< Веб-издательство ЭГО | Lyakhov.KZ - Большая энциклопедия Казнета

Главный редактор

Поэзия и проза Казахстана



О ПРОЕКТЕ

ТОЧКА ОТСЧЕТАИВАН ВАСИЛЬЕВОПУСЫ-3

Любимая фиалка Гитлера

ИМРЕ КАЛЬМАН. ФИАЛКА МОНМАРТРА Мало кто из нас не знаком с замечательной опереттой Имре Кальмана "Фиалка Монмартра". В 1975 году под названием "Под крышами Монмартра" вышла её художественная экранизация режиссёра Владимира Горрикера с прекрасной игрой Валентины Смелковой и Евгении Симоновой. История любви молодого художника не может не тронуть душу зрителя. Его любимая, красавица Нинон, променяла любовь бедного художника на известность и достаток, который смог обеспечить ей не любимый, но богатый и известный человек. Как трудно любить человека, живущего в мансарде с друзьями, ведущими богемный образ жизни, и такими же бедными, как он. Но, беззаветная и чистая любовь "фиалки Монмартра" Виолетты смогла вернуть веру и надежду разочарованному художнику.

Официально считается, что Кальман написал оперетту по мотивам книги Анри Мюрже "Сцены из жизни богемы", и посвятил эту одну из лучших своих оперетт в 1929 году своей жене, российской эмигрантке из Омска Вере Макинской, которая была на 30 лет моложе его, и которая смогла вернуть ему веру в жизнь, любовь и надежду, казалось бы потерянные после смерти любимой женщины, с которой он прожил 18 лет. Вышедшая на эстраду в 1930-м году оперетта мгновенно обрела мировое признание. Но вскоре появились и вопросы… Эти вопросы были настолько серьёзными, что оперетта "Фиалка Монмартра", которой рукоплескали зрители всего мира более 15 лет, оказалась фактически под запретом. После 1948 года она продолжала ставиться лишь в обеих Германиях, Советском Союзе и в Венгрии. Это был большой удар для композитора. От которого он так и не оправился. Только в конце 60-х годов прошлого века "Фиалка" вновь появилась в репертуарах театров мира. Но Кальман не дожил до этих дней…

Что же произошло? Почему прекрасная оперетта вдруг оказалась отвергнутой? Почему произведение, описывающее жизнь парижской богемы, так никогда и не было поставлено в самом Париже? Вопросов много, и вряд ли когда-то можно будет дать точные ответы на них. Тем не менее, ряд косвенных фактов, сегодня уже достаточно известных, похоже могут раскрыть кое-какие обстоятельства этой странной истории.

Оказывается, "Фиалка Монмартра" Кальмана была любимой опереттой Гитлера. И настолько любимой, что при всей своей ненависти к евреям Гитлер наградил Кальмана за создание этой оперетты медалью, которую вручил Кальману личный секретарь фюрера - Рудольф Гесс. После присоединения Австрии к Германии в 1938 году Гитлер предложил Кальману звание "Почётного арийца", дававшего все ему права полноценного гражданина нацистской Германии, несмотря на его национальность. Похоже, все эти факты стали известны союзникам только после 1945 года, что, несмотря на эмиграцию Кальмана из Австрии после 1938 года, дало основание говорить о его сотрудничестве с нацистским режимом и, как следствие, об ограничении постановок его произведений.

Чем же так понравилась Гитлеру эта оперетта? Только ли за её музыкальные достоинства? Конечно, в музыкальном плане оперетта хороша, но не она является лучшим произведением Кальмана. Люди, близкие к Гитлеру, говорили, что единственным отдыхом для Гитлера была музыка. Да и любил Гитлер всё-таки больше оперу. Его любимым композитором был Вагнер. Обладая хорошим музыкальным слухом и неплохим голосом (в 1911 году его приглашали на работу тенором в хор Венского театра) он не мог так сильно оценить оперетту только за её музыку. Значит, всё-таки, сюжет?..

Похоже, что именно так. Стоит только вспомнить, кем был Гитлер в молодости. Ведь он далеко не сразу стал фюрером (вождём) Германии. Начал же он свою самостоятельную жизнь с того, что прибыл покорять столичную Вену из провинциального городка Линца в конце 1907 года в возрасте 18 лет. Начинающий талантливый художник проваливает вступительные экзамены в Академию изобразительных искусств. Домой он не вернулся, а начал готовиться к пересдаче на следующий год. Не трудно догадаться над чем он работал особенно упорно, если знать, что его не приняли из-за того, что он плохо рисовал тела, в то время как замечательно справлялся с изображением зданий. Ему советуют забыть о карьере художника и избрать профессию архитектора. Этот удар судьбы он держал в тайне и от родственников, и от друзей.

Вместе со своим другом детства Кубичеком, начинающим музыкантом, с которым он приехал в Вену из Линца, он снимает дешёвую комнату и начинает готовиться к новым экзаменам, ведя при этом богемный образ жизни. Не смотря на недостаток средств, он почти ежедневно в сопровождении своего друга Августа Кубичека, с которым он на протяжении полугода делил съемную комнату, отправлялся в театр. При этом он предпочитал "Бургтеатр", который на тот момент считался лучшей театральной сценой на всем немецкоязычном пространстве. В венской королевской опере он предавался своей страсти к классической музыке, причем он, как он сам говорил позже, выбирал самые красивые и дорогие оперные постановки. В Академию всё же он так и не поступил. Но богемную жизнь в Вене он продолжал до 25-летнего возраста. До тех пор, пока скрываясь, как утверждают историки, от призыва в австрийскую армию, он не перебрался в Германию.

Возраст с 18 до 24 лет… Жизнь без родителей… Столичные соблазны… Свободные нравы богемной тусовки… Могло ли здесь обойтись без любви? Я думаю, что нет. И хотя историографы Гитлера не могут привести никаких конкретных данных по этому вопросу, всё же без девушки тут обойтись не могло. Тем более, что через год "упорных тренировок" его даже не допустили к вступительным экзаменам в Академию.

Сам Гитлер очень и очень скупо описывал этот период своей жизни. Казалось бы, как же так? Ведь воспоминания о жизни в этом возрасте относятся к одним из самых ностальгических в жизни человека. И что же Гитлер вспоминает об этих годах? А вспоминает он в своей книге "Майн кампф" о том, как богатые евреи совращают немецких девушек и толкают их на путь проституции. Похоже, именно в этом его утверждении и проглядывается драма молодого художника, возлюбленная которого ушла от него в любовницы к богачу, который оказался евреем по национальности. И это принесло самолюбивому юноше такую боль, что он постарался уехать из Вены, как и главный герой оперетты - художник Рауль.

Совпадение? Вряд ли. Во-первых, достаточно прочитать "Сцены из жизни богемы" Анри Мюрже, чтобы понять, что у неё нет прямых аналогий с сюжетом оперетты, кроме самого описания богемной жизни. Вероятно, что сам термин "богема" появился в этом произведении. До этого данный образ жизни также существовал, только под другими названиями. Во-вторых, и сам Кальман, живший в Вене с 1908 года и будучи всего на несколько лет старше Гитлера, вёл такой же богемный образ жизни. Надо учесть, что в те годы не было ни радио, ни телевидения. Любимое времяпрепровождение жителей австрийской столицы было в многочисленных кафе либо вблизи от дома, либо там, где собирались люди, близкие тебе по интересам. Посетителями этих "музыкальных" кафе были и Кальман и Гитлер. Думаю, что если они и не познакомились в эти годы, то, по крайней мере, Кальман достаточно хорошо представлял условия жизни молодых людей, подобных молодому художнику Гитлеру, в те годы. Да и время создания оперетты нельзя было выбрать удачнее. На фоне жесточайшего экономического кризиса 1929 года дела у Гитлера и его партии шли в гору. Их охотно финансировали те, кто боялся "красной" угрозы. Гитлер почувствовал силу, ему многое удавалось. Он был полон честолюбивых замыслов, хотя, уже и в несколько другой области. Это не могло не ассоциироваться у него с тем состоянием, которое он испытывал двадцать лет назад. Состояние душевного подъёма, веры в себя, влюблённости…

Влюблённость Гитлера в юную Гели Раубаль, очевидно, была достаточно сильной. После её трагической гибели в 1931 году и до самой кончины Гитлера в комнате, в которой она жила перед смертью, постоянно стояли свежие цветы. Раз в год Гитлер приходил туда и проводил в одиночестве в этой комнате день. Гели, приехавшая в Германию из Вены и похороненная там же, любившая петь и учившаяся музыке, осталась для Гитлера нежной фиалкой.

Да, фиалкой! Именно, фиалкой! И не потому, что она любила фиалки, нет. Скорее, потому что Гитлер любил фиалки. Они ассоциировались у него с городом его молодости – Веной. В Вене любят фиалки. Даже городскую футбольную команду там называют "фиалками" за цвет их формы. Откройте любой туристический путеводитель и там прочтёте, что нельзя побывать в Вене и не полакомиться засахаренными фиалками в кафе "Демель". Нельзя не принимать во внимание и то обстоятельство, что фиалки были любимыми цветами кумира Гитлера – канцлера Бисмарка, объединителя Германии. В ставке фюрера висела гравюра Дюрера "Фиалка".

Нет, не могла Гитлеру не полюбиться оперетта Кальмана. Уж слишком много она вызывала эмоциональных ассоциаций. И Кальман, вольно или невольно, поведал миру о тех страницах жизни зловещего диктатора, о которых вряд ли когда расскажут историки.

Иван Васильев

PROZA.KZ

« в начало

карта сайта

письмо редактору

поиск по сайту

о проекте

наверх »

Copyright © 1996-2015 Александр ЛЯХОВ

LiveInternet Rambler's Top100