Глава 23, предновогодняя. ЭТИМ ЛЕТОМ С ИНТЕРНЕТОМ…

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №12/99 журнала Computer Club

Надеюсь, представители компании Nursat не подадут на меня в суд за использование одного из их рекламных слоганов, ведь, в данном случае, я имею в виду не самое жаркое в наших краях время года, а сам год. Который, признаться, был весьма и весьма насыщен интересными событиями, касающимися как представления нашей страны в Интернете, так и развития Интернета в нашей стране и в мире. Об этом и пойдет речь в заключительной в 1999 году главе "Интернет-гида".

Дела мировые

Я - человек немолодой, заставший еще процесс электрификации всей страны в образе деревни, где жили мои бабушки (а вы-то, небось, думали, что все деревенские избы в России еще при Владимире Ильиче электрическим светом обзавелись? ;-). Помню я и первые в нашем небольшом поселке, что на Брянщине, телевизоры, у первых из которых во время хоккейных матчей собиралась порой вся мужская половина поселка, чтобы затем уступить свои места другой, прекрасной, половине, когда хоккеистов сменяли герои индийских мелодрам. Много позже, когда я вырос и закончил институт, довелось мне поработать на многопроцессорном вычислительном комплексе (МВК) "Эльбрус", опередившем свое время и так в не своем и оставшемся… К чему я это все говорю? - А к тому, что электричество, телевизор (он же - монитор) и компьютер и есть главные составляющие части того, что мы сейчас называем информационными технологиями (ИТ). И развиваются эти ИТ настолько стремительно, что порой начинаешь чувствовать себя белкой в колесе, все время бегущей, но бегущей на одном месте.

Чуть ли не каждый день бумажная пресса и Интернет приносят нам сообщения со всего света о новых технологиях, программах, услугах, провайдерах… Попробуй-ка уследи за всем этим! Но - приходится, перелопачивая, по Маяковскому, "единого слова ради тысячи тонн словесной руды".

Так чем же примечателен уходящий 1999 год в мировом масштабе? Из огромного количества новостей выделю лишь одну, промелькнувшую этой осенью в разных источниках информации. В ней сообщалось о том, что в сентябре впервые за всю историю Интернета трафик из Европы в Америку превысил обратный. Что подтвердило явно обозначившуюся в последнее время тенденцию поворота американского населения лицом к европейским информационным источникам. Приятно, что и Казахстан вносит свой вклад в это достойное дело. О чем можно судить хотя бы по географии посетителей Web-портала Весь WWW-Казахстан, насчитывающей более полусотни стран только по их явно выраженным доменам (не считая COM, NET, ORG и прочие).

Дела провайдерские

Я уже не раз писал о том, что провайдерство, дело не слишком прибыльное и очень хлопотное, тем не менее находит все новых и новых желающих им заняться. Если сравнить список сегодяшних казахстанских Интернет-провайдеров (www.site.kz/inet/ispkaz.html, www.site.kz/inet/ispalm.html и www.site.kz/inet/ispreg.html) с аналогичным годичной давности, то можно заметить появление в нем немало интересных имен. Во-первых, это - Kazakhstan Online c его высокоскоростным ADSL-доступом и сетью, разбросанной сразу и по всей стране. Во-вторых, это - компания NET Style, первой в Казахстане внедрившая доступ в Интернет по собственным Интернет-карточкам. В-третьих, это - алматинский Интернет Трейнинг Центр, не только зарабатывающий на провайдерстве, но и вносящий огромный вклад в дело компьютеризации и интернетизации нашего населения. Стоит отметить восточно-казахстанского провайдера - компанию Рейтинг телеком, чей реконструированный (за что спасибо Людмиле Селюковой!) в нынешнем году сайт по дизайну и наполнению очень близко подошел к понятию Web-портала.

А что же "ветераны" казахстанского рынка Интернет-услуг? Они тоже не стояли на месте. Nursat время от времени устраивал шумные акции и активно снижал цены, демпингуя основных конкурентов. ASTEL, не обращая внимания на "нурсатовские" проделки, продолжал расширять свои магистральные каналы и IP-присутствие по Казахстану. Компания SA Telcom наконец-то проснулась от маркетингового летаргического сна и пригласила для усиления продаж целую команду бывших SATEL-овских специалистов во главе с Райхан Дамебаевой. Небывалую рекламную активность в течение всего года демонстрировал S&G Communications, тогда как Parasang Plus, напротив, несколько ушел в тень.

В-целом, говоря о провайдерстве в Казахстане, можно констатировать, что при всех сложностях с экономической ситуацией и коммуникационной инфраструктурой в стране интерес к этой сфере бизнеса отстается неизменно высоким.

Дела пользовательские

А что же те, для кого работают десятки провайдеров по всему Казахстану - то есть, мы, пользователи? А мы тусовались по диско-клубам и Интернет-кафе, резались в игры через сеть, общались в чатах и Web-конференциях, ваяли свои "бессмертные" сайты… Вот о сайтах-то и хотелось бы сказать особо.

По роду службы занимаясь разработкой Web-серверов, а по велению души - их коллекционированием, я просматриваю за год огромное количество сайтов. И, признаться, очень приятно, когда в их однородной просеиваемой массе блеснет вдруг золотой самородок. Так случилось у меня в этом году с сайтами алматинцев Ильи Афанасьева и Владлена Нестерова, а также Андрея Касаткина из Шымкента. Вот уж действительно - "охота пуще неволи", раз она подвигает на создание таких Web-мастерских творений, требующих не только умения, но, пожалуй, в еще большей степени - сил и времени.

А разве можно обойти вниманием замечательные проекты карагандинца Александра Писарева - Бесплатный счетчик для вашей страницы alpha>>counter и Виртуальная библиотека alpha>>! Кстати, созданный Александром сетевой счетчик (перспективы которого я, признаться, оценивал поначалу весьма скептически, но которым, по словам Александра, уже пользуются многие десятки пользователей не только здесь, в Казахстане) позволит нам плавно перейти к следующей теме нашего повествования, а именно -

Впервые в Казахстане

Да-да, именно так - "Впервые в Казахстане", ведь любые новации там, "за бугром", приятны, но вдвойне приятны они, когда применяются здесь, у нас. Вот и 1999 год был богат на всякого рода Интернет-новации. О двух из них - карточном Интернете и бесплатном счетчике - я уже упомянул, теперь о других новинках-99 (чтобы не повторяться, ко всем буденижеупомянутым событиям можно автоматически прибавлять фразу "первый в казахстанском Интернете").

Итак, уходящий год стал годом рождения поисковой системы Goto.Kz от фирмы Actis Systems Asia. Эта же команда оказалась причастна к созданию одной из двух сетей баннерной рекламы - eAdvertising (напомню, что другая сеть - BANNER.KZ - была запущена еще в декабре прошлого года карагандинской компанией System Pro.

Целую серию концептуальных сайтов на казахстанскую тематику (см. www.site.kz/iguide/ig20.html) создали в течение года братья Арсен и Рустем Абдрахмановы. Есть в этом списке и рейтинговая система NET`s Top100, которая при всем моем негативном отношении к самой ее идее тем не менее живет и развивается.

Другим примером смелого применения новых Интернет-технологий является сетевой фотоальбом Панорама Караганды, демонстрирующий панорамные (угол обзора до 360 градусов) фотографии с помощью технологии Live Picture.

Конечно, журнальная статья - не производственный отчет, поэтому прошу простить меня всех, чьи новации не упомянул я сейчас. Но, наверняка, обозревая в течение всего года казахстанский Интернет, хоть строчкой, хоть словечком, но обмолвился я о них. Ну а нет, так на "нет" и суда нет.

Милленниуму - нет! или С Новым годом!

Если задать любому человеку вопрос: "Когда тебе пойдет третий десяток лет?", я уверен, после недолгого раздумья едва ли не каждый скажет: "После того, как мне исполнится 20 лет". И будет прав. (Поясню, что когда человеку исполняется 20 лет, это означает, что он прожил полных 20 лет). Однако, когда речь заходит о так называемом Милленниуме, то есть приходе Третьего тысячелетия, те же самые люди теряют всякую логику и начинают с пеной у рта доказывать, что началом этого самого Третьего тысячелетия является уже 1 января 2000 года (что означает, что человечество прожило по новому летосчислению полных 1999 лет). Ладно бы это было заблуждением одного-двух, а то ведь чуть ли не вся страна демонстрирует свое невежество, тиражируя в бесконечной рекламе предложения типа "встретить третье тысячелетие в …" и "в новый век с …" (см. www.site.kz/millennium/).

Стыдно должно быть, господа! Я понимаю, у бывшего режиссера Бахыта Килибаева, затеявшего всю эту кутерьму с Милленниум Пати, есть вполне определенный коммерческий интерес, но нам-то что мешает с тем же энтузиазмом, с каким мы отстаиваем право на скорую встречу Милленниума, встретить просто Новый год с красивым названием 2000?

Так давайте же так и сделаем под хлопанье пробок от шампанского и дружеские пожелания счастья в Новом 2000 году! А Милленниум от нас никуда не денется: год - это так мало…

Архив по годам

 Наш спонсор

 Реклама