Глава 95. КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ…

© Александр ЛЯХОВ

Сокращенная версия опубликована в газете «Караван», май 2009 г.

"Кто владеет самой полной информацией, тот лучше всего и дезинформирует". Этот афоризм моего покойного друга Новомира Северского пришел мне на ум, когда я прочёл в новостной ленте ИА "Казахстан Сегодня" за 12 мая реплику руководителя ИАЦ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексея Власова о том, что уже в июне начнется работа по созданию совместного казахстанско-российского информационного портала.

Информации не хватает?!

KAZAKHSTAN TODAY

КАЗИНФОРМ

 
"Это назревшая необходимость. […] Есть структура - это российско-казахстанский экспертный форум. Это организация, которая включает уже сейчас более сорока экспертов из двух стран. И для того, чтобы она успешно функционировала, главный инструмент, главный источник, главный ресурс - это информация, которой, как мы выяснили, не хватает. Нет правдивого отражения до конца ситуации в Казахстане, о которой были бы осведомлены российские и другие эксперты", - заявил российский эксперт.

Не знаю, как вам, друзья, а мне показался странным тезис о нехватке информации при наличии в стране большого числа информационных агентств, газет и журналов, телеканалов и радистанций, многие из которых обладают сетью собственных корпунктов по всей стране и даже за рубежом! Добавим сюда корреспондентов иностранных информагентств и медийных компаний, не забудем о новом явлении - блоггерстве, которому многие предрекают чуть ли не будущее журналистики… И после всего этого мы говорим, что информации не хватает?!

А, действительно, кому мы обязаны тем информационным потокам, которые изо дня в день мы ловим (подчас сами того не желая!) своими глазами и ушами? И начну я свой обзор с главных ньюсмейкеров - организаций, основная деятельность которых и заключается в добывании новостей. Как вы, наверное, догадались, друзья, речь пойдет об информационных агентствах.

Собственно, одно из них я уже упоминал выше - это "Казахстан Сегодня" (ТОО "Агентство "Kazakhstan Today"), сайт которого можно видеть и по основному адресу, и по так называемому алиасу. Именно новости этого агентства транслируются в мир интернет-газетой Gazeta.kz и ее бумажным собратом - еженедельником "Караваном", при этом, как правило, обрастая подробностями и дополняясь аналитикой.

Помните, друзья, прославленные Маяковским "Окна РОСТА"? А легендарную фразу "ТАСС уполномочен заявить…"? Вот вам цепочка событий, объединяющая эти прославленные названия: в 1920 году было создано Оренбургско-Тургайское отделение РОСТА, в 1925-м оно стало называться КазРОСТА, в 1937-м превратилось в КазТАГ (и до 1991 года было одновременно и рупором Совета Министров КаССР, и филиалом ТАСС), в 1997 года было преобразовано в Казахское информационное агентство "KazAAG" (Kazakh Akparat AGentigi) (в Сети до сих пор можно видеть архив сайта KazAAG) и, наконец, с ноября 2002 года существует в виде НИА "Казинформ". Понятно, что именно это агентство если и не "уполномочено заявить", то наиболее близко Акорде, как с некоторых пор, по аналогии с Белым домом и Кремлём, называют главное руководство Республики Казахстан…

Впрочем, название "КазТАГ" недолго оставалось достоянием Истории: в сентябре 2008 года Национальный пресс-клуб стал учредителем Международного информационного агентства "КазТАГ", чей эксклюзив подчас опережает и новости "Казахстан Сегодня" с "Казинформом", и сообщения других героев новостного рынка Казахстана.

К последним можно отнести еще представительство Internews Network в лице НПО "Интерньюс Казахстан" (победитель конкурса "Национальная интернет-премия AWARD.kz 2007" в номинации "Общественные организации"!) с её проектом "Фабрика новостей", а также "дочек" российских - "Интерфакс-Казахстан", "Новости-Казахстан" - и международных агентств, многие из которых представлены в Казахстане небольшими коррпунктами. Например, собственные новости из Казахстана регулярно поставляют "REGNUM" и "Рейтер"

Медиа Казахстана, объединяйтесь!

ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕДИАФОРУМ

КАЗАХСТАНСКИЙ ПРЕСС-КЛУБ

 
Большой разговор о медийном пространстве Казнета хочется продолжить различными формами объединения журналистов и издателей - в виде форумов, конгрессов, пресс-клубов, фондов и центров.

Начну с Евразийского медиа-форума, тем более, что 8-й по счету ЕМФ под неизменным руководством председателя Оргкомитета Дариги Назарбаевой состоялся в Алматы всего месяц назад. Понятно, что мировой экономический кризис, ставший центральной темой нынешнего мероприятия, негативно сказался и на программе, которая уложилась в два дня вместо обычных трех, и на количестве участников (373, включая 146 иностранных). А поговорить им было о чем! Например, очень горячо обсуждались проблемы объективности современной журналистики и особенности развития блогосферы. Показателен в этом смысле заголовок одного из материалов об этой дискуссии - "Интернет: закат или рассвет СМИ?".

Масса различных вопросов обсуждалась и на VI Конгрессе журналистов Казахстана, состоявшемся 28-29 марта 2008 года в Шымкенте. Вот только отражалось это где угодно, только не на сайте КЖК - из-за отсутствия оного (более того, база данных KazNIC показывает, что "Доменное имя congresspressa.kz не зарегистрировано"). А ведь был когда-то такой сайт, был!

А вот Казахстанский пресс-клуб, созданный в сентябре 1994 года, живет, здравствует и, кроме собственно пресс-конференций, организовывает и проводит целый ряд знаковых мероприятий, таких, как Медиа Курултай или Дни PR в Казахстане, включающие в себя Международный PR-Форум, Казахстанский конкурс корпоративной прессы и Республиканский конкурс студенческих PR-проектов "Сиреневый PRорыв". Вот почему так легко найти в интернете имена президента КПК Асель Карауловой и исполнительного директора Сакена Балбаева…

От Национального пресс-клуба, о котором я говорил выше в связи с МИА "КазТАГ", тянется целая цепочка связей. Ведь главное действующее лицо НПК - Сейтказы Матаев, председатель Союза журналистов Казахстана, возглавляет одновременно и Попечительский совет ОФ "Международный центр журналистики "MediaNet". В свою очередь, исполнительный директор и руководитель Медиа-школы "MediaNet" Вячеслав Абрамов является шеф-редактором портала "Голос свободы - Центральная Азия". Уже по названию которого видно, что это региональный правозащитный портал, содержащий информацию о ситуации с соблюдением прав человека в странах Центральной Азии.

Этой же теме посвящен международный проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии", участником которого с казахстанской стороны является Международный фонд защиты свободы слова "Адил соз", руководимый Тамарой Калеевой, давней соратницей г-на Матаева. Правовая защита и правовое образование наших издателей и журналистов - основная тема еще двух ресурсов. Я имею в виду портал "Право и СМИ Центральной Азии" и почти одноименный с ним сайт карагандинского Центра правовой помощи СМИ, как и упоминавшийся выше "Интерньюс Казахстан", также засветившегося в списке лауреатов AWARD.kz, но - в 2005 году.

Вообще, Караганды (или все-таки Караганда?) дал(-а) Казнету немало замечательных медийных проектов. Можно вспомнить дайджест "МЕДИА-Провинция - Мир региональной журналистики". В этом же ряду стоит сайт Казахстанской ассоциации издателей газет (КАИГ) - "Издатель.kz". А в 2008 году громко заявил о себе еще один интересный проект КАИГ - ПРЕССА-online.kz, ежедневно обновляемый сайт о газетах и журналах Казахстана, их рекламных возможностях и специальных предложениях для рекламодателей.

Партнерами павлодарского Центра поддержки региональной журналистики являются сразу три общественных фонда: в Астане - "Северо-Казахстанский правовой медиа-центр", в Караганде - "MEDIALIFE" и в Таразе - Орден защиты свободной журналистики "FORPOST" (его сайт, о котором я писал в январе 2007 года, исчез вместе с доменом orden-forpost.kz).

Наконец, название Центра деловой журналистики "BizMedia" ассоциируется прежде всего с Тулегеном Аскаровым, одним из самых грамотных и авторитетных экономических обозревателей страны.

<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама