ПРОФЕССИЯ: WEB-МАСТЕР

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №4 (98) журнала "Интернет и Я"

Каких только профессий не придумал уходящий XX век! Летчик и программист, телемастер и диск-жокей, физик-атомщик и оператор ЭВМ… Этот список можно продолжать и продолжать, но герои моего рассказа - не они, а скромная фигура Web-мастера. Почему? Да потому, что профессия Web-мастера, во-первых, пожалуй, самая молодая в этом списке, во-вторых, уж очень близка и знакома эта тема мне самому, и, в-третьих, может быть, кто-то из вас, друзья, прочтя мои скромные заметки сделает Web-мастерство делом своей жизни. Что ж, я буду этому только рад.

Самая молодая профессия

С того времени, как в 1991 году Тим Бернерс-Ли явил миру первый сервер на основе технологии WWW, их число выросло столь стремительно, что теперь, по прошествии всего-то 7 лет, большинство людей в мире не без оснований считают, что WWW как раз и есть Internet. Действительно, если не брать в расчет электронную почту, то раньше интерактивный (on-line) Internet был уделом исключительно высоколобых программистов и вечно пьяных сисопов (сисоп - системный оператор, легендарный образ которого неотделим от бутылки пива). Теперь же любой школьник или домохозяйка, в принципе, может завести в Интернете собственную Web-страничку, на которой поведать миру о своих школьных друзьях или раскрыть свои самые ценные кулинарные секреты.

Понятно, что выделиться на общем сером фоне можно либо за счет сверхпопулярного информационного наполнения (как пример - самый посещаемый русскоязычный сервер Анекдоты из России Димы Вернера, www.anekdot.ru), либо за счет выверенности и неповторимости графического решения (многочисленные работы «классика» российского Web-дизайна Артемия Лебедева), либо за счет необычных мультимедийных наворотов (хотите виртуально-реально заглянуть в Интернет-кафе «Тетрис», «героя» одной из моих прошлых статей? - милости прошу. Конечно, любой пример остается всего лишь примером, эталона исполнения Web-сервера, наверное, и не существует. И все же, что самое важное в этой профессии - профессии Web-мастера, о чем нельзя забывать вообще и на что обращать особое внимание - об этом и пойдет речь в этих скромных заметках.

Web-мастер - многолик и многорук

С большой степенью точности все обязанности, а также знания Web-мастера можно разделить на несколько достаточно определенных групп, которые характеризуют степень соприкосновения человека с World Wide Web. Назвать эти группы можно по наиболее близким к ним по смыслу профессиям:

  • Автор (компьютерный писатель);
  • Web-менеджер (или собственно Web-мастер);
  • Дизайнер (компьютерный художник);
  • Системный администратор;
  • Программист.

    Границы между этими группами не являются незыблемыми, наоборот, зачастую они достаточно размыты. Недаром говорится, что по-настоящему талантливые люди редко бывают талантливы только в одном - тому свидетельством многочисленные исторические примеры. Так и компьютерный художник со временем может почувствовать тягу к писательству (и не без успеха!), а программист превратить свое увлечение музыкой в замечательный музыкальный сайт, выступив, таким образом, в роли Web-менеджера.

    Признаться, я не большой знаток графических пакетов типа Adobe Photoshop или CorelDRAW, настолько же мало я понимаю в языках программирования SSL, SQL, Java, Perl, C++ и операционных системах UNIX, Windows NT, Novell NetWare, OS/2… Поэтому, оставив другим тему детального рассмотрения этих Web-профессий, сосредоточу свое (и ваше, уважаемые читатели) внимание на близко мне знакомых, а именно - первых двух из вышеперечисленного списка. Итак,

    Автор (компьютерный писатель)

    В качестве автора выступает человек, готовящий информацию для размещения в World Wide Web. Постараемся сформулировать список требований, предъявляемых сегодня к авторам Web-документов. Итак, автору необходимо знать:

  • Язык HTML Включает в себя понимание и умение применять команды (тэги, tag) HTML версий 3.0 и 3.2 (а теперь и 4.0), а также необходимые расширения. Владение различными средствами быстрой верстки HTML-документов, такими как HTML-редакторы и конверторы обыч-ных документных файлов (ASCII, Word, Excel, PowerPoint и других) в HTML. Кстати, для того, чтобы оценить мастерство владения автором языком HTML, обычно достаточно взглянуть на Web-страницу в режиме View Page Source (для Navigator) или View Source (для Internet Explorer). У хорошего Web-мастера лишних тэгов не бывает!

  • Стилистику Web-документов "Не нужно быть поваром, чтобы оценить вкус борща". Не нужно самому быть Web-мастером, чтобы оценить графическое и информационное исполнение Web-сервера. Но этого бывает мало, когда речь касается общей оценки Web-сервера, его стилистики, которая включает в себя учет времени загрузки документов и его связь с полосой пропускания (иначе говоря, скорости) канала передачи данных, разницу между текстовыми и графическими страницами, вопросы совместимости броузеров и передачи цветовой палитры и многие другие аспекты.

  • Общие положения о взаимоотношениях с Web-читателями Я, конечно же, не буду оригинален, если скажу, что обычные правила пунктуальности, вежливости, умении прислушиваться к людям и идти навстречу их пожеланиям так же применимы и к взаимоотношениям Web-автора с посетителями своего Web-сервера.

  • Общие положения о пользовании PC (Маc) Это требование к человеку, непосредственно связанному с компьютерной техникой, представляется очевидным и не требует обоснования.

    Web-менеджер

    Конечно, Web-менеджер звучит куда солиднее, нежели просто Web-мастер или Web-автор… (У одного моего перебивающегося случайными заработками знакомого на визитке абсолютно честно написано "Президент мультинациональной компании", что магически действует на некоторых особо впечатлительных, но не слишком сообразительных особ, не «врубающихся» сразу, что в многонациональной компании своих дворовых друзей этот знакомый действительно является своеобразным «президентом»)… Так вот, покажите мне хоть одного владельца личного сайта, кто отвечает лишь за информационное наполнение Web-сервера, всю ручную работу возложив на Web-"батраков"!? Что касается коллективных или корпоративных серверов, то там наличие Web-менеджера, координирующего работу всех участников Web-группы, просто обязательно, и в круг его обязанностей входит следующее:

  • Разработка и поддержка важнейших Web-документов Объем многих современных Web-серверов достигает уже нескольких десятков мегабайт, что конечно же невозможно сделать руками одного человека. Поэтому в обязанности Web-менеджеров таких серверов может входить разработка Web-страниц первого, реже второго, иерархического уровня файловой системы Web-сервера, документы же всех остальных уровней разрабатываются и поддерживаются их авторами, которые всегда могут обратиться за помощью к Web-менеджеру.

  • Обеспечение переносимости HTML-документов Как часто ваша навороченная страница, которой вы только что любовались в окне Netscape Сommunicator 4, вызывает непреодолимое отвращение, стоит только взглянуть на нее "глазами третьего Эксплорера"! К сожалению, даже самые современные 4-ые версии двух основных пакетов - Netscape Communicator и Microsoft Internet Explorer - на двоих владеющих 90% рынка Web-броузеров, неодинаково понимают даже многие тэги и стили стандарта HTML, не говоря уже о Java, VRML и прочих мультимедийных прибамбасах. А ведь найдется немало Web-читателей, использующих архаичные 2-ые версии этих пакетов, есть пользователи вообще других пакетов… Понятно, что угодить всем невозможно, но стремиться к этому надо, если вы стремитесь добиться максимальной посещаемости своих страниц.

  • Обеспечение полной связности Web-документов Увы, но Web-сайты, как и люди, имеют обыкновение рождаться (для чего им не требуется предварительного девятимесячного вынашивания), менять имена, переезжать с места на место, порой безо всякого предупреждения, и, как это ни прискорбно, умирать… Вот почему всегда существует проблема обеспечения актуальности всех гипертекстовых ссылок не только внутри вашего собственного Web-сервера, но и на внешние серверы. Вряд ли у посетителя вашего сервера возникнет желание зайти к вам повторно, если его то и дело встречают "пустые" ссылки.

  • Выбор и поддержание оригинального стиля Web-сервера Согласитесь, что тусклое, серое однообразие раздражает не меньше, чем кричащая, аляповатая безвкусица. Понятие "фирменного стиля" применимо как к корпоративному серверу, так и к вашему личному, включая выработку и поддержание единого образца Web-документов, использование однотипных шрифтов, форматов, графических материалов и тому подобного.

  • Создание поисковых индексов Пока на вашем сервере имеется, кроме титульной, всего лишь пара-тройка других страниц, проблемы «в трех соснах заблудиться» не возникнет даже у самого тупого посетителя ваших страниц. Однако по мере увеличения объема Web-сервера перед вами обязательно встанет вопрос об облегчении и ускорении поиска информации на нем, и вы, как Web-менеджер, должны будете разработать структуру и осуществить установку полного текстового индекса Web-сервера, а то и простейшей поисковой системы.

  • Маркетинговое продвижение Web-сервера в World Wide Web Понятно, что если вы человек исключительной скромности и ваш Web-сайт создан исключительно «для внутреннего потребления» (что, впрочем, абсолютно противоречит логике, так как становится непонятен сам смысл его создания), такое понятие, как промоушн сервера (продвижение, от англ. "promotion") вам может и не понадобиться. Если же вы вполне нормальный человек и создавали свои страницы отнюдь не для того, чтобы любоваться ими в одиночку, вы просто обязаны обеспечить его рекламу. Крупные компании для этого обычно привлекают специальные агентства или платные Internet-службы, хотя имеются и вполне действенные бесплатные способы - обмен баннерами, анонсирование сервера во всех крупных и мелких поисковых системах, указание его адреса в своих письмах и так далее.

    Очень короткое заключение

    Каких только профессий не придумал уходящий XX век!.. Этими словами я начал свои долгие рассуждения на тему профессии Web-мастера и только сейчас понял, что по-настоящему-то такой профессии и не существует. По крайней мере, я не знаю ни одной фирмы (в Казахстане), где Web-мастер был бы только Web-мастером и не был бы попутно еще черт знает кем! Хотя, может быть, я и ошибаюсь… К счастью.

  • Архив по годам

    Партнёр


    АЛМА-ТВ - ЛИДЕР КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

    Реклама