще и деньги пошли немалые! И понятно, что начать следует с киностудии "Казахфильм" имени Шакена Айманова…

По иронии судьбы, первенец казахского художественного кино - фильм "Амангельды" - был снят в 1938 году вовсе не в Казахстане, а на киностудии "Ленфильм". Дело в том, что организованная в 1934 году Алма-Атинская студия кинохроники до Великой Отечественной войны занималась исключительно документалистикой, и, только слившись в ноябре 1941 года с эвакуированными в Казахстан киностудиями "Мосфильм" и "Ленфильм" в Центральную Объединенную киностудию (ЦОКС), стала выпускать и художественные киноленты.

После того, как в конце 1943 года москвичи и питерцы попрощались с приютившей их столицей Казахской ССР, ЦОКС стала Алма-Атинской киностудией художественных и хроникальных фильмов. В январе 1960 года обрела сегодняшнее название - "Казахфильм", а в 1984 году киностудии было присвоено имя выдающегося актера, режиссера и общественного деятеля Шакена Айманова. Сайт "Казахфильма", увидевший свет летом 2006 года, начинается симпатичной мультипликационной заставкой, которую я пропускать не рекомендую…

А весной 2006 года "Казахфильм" при финансовой поддержке Банка ТуранАлем и Благотворительного фонд имени Ержана Татишева за 150 тысяч долларов США выкупил у российского Госфильмфонда оригинальные пленки 20 художественных фильмов, снятых в разное время казахстанскими режиссерами. Этот патриотический шаг был сделан в рамках проекта "Золотая коллекция казахского кино", суть которого заключается в восстановлении и возвращении к зрителям лучших наших фильмов. Так, в течение 2002-2006 годов были восстановлены и растиражированы на современных носителях (VHS и DVD) первые 30 фильмов. Следующая двадцатка была определена интернет- и SMS-голосованием. А всего восстановлению, как писал "Караван" полтора года назад, подлежат около 200 фильмов!

Вторая половина ноября 2005 года запомнилась алматинским киноманам ажиотажем вокруг показа первого отечественного блокбастера - фильма "Кочевник". Повышенное внимание к фильму было обусловлено разными причинами. Во-первых, снимался он, можно сказать, с благословения Президента страны. Во-вторых, еще ни один фильм с лейблом "Made in Kazakhstan" не имел такого бюджета - только на его съемки, монтаж и озвучивание ушло более 30 млн. долларов! И, в-третьих, среди его создателей можно видеть имена если не первой голливудской величины, то уж второй-третьей точно… Особо следует отметить операторскую работу, да и патриотическая идея объединения казахов вокруг сильного правителя подана грамотно, - так что аплодисменты в конце первых просмотров были вполне ожидаемы, несмотря на многочисленные сюжетные промахи (сценарий Рустама Ибрагимбекова плохо стыкуется с историческими реалиями того времени и уж никак не связан со знаменитым романом-трилогией Ильяса Есенберлина "Кочевники"), а то и откровенные съемочные "ляпы"…

Друзья, а слышали ли вы о такой кинокомпании, как "SATAIFILM"? При той массированной рекламной кампании, которая сопровождала показ по стране снятого режиссером Аханом Сатаевым (отсюда и название компании!) художественного фильма "Рэкетир", ответ "нет" считаю не засчитанным.

ЗВЕЗДЫ УКРАШАЮТ СОБОЙ НЕБО И… КИНОФЕСТИВАЛИ!

ЗВЕЗДЫ ШАКЕНА

АССОЦИАЦИЯ КАСКАДЕРОВ
 

Третью, заключительную, главу своего повествования о кино в Казнете я хотел бы посвятить сайтам мероприятий, успевших за сравнительно недолгий срок стать в какой-то мере визитной карточкой Южной столицы Казахстана. О них пишут и говорят (и не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами!), их отличительные знаки смотрят на нас с газетных страниц, с экранов телевизоров и рекламных биллбордов, их "звезды" раздают многочисленные интервью и автографы, купаясь в море зрительского обожания. Наверняка, друзья, вы уже догадались, что что я имею в виду кинофестивали!

Середина сентября - благодатная пора в Алматы! Нет уже той изнуряющей летней жары, но и до осенней слякоти еще далеко, листва деревьев и кустарников по прежнему густа и зелена, а прилавки ломятся от свежих фруктов и овощей… И именно в это время года звезды кино, кинематографисты и кинокритики со всего мира съезжаются на Алматинский международный кинофестиваль "Шакен Жулдыздары" ("Звезды Шакена"), чтобы в очередной раз отдать дань памяти патриарху казахского кинематографа, выдающемуся актеру и режиссеру Шакену Айманову. Будучи впервые проведен в 2003 году, через пару лет фестиваль получил статус смотра-конкурса молодых кинематографистов. Правда, "Звезды Шакена-2007" запомнились, прежде всего, не яркими дебютами, а тем, что главным героем всех торжеств стал любимец казахстанской публики Асанали Ашимов, чей 70-летний юбилей совпал с пятым фестивалем!

Хотя первый по счету Международный кинофестиваль "Евразия" состоялся еще в октябре 1998 года, порядковый номер последнего из них - 4. Дело в том, что после обнадеживающего старта был долгий перерыв - и, только начиная с 2005 года, "Евразия" проводится в Алматы ежегодно в конце сентября - начале октября, то есть всего через пару недель после "Звезд Шакента". И если в качестве главной заморской звезды "Евразии-2006" публике преподносился известный кинобоец Стивен Сигал (как годом ранее Жан-Клод Ван Дамм), то "Евразия-2007" подарила казахстанским киноманам возможность непосредственного общения с Жераром Депардье и Софи Марсо. А в прошлые годы к нам приезжали и Клаус-Мария Брандауэр, и Даниэль Ольбрыхский, и Одри Тоту

26 января 2008 года в Алматы состоялась церемония награждения победителей Первого Казахстанcкого кинофестиваля короткометражных мобильных фильмов "Мобильный взгляд". За победу в трех номинациях - детское, игровое и документальное кино - боролись 41 из 80 фильмов, присланных на конкурс обладателями мобильных телефонов с видеокамерой (этой информации, к сожалению, на сайте до сих пор нет…). Кстати, авторы идеи и организаторы конкурса - 23-летний режиссер Канагат Мустафин и 21-летний сценарист Айдархан Адильбаев, чьи имена составляют название продюсерского центра "KANAIDAR Production", сами в начале октября 2007 года в Киеве участвовали в международном кинофестивале "Ступени". И там их игровая короткометражка "Ажал" удостоилась приза зрительских симпатий и специального приза от спонсоров - путевки в Крым!

В заключение, о "невидимых" звездах. Работу Александра Терехова и его коллег по Ассоциации каскадеров РК можно увидеть не столько в фильмах - там вся слава достается актерам, сколько во время всевозможных шоу и показательных выступлений. Уже упоминавшийся мною выше "Кочевник", "Дневной дозор", "Волкодав" - это лишь самые нашумевшие из фильмов, где все, что связано с конными, авто-, мото- и авиатрюками, сценами боев и пиротехническими эффектами, придумано и реализовано профессионалами своего дела из АК РК.

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама