Главный редактор

Поэзия и проза Казахстана



О ПРОЕКТЕ

ТОЧКА ОТСЧЕТАИВАН ВАСИЛЬЕВОПУСЫ-1

Если ты такой умный, то почему не богатый?

1

Многие из нас хорошо знают эту поговорку, происхождение которой приписывают американцам. Но эта поговорка могла бы быть казахской, так как слова УМНЫЙ и БОГАТЫЙ в казахском языке являются однокоренными.

Для многих такое заявление может показаться неожиданным и необоснованным, но не будем торопиться. Дело в том, что большинство из нас никогда не задумывалось о происхождении слов, употребляемых в повседневной речи. Мы связываем произносимые нами наборы звуков с конкретными образами, усвоенными нами еще в детстве. Тем не менее, происхождение слова, тайная игра звуков позволяют нам заглянуть в мир наших предков, сделать более понятными для себя их образ мысли, их отношение к миру, их нравственные ориентиры.

Воспользовавшись грамматическим справочником казахского языка, попробуем прочитать более внимательно два слова: A?ЫЛ - УМНЫЙ и A?ЫМА? - ГЛУПЕЦ.

Основой обоих слов является общий корень, образованный от глагола А?Ы - ПЛАТИТЬ. Таким образом, сразу становится очевидной прямая связь этих понятий с денежными отношениями между людьми. Остается только прояснить для себя, чем отличается умный от глупца с этой точки зрения.

2

В первом слове в качестве словообразующего аффикса используется окончание -ЫЛ ( -IЛ, -Л ), образующее страдательный залог глаголов. Этот залог указывает на то, что предмет подвергся некоторому действию, исходящему от другого предмета или действующего лица. Таким образом, слово A?ЫЛ в буквальном переводе можно интерпретировать как ПЛАТЯЩИЙ или СПОСОБНЫЙ ЗАПЛАТИТЬ (имеющий деньги, богач).

Во втором слове применены два аффикса. Первый аффикс -МА ( -МЕ, -БА, -БЕ, -ПА, -ПЕ ), образующий отрицательную форму глагола. Таким образом, А?ЫМА по-казахски будет означать НЕ ПЛАТИТЬ. Оканчивается слово аффиксом -?, образующим существительные из глаголов. Итоговым значением будет слово НЕПЛАТЕЛЬЩИК, или НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ (не имеющий денег, бедняк).

3

Таким образом, можно c уверенностью говорить о том, что для древнего тюрка основным мерилом УМА была возможность иметь ДЕНЬГИ, не вдаваясь в подробности относительно путей и методов их происхождения. Вероятно, подобный подход был свойствен и другим народам нашей планеты, так как материальные ценности во все времена давали возможность обеспечить приличное существование себе и своим близким. История и литература знакомят нас со множеством фактов движения к власти и почету через деньги, в том числе и неправедные.

Можем ли мы осуждать такое отношение к богатству со стороны наших предков? Наверное, нет. Каждый человек сам выбирает себе нравственные ориентиры. Нравственные законы, мораль вырабатывались тысячелетиями, но люди стали немного другими и хотелось бы, чтобы строки нашего гимна о верности языку и традициям не понимались слишком буквально, a этимологическая связь подобных слов лишь подчеркивала древность самого языка.

Иван Васильев

PROZA.KZ

« в начало

карта сайта

письмо редактору

поиск по сайту

о проекте

наверх »

Copyright © 1996-2015 Александр ЛЯХОВ

LiveInternet Rambler's Top100