Глава 13. ШОКИРУЮЩИЙ ИНТЕРНЕТ

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №1/99 журнала Computer Club

Кто тут первый? Вы за мной!

Я думаю, вряд ли Дейл Карнеги следовал своим многочисленным правилам и рекомендациям, потому что во всем мире он гораздо более известен как психолог и писатель, нежели удачливый бизнесмен (в этом смысле просьба не путать его с Эндрю Карнеги!). Марка пива Guinness хорошо известна всем любителям этого благородного напитка, однако ни в коей мере не может сравниться по популярности с одноименной Книгой рекордов. Чего не скажешь (пока!) Книге рекордов Н.Ж.М.Д., придуманной и реализованной живым классиком русского Интернета Артемием Лебедевым. В любом случае, идея фиксировать "все факты чего-либо впервые сделанного или максимально отличившегося на русском (читай "казахстанском". - Прим. А.Л.) Интернете" не могла пройти мимо внимания создателей каталога казахстанских Web-ресурсов Весь WWW-Казахстан - и вот в октябре нынешнего года родилась Книга рекордов казахстанского Интернета (КРКИ).

Естественно, что по мере обретения КРКИ популярности у многих казахстанских Web-создателей появилось желание увидеть себя на ее страницах. Что подчас стало приводить к "конфликтным" ситуациям ;-) Так, 20 ноября сего года я получил электронное письмо от специалиста отдела маркетинга компании Nursat Виталия Сергеева, в котором он сообщал о появлении первого в казахстанском Интернете флэш-сайта, то есть созданного с использованием технологии Shockwave. С указанной технологией я уже был знаком не понаслышке, поэтому честно ответил, что считаю "нурсатовский" флэш-сайт скорее опытами, пробой сил, нежели законченным творением. Чем, признаюсь, сильно обидел своего уважаемого адресата, поскольку через некоторое время получил новое послание, в котором Виталий сетовал, что "насколько я понял Вы не желаете признать факт что именно Нурсат впервые использовал технологию шок вэйв в Казахстане и выставил это первым в интернете, я понимаю что Вы как угодно можете трактовать сайт "о якобы его незаконченности или же "превьюшности" существования", но факт остается фактом, - многие люди уже осведомленны - в том числе и ваши партнеры" (стиль и орфография автора письма полностью сохранены. - Прим. А.Л.).

Что делать, пришлось "признать факт что именно Нурсат впервые использовал технологию шок вэйв в Казахстане и выставил это первым в интернете", что я тут же и отразил на страницах КРКИ. Но хотелось бы при этом пояснить, что осталось за строкой наших посланий. А дело в том, что в промежутке между первым и вторым письмом Виталия Сергеева я побывал в новом офисе Actis Systems Asia, компании, первой в Казахстане профессионально занявшейся дизайном и хостингом Web-серверов. Мне всегда интересно то, что делают ребята из "Актиса", и в этот раз я испытал огромное удовольствие от их новой разработки, которой был (закон жанра!)… новогодний флэш-сайт! Это теперь его во всей красе можно видеть в Интернете, а тогда я его видел на жестком диске компьютера несовершенным, но оттого не менее захватывающим внимание. И, конечно же, здорово выигрывающим в сравнении с флэш-сайтом "Нурсата".

Но раз уж я упомянул о законе жанра, этот самый закон просто велит мне остановиться более подробно на самой технологии Shockwave, в чем мне далее поможет директор по развитию бизнеса компании "Actis" Юрий Латин.

Сделайте мне красиво!

Те, кто достаточно хорошо знаком с технологией создания и поддержки Web-сайтов, знают, что до самого последнего времени для украшения Web-страниц использовалась обычная пиксельная графика форматов GIF и JPG (совсем редко PNG), для придания статичным картинкам динамики применялась немалая по объему GIF-анимация, а для создания интерактивных элементов писались Java-апплеты. Все эти "навороты" приводили к существенному разбуханию физического объема сайтов, а, следовательно, и к увеличению времени загрузки. Имея коммутируемый (dial-up) доступ в Интернет, да еще на 14,4 или 19,2 Кбит/с, вряд ли вам понравится в течение нескольких минут дожидаться полного появления на экране ожидаемого изображения. А если таких страниц не одна, а гораздо больше?

Вот тут-то и может пригодиться Web-мастерам изобретение корпорации Macromedia, называемое Shockwave и позволяющее убить одним выстрелом не двух, а, как минимум, десяток "зайцев". Чем же так примечательна "шокирующая" технология?

Сразу хотелось бы подчеркнуть, что в ее основе лежит использование не пиксельной, а векторной графики. А это означает, что как бы вы не увеличивали в размерах любой графический объект, его качество будет одинаковым как на мониторах с разрешением 640х480 пикселей, так и на мониторах с разрешением 1600х1200. Чтобы оценить эту способность флэш-страниц по сравнению с обычными HTML-страницами, достаточно зайти, к примеру, на сайт www.disney.com и "поиграть" там размерами окна своего браузера… Естественно, поскольку размеры векторного изображения являются чисто субъективным параметром, то и его "вес" в байтах является также субъективным (в данном случае, неизменным). Так что, если ваш монитор больше, чем у вашего соседа, векторное изображение размером во все окно вашего браузера все равно не будет больше по объему и хуже по качеству, нежели такое же в экране браузера соседа.

Что же касается анимации, то с ней дело обстоит еще проще. Так, если в пиксельной анимации приходится отрисовывать каждый кадр движения, сохранять его и затем "оживлять" при помощи инструментов GIF-анимации, то в Shockwave достаточно нарисовать исходное изображение и указать траекторию его движения к конечному кадру. Shockwave не запоминает отдельные объекты цельным изображением, ему необходимы лишь их координаты, таким образом, Shockwave-файл (расширение SWF) по сравнению с анимационным GIF-файлом выигрывает в "весе" не в два-три раза, а - как минимум - в десятки. От чего же зависит размер SWF-файла (в данном случае, фильма)?

  • Понятно, что от количества используемых в фильме объектов.
  • От количества фреймов (кадров). То есть, если для перемещения изображения из одного угла окна браузера в противоположный вы используете 20 фреймов, файл будет значительно "легче", чем в случае использования для этой же операции 500 фреймов (ведь на запоминание 20 координат тратится куда меньше ресурсов памяти, чем на запоминание 500).
  • Ну и, конечно, как в любой графике, от количества используемых цветов. Желание использовать не стандартную 256-цветную палитру, а полноцветную (truecolor) графику всегда оборачивается существенным увеличением объема…

    Что нам стоит flash-сайт построить…

    Как же воспользоваться всеми преимуществами Shockwave-технологии? Компания Macromedia предлагает интереснейший пакет Macromedia Flash 3, позволяющий любому пользователю, имеющему минимальные навыки в построении графических изображений и немного денег (всего-то три сотни баксов ;-) для покупки лицензии, создавать довольно приличные мультимедийные приложения, причем не только сетевые (ссылки на лучшие образцы которых можно увидеть по следующему адресу, но и обычные аудиовизуальные презентации.

    Недостатки? А у кого их нет?

    Конечно, любые новейшие технологии Интернета, даже самые, на первый взгляд, идеальные, имеют свои недостатки, и Shockwave - не исключение. Прежде всего это касается аудио. Если с точки зрения ширины спектра предлагаемых частот (а, следовательно, и качества звучания) к Shockwave претензий нет, то объем получаемых звуковых SWF-файлов оказывается неподъемным для большинства сетевых соединений. Хотя особо любопытным могу предложить пару интересных сайтов, использующих в том числе и "звуковую" Shockwave-технологию - http://www.gabocorp.com и http://www.nrg.be.

    Другая нередко возникающая проблема связана с совместимостью браузеров. Как любая новая Интернет-технология, Shockwave требует и использования других новых продуктов, а именно - Netscape Communicator и Microsoft Internet Explorer версий 4.0 и выше. Хотя уже выпущены плагины (plug-ins) и к браузерам ранних версий, тем не менее для их получения из Сети пользователям требуется некоторое

    Наконец, еще одна существенная проблема - это нерациональность использования текстов в Shockwave-файлах, которые по своему объему бьют все рекорды. Так что, если вы задумали сделать ваш сайт чисто информационным, забудьте слово "Shockwave"…

    Истина, как всегда, лежит посредине…

    Мне кажется, я достаточно рассказал о преимуществах и недостатках технологии Shockwave, чтобы сведущему читателю стало понятно, что сейчас действительно серьезные корпоративные сайты нужно создавать на стыке классических HTML-технологий и новейших технологий, подобных Shockwave. И кому, как не профессионалам делать это. К сожалению, на сегодняшний день можно буквально по пальцам пересчитать те Web-дизайнерские команды, которые занимаются этим в Казахстане. И безусловным лидером на этом поприще является уже упоминавшаяся мной компания Actis Systems Asia. Следует также отметить Web-группы крупнейших казахстанских Интернет-провайдеров - компаний ASTEL (Arna-Sprint) и Nursat.

    Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!

    Возвращаясь же к Книге рекордов казахстанского Интернета, следует еще раз отметить и другую запись в ней, датированную осенью нынешнего года и фиксирующую факт первой радиотрансляции через Интернет в Казахстане. Хотя технология RealAudio начала использоваться на мировых Web-сайтах намного раньше Shockwave, у нас эти события по времени практически совпали, что и дало мне повод, говоря о новациях в казахстанском Интернете, коснуться обеих технологий. А появятся еще более новые - пишите мне. Двух зайцев и убьете - и в КРКИ попадете, и на страницы Computer Club Magazine.

  • Архив по годам

     Наш спонсор

     Реклама