ИСТОРИЯ КАЗНЕТА: AB OVO USQUE AD MALA

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в журнале ".KZ", №3, январь 2011 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
ЖУРНАЛ .KZ НОМЕР 3 ЯНВАРЬ 2011

 

В  ноябрьском номере ".KZ" я объявил о том, что делаю новую попытку собрать воедино свои разрозненные записи и публикации, посвящённые теме развития интернета в Казахстане. И, хотя назвать этот процесс написанием книги вряд ли будет правильно, поскольку параллельно я делаю ещё массу других дел, но следование принципу "Назвался груздем - полезай в кузов" заставляет напрягаться - и вспоминать, вспоминать, вспоминать…

Глава 2. "КЭМПЫ" ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

Каких только интернет-тусовок не рождает новое время! Только за последние два года казахстанские интернет-пользователи стали свидетелями (а многие и участниками, а кто-то и организаторами!) таких мероприятий, как BarCamp Central Asia, ZhasCamp и SocialCamp. Кроме того, по всей стране прокатилась волна т. н. "ёвиженок". А с недавних пор в столице стали проводиться айти-пятницы - IT-Friday Astana, среди почётных гостей которых можно было увидеть таких уважаемых гостей, как Куанышбек Есекеев, председатель Правления АО "Казахтелеком", Мурат Акшалов, директор Регионального технопарка г. Астаны, Сергей Мартынов, руководитель проекта Почта@Mail.ru…

Нет, что ни говорите, а никакие онлайновые чаты, форумы, блог-платформы и даже (да-да!) социальные сети не могут заменить нам живого общения. И хочется надеяться, что с каждой новой встречей эти встречи будут всё интереснее, а пользы от них будет всё больше!

Впрочем, не зря говорится, что всякое новое - это лишь хорошо забытое старое. А ещё говорится, что лучшим средством от склероза являются дневниковые записи. Вот и я, поскребя по своим архивным сусекам, обнаружил, что ровно десять лет назад казахстанские интернетчики предпочитали собираться по первым вторникам месяца…

"Чёрный понедельник"

Начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, в США наблюдался настоящий интернет-бум. Новые интернет-компании появлялись как грибы после тёплого летнего дождя, старались не отставать от них и компании с именем, заявлявшие о переходе на новые технологии. Одного лишь упоминания об использовании интернета для получения дохода было достаточно, чтобы акции компании баснословно взлетали в цене. Интерес к ним подогревали и многочисленные эксперты, утверждавшие, что наступила "эра новой экономики".

10 марта 2000 года индекс высокотехнологичных компаний NASDAQ Composite достиг своего максимума - 5048,62 пункта, пиковое же значение в течение дня и вовсе достигало 5132,52 пункта! Показатель всего лишь годичной давности был превышен вдвое! Однако день 13 марта оказался "чёрным понедельником": индекс рухнул сразу на 4%! Пузырь доткомов лопнул, начавшийся обвал котировок NASDAQ потащил за собой и другие фондовые индексы…

ПАДЕНИЕ NASDAQ

Падение продолжалось долго, самого дна рынок достиг только в октябре 2002 года: к тому времени индекс Доу-Джонса (DJ Industrial) упал на 38%, индекс Standard&Poors 500 (S&P 500) - на 49%, а сам NASDAQ - и вовсе на 78%. И даже сейчас, по прошествии десятка лет, индекс NASDAQ Composite не смог и близко подобраться к максимальным значениям начала 2000 года! Так, на закрытии 1 декабря 2010 года он составлял 2 549 пунктов…

В "чёрный понедельник" вместе с акциями рухнул и американский интернет-бизнес. В результате этих событий сотни интернет-компаний обанкротились, были ликвидированы или проданы. Несколько руководителей компаний были осуждены за мошенничество и растрату денег акционеров. Как выяснилось, новые бизнес-модели с ориентацией на продажи через интернет оказались не слишком эффективными, кредитные же деньги тратились не на развитие технологий и услуг, а на маркетинговые акции и рекламу на телевидении и в прессе.

До встречи в первый вторник декабря!

Но это будет потом, а в 1998 году на волне бума доткомов в Лондоне был создан First Tuesday - первый такого типа форум для IT-предпринимателей и компаний, ищущих венчурных капиталистов, инвесторов и провайдеров услуг, которым могли бы быть интересны интернет-технологии.

 
FIRST TUESDAY В БЛИНАХ

В ноябре 2000 года сайт алматинского филиала всемирной биржи интернет-проектов First Tuesday попал в "Блины"

АНДРЕЙ НАДЕИН, АЛЕКСАНДР ЛЯХОВ и АЛЕКСАНДР КОЗЛЕНКО

Андрей НАДЕИН, Александр ЛЯХОВ и Александр КОЗЛЕНКО. Алматы, KITEL, июнь 1999 г.

В ноябре 2000 года, давая интервью Наталье Хайтиной, главному редактору "Нетоскопа" (в Сети сохранился архив этого некогда ведущего русскоязычного новостного портала, посвящённого интернету), Александр Козленко так ответил на вопрос о First Tuesday:

— Недавно вы запустили First Tuesday ("инвестиционный вторник") в Казахстане. Вы как компания ничего не получаете от организации таких мероприятия. Для чего вы этим занимаетесь?
— Мы берём уже на себя роль развивать рынок. Мы понимаем, что ничего на этом не зарабатываем, но для нас интересен сам процесс, когда рынок движется. В Казахстане есть свои команды, есть инвесторы, как западные, так и местные. Нам интересно, чтобы офлайновые компании понимали, что им необходимо в новой экономике.

 

Довольно быстро представительства First Tuesday распространились по всему миру. В частности, в соседней России организатором First Tuesday St. Petersburg стал Михаил Новиков, глава консалтинговой компании ADMIN Ltd.. Найдя себе союзников в лице тогдашних руководителей московской софтверной компании "Actis Systems" Андрея Надеина и Александра Козленко (кстати, выходцев из алматинской "Actis Systems Asia"!), Новиков решил организовать First Tuesday Almaty. Сказано - сделано!

И вот 14 ноября 2000 года, когда по ту сторону Атлантики давно уже бушевал финансовый шторм, состоялось долгожданное открытие алматинского филиала всемирной биржи интернет-проектов First Tuesday (несложно предположить, что сайт располагался по адресу firsttuesday.kz).

Участниками круглого стола, проведенного в алматинском интеротеле "Astana" в рамках открытия First Tuesday в Казахстане, стали как профессиональные игроки нашего интернет-рынка, к коим причислялись тогда крупные телекоммуникационные компании, веб-дизайнерские группы и банки (да-да!), так и заинтересованные наблюдатели в лице независимых экспертов, представителей неправительственных организаций (НПО) и средств массовой информации (СМИ).

Интерес первых к открытию у нас филиала всемирной биржи интернет-проектов был вполне понятен, ведь до того нашим компаниям приходилось осваивать интернет-рынок на свой страх и риск, полагаясь на малоэффективный метод проб и ошибок. И появление организации, имеющей большой опыт создания условий для перевода рынка на качественно новый уровень, было как нельзя кстати.

Опять же, главной бедой любого интересного интернет-проекта является несовпадение богатства идей, закладываемых в проект, и финансовых возможностей для реализации задуманного. Вот и приходилось отечественным артемиям лебедевым отталкиваться от того, что есть, а не делать то, что хочется. Приход же в Казахстан First Tuesday давал им надежду на то, что проблема первоначальных инвестиций перестанет быть столь острой. Тем более, что свою готовность помогать компаниям вести электронный бизнес выразили крупнейшие банки Казахстана, согласившиеся активно участвовать в работе First Tuesday.

Выступая на круглом столе, вице-президент холдинговой компании Actis Systems Александр Козленко сначала заявил, что "Казахстан является "белым пятном" на карте мирового Интернета", а потом добавил: "Открытие First Tuesday в Казахстане позволит привлечь внимание мирового интернет-сообщества к бизнес-процессам, происходящим в казахстанской части Сети. А заинтересованность зарубежных инвесторов поможет владельцам проектов получить стартовый капитал для ведения электронного бизнеса, что выльется в рост интересных и посещаемых казахстанских веб-проектов и расширение казахстанской части Сети".

Уверенность в успехе начинания выражал и Михаил Новиков, подробно рассказавший о том, как работает биржа интернет-проектов во втором по величине городе России, как проходят встречи участников рынка, какие документы готовятся участниками ежемесячных встреч и каких успехов добился петербургский филиал за полтора года своего существования.

— Занимаясь организацией First Tuesday, мы создаем не компанию, не проект, а площадку для регулярных встреч инвесторов, владельцев проектов и сервисных компаний, работающих в сфере телекоммуникаций. Успех этих встреч напрямую зависит от активности участников рынка, их желания работать и создавать профессиональные проекты, которые не только информационно насытят казахстанскую часть Сети, но и будут способны приносить доход, - сказал Михаил Новиков, обращаясь к участникам круглого стола.

Первая встреча владельцев интернет-ресурсов со своими потенциальными инвесторами была назначена на 5 декабря и состоялась она в популярном ночном клубе южной столицы "Petroleum". В новом 2001 году бизнес-тусовки продолжились, но, увы, с каждой последующей встречей энтузиазма у организаторов становилось всё меньше и меньше…

Казнет остался без обеда…

Последним по счёту стало собрание, прошедшее 10 апреля 2001 года в клубе "Colosseum". Сначала Тамара Тажибаева, начальник Отдела информационного обеспечения и международных программ НИЧ КазНУ имени аль-Фараби, вместе со своими сотрудниками Рафаэлем Балгиным и Марианной Абишевой представила деятельность университета в вопросах, касающихся использования интернет-технологий в различных областях исследований и научных интересов. Затем были представлены проекты одной российской и двух казахстанских интернет-компаний. Одним из этих "незамеченных" проектов была идея интерактивного шоу "Миссия". Так вот, буквально через полгода на телеканале ТВ-6 с огромным успехом стартовало первое российское реалити-шоу "За стеклом", суть которого мало чем отличалась от идеи "Миссии"…

На этом "инновационные вторники" в Казахстане и закончились. Большие деньги, заглянув в соседнюю Россию (см. статью всё той же Натальи Хайтиной "Инвестиции, инвестициям, инвестициями"), до Казнета так и не дошли…

Архив по годам

Партнёр


АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Реклама