БУЧА ВОКРУГ СТАРТАПА

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в журнале ".KZ", №2, ноябрь 2010 г.

 
.KZ №2 ОБЛОЖКА НОМЕРА

 

Любителям понаблюдать за громкими скандалами, связанными с Казнетом, и высказать свое мнение по поводу и без, начало октября преподнесло сюрприз. За всю историю казахстанского интернета было два громких скандала. Первый случился в 2005 году и был связан с уничтожением старого "Навигатора" (подробности можно почитать в "Блоге Дяди Шала" за сентябрь-декабрь 2005 года). Второй прокатился лавиной по казахстанской блогосфере совсем недавно и был связан с небезызвестным ЦТ. И вот теперь третий скандал разгорелся вокруг информационного портала NUR.KZ.

Мы не будем подробно разбирать сложившуюся ситуацию, потому, что мнения оппонирующих сторон неоднозначны. Просто скажем, что возникли три основных направления, по которым развивается конфликт и споры в блогосфере вокруг портала NUR.KZ.

Первое – это показатель числа постоянных пользователей портала NUR.KZ. (подробности можно посмотреть на YourVision) и конкретно откуда пришли те люди, которые висят теперь на этом ресурсе. Для кого-то эти цифры показались космическими, кто-то же в свою очередь заявил, что пессимистам больше не место в Казнете, так как цифры говорят правду.

Второй конфликтный вопрос разгорелся вокруг того, что портал использует в наполнении своего контента информацию с других ресурсов, выступая в роли некоего "сита". Что в свою очередь, не смотря на то, что дается ссылка на первоисточник, портит репутацию некоторым крупным новостным ресурсам, которые за это якобы имеют свои претензии к директору NUR.KZ Василию Ульянову.

И третий аргумент - незаконное использование программных продуктов. Этот вопрос вообще тянет на разбирательство в суде, что неоднократно прозвучало в комментариях, и уводит нас из сферы Казнета в сферу межгосударственных отношений. Потому как прозвучавшие обвинения касаются программ якобы разработанных в Беларусии и незаконно используемых в Казахстане.

Прокомментировать ситуацию мы попросили редактора портала NUR.KZ Жанну ПРАШКЕВИЧ.

БУЧА ВОКРУГ СТАРТАПА

"Порнотрафик"

Алишер обвинил NUR.KZ в порнотрафике, привёл принтскрин с ресурса, на котором администратор обещает подарочный трафик за регистрацию на NUR.KZ. Ситуация очевидна: для рекламы нашей социальной сети мы проводим конкурсы, в которых разыгрываем очень крупные призы, сейчас, например, iPad. Администратор порнотреккера просто решил выиграть этот ценный приз с помощью своих посетителей. Таких "умников" мы быстро вычисляем и баним. И та тысяча новых пользователей, зарегистрированных через этот трекер, не прибавляет статистики NUR.KZ особых успехов.

Примечание Дяди Шала (ПДШ): Если бы это был единственный случай… Но ведь таких торрент-трекеров и порноресурсов, приводящих новых пользователей на Nur.kz, только в первые часы обсуждения было обнаружено три (не считая Megafree.kz)! И, судя по реакции администрации Nur.kz, она лишь на словах "борется" с подобными накрутчиками, на деле же совсем не против поднять показатели своей аудитории за счёт посетителей этих сомнительных ресурсов. Спрашивается, за что платят рекламодатели Nur.kz?

По вопросу рекламы на файлообменника megafree.kz. Это совместный проект Василий Ульянова с другим бизнесменом. И часть невыкупленного трафика использует NUR.KZ для рекламы ресурса. Снова же, 1000 переходов на главную страницу не повлияют на общую статистическую картину. Но и реклама эта не лишняя, потому что NUR.KZ по факту молодой проект и нуждающийся в раскрутке.

ПДШ: Прямое признание накрутки. Но это тот случай, когда против фактов не попрёшь, их нужно просто признать, извиниться и пообещать больше так не делать.

Отсутствие собственных материалов

Да, мы используем материалы сторонних СМИ, конечно, с указанием авторов, фотографов, активных ссылок. Также мы покупаем услуги и информационных агентств, выкладываем видео-сюжеты телеканалов, с которыми у нас есть договоренности. И, вопреки распространенному заблуждению, у нас есть собственные материалы и фотосюжеты. Так работает целый ряд казахстанских ресурсов, например, Gazeta.kz, Zakon.kz.

ПДШ: Агрегаторов новостей в Казнете много, но проблема Nur.kz заключается в следующем: "Дело в том, что все существующие алгоритмы поисковых систем так или иначе построены на ссылочном ранжировании. Следствие этого для владельца хороших текстов очень прискорбное, если его сайт не обладает более высоким уровнем ссылочной массы по сравнению с тем, который украл его материалы. В этом случае вор для поисковых систем автоматически становится владельцем этого контента" - см. более подробно об этом.

Программный код

На самом деле этот белорусский конфликт не имеет отношения непосредственно к NUR.KZ. Права на движок не поделили в Белоруссии, и стороны собирают документы для суда. Как только мы узнали о том, что у господина Короленко есть претензии по движку "Акавиты" мы его сменили на другой движок, разработанный нашими партнерами, "Мерник". Если будет доказано, что наши партнеры используют движок незаконно, конечно, нами будут приняты меры.

ПДШ: Как я понял из предоставленных Фёдором Короленко материалов, есть ТОО "Акавита Казахстан", учредителями которого были Ульянов, Муравьёв и сам Короленко. А в этом случае нельзя говорить, что это – белорусский конфликт, не имеющий отношения непосредственно к Nur.kz. В любом случае, эта тема – не для публичного обсуждения, только суд может расставить все точки над i.

И последнее

Я понимаю, откуда поднялась эта буча в блогосфере. Конечно же, по нашей вине. Причина в том, что один из самых успешных стартапов Казнета был настолько погружен в собственные дела, что совсем не контактировал с внешним миром, не рассказывал о процессах, которые происходят в нашем коллективе. Все наши силы были брошены на разработку новых сервисов, отладку системы новостей, переговоры с партнерами. Поэтому в блогосфере начали строить собственные догадки, каким образом мы достигли успеха. Мы поняли свою ошибку и приносим свои извинения. Сейчас вся открыта для всех (zero.kz не позволял давать развернутую статистику), мы ведем собственный корпоративный блог на yvision.kz, наши контакты указаны непосредственно на NUR.KZ и все в Казнете знают, как связаться со мной лично. Известно, что я человек во всех смыслах открытый и доступный.

ПДШ: Здесь нужно сделать скидку на то, что Жанна – всего лишь пиарщик. Она честно защищает компанию, не будучи в курсе технических ухищрений Nur.kz, её не посвящают в финансовые взаимоотношения компании с партнёрами…

Что касается причин скандала, то всё просто: Nur.kz стал слишком сильным игроком на рекламном рынке Казнета. И, поскольку рынок этот не слишком велик, крупных рекламодателей мало, Nur.kz стал просто-напросто отнимать куски пирога у других игроков. Пока проект становился на ноги, на его "детские шалости" смотрели сквозь пальцы, сейчас же спрос – как со взрослого.

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама