Главный редактор

Поэзия и проза Казахстана



О ПРОЕКТЕ

ТОЧКА ОТСЧЕТАИВАН ВАСИЛЬЕВОПУСЫ-4

Имя великого хана

Едва наступило третье тысячелетие нашей эры, как журналисты начали наперегонки подводить итоги второго. Стали проводиться различные опросы общественности и специалистов на предмет самых значительных научных, технических, литературных и других достижений тысячелетия. Выстраивались различные рейтинги, в том числе и рейтинги людей, внёсших наибольший вклад в развитие цивилизации. По рейтингу, составленному такой известной и уважаемой газетой как "Вашингтон пост", человеком второго тысячелетия был назван Чингисхан.

Что послужило причиной того, что люди отдавали голоса этому, безусловно яркому, историческому деятелю для меня не так уж и важно. Более интересно то, что до настоящего времени идут споры о том, что означает имя "Чингис", присвоенный в 1206 году на курултае (совете) вождями объединённых кочевых племён человеку по имени Темуджин, которого они выбрали своим ханом. Конечно, имеется не одно объяснение этимологии этого слова. Но это и настораживает. Если учёные не могут прийти к единому объяснению значения этого слова, значит тайна его до сих пор не раскрыта. Но почему тайна? Ведь присваивая новое имя, главы родовых общин просто не могли выбрать имя не понятное людям. Это имя должно было быть понятным подданным и нести конкретную смысловую нагрузку. Ведь в "Сокровенном сказании монголов", описывающем жизнь и деяния Чингисхана, ни слова не говорится о том, почему Чингисхану было дано это имя-титул. Значит - это было всем понятно!

Но в летописи персидского историка Рашид ад-Дина, служившему чингизидам и родившегося всего через несколько десятков лет после знаменитого курултая, это имя-титул уже пришлось разъяснять: "На курултае Кокэчу (Теб-Тэнгри), сын Мунлика, знаменитый волхв, славившийся своими чудесами и пользовавшийся большим авторитетом в Монголии, сказал: "Всевышний Бог дарует тебе царство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей десницей государи этих земель, называемые каждый Гур-ханом, и их области достались тебе, то пусть будет твое прозвище "Чингис". Ты стал царем царей, Всевышний Господь повелел, чтобы прозвание твое было: Чингис-хан, Царь царей и Государь государей". Все одобрили и утвердили это имя, и ему достались сила и могущество наисовершеннейшие и он принадлежит к миродержцам". Чингис-хан, выслушав просьбу собрания, милостиво изъявил свое согласие на принятие предложенного ему титула, который впоследствии был дополнен следующей официальной формулой, вырезанной на государственной яшмовой печати: "Бог - на Небе, Ха-хан - Могущество Божие на Земле. Печать Владыки Человечества".

Но, ни с монгольских, ни с тюркских, ни с других дошедших до нас языков слово "Чингис" нельзя перевести в том значении, каком трактует его Рашид ад-Дин. Он пересказывал легенду, не понимая смысла собственно имени. Именно это обстоятельство даёт основания для появления множества альтернативных версий толкования имя-титула "Чингис". Приведу лишь некоторые из вариантов:

? Чингис приблизительно соответствует китайскому титулу "Гур-хан", что означает "всенародный великий император".
? Чингисхан (хан Востока).
? ТемирЖан - железное сердце.
? Шын по-казахски - "самый высокий пик в горах". Гыс по-древнетюркски означает "луч". Таким образом, имя означает "высокий, лучезарный хан" - Шын-гыс-хан.
? Основа имени сохранилась в мордовском "чинь" - солнце.
? Чингис/шэнгэс связано с бурятским шэнг "глубокий".
? Чингис - это титул означающий, всемогущий, всеохватывающий.
? Этому слову близко по звучанию слово Тэнгис - море-океан.
? Титул "ЧИН-ГИС" должен означать нечто подобное слову "ГоСударь".
? На иврите ??? ???/цеен геес – "отличиный от других, исключительный + призывал в армию (мобилизовал, вербовал)".
? От монгольского диалектного "чин (волк)".
? "Чынгыз хан" - "всегда [реально] преодолевающий, прогрессивный, побеждающий правитель". От слов - "чын", что значит "действительно, реально" и "гиз (гыз)", что значит "преодолевающий".
? Чингиз - великий; сильный, могущественный.
? Иероглиф китайский "Shin" - звезда.
? Чингиз от "чин – китай" и "гиз – путешествуй, иди в поход", означает "Завоеватель, повелитель страны чинов".

Как видим недостатка в самых разнообразных вариантах нет. Но нет среди них таких, которые звучали бы для меня достаточно убедительно. Не может же быть такого, чтобы язык, на котором дали новое имя Темуджину, и который был понятен для всех, уже через 50…100 стал непонятным? Сомнительно.

Зачем же потребовалось давать новое имя Темуджину? Само описание процедуры присвоения и то согласие, которое дал Темуджин на присвоениие нового имени, свидетельствует, что это имя было для него чем-то вроде награды, которую он согласился принять. Значит название этой награды должно было быть созвучным с тем, за что эта награда ему была дана. Что же такого значимого сделал Темуджин для тех народов, которых он объединил?

Для этого нужно представить себе обстановку тех лет. Двенадцатый век, тот, в котором родился Темуджин, был засушливым. Цветущие степи, на которых было вольготно табунам лошадей и отарам овец, превратились в пустыни. Подтверждением этому служит описание похода Хорезмского шаха на огузские города, совершённого в 12-м веке. Армия шаха шла по дну высохшего Аральского моря. При нынешнем обмелении Арала учёные обнаружили городские постройки данного периода на обнажившемся дне моря. Корма стадам не хватало, скот нечем было кормить и у кочевников начались конфликты из-за пастбищ. Никто не хотел уступать собственных пастбищ и начались войны. Большая часть номадов Средней Азии двинулась в земли соседних народов. В частности, кипчаки пошли на запад в сторону черноморских степей, тесня половцев. Те, в свою очередь, отступая, стали занимать южнорусские земли. События тех времён описаны в знаменитом "Слове о полку Игореве".

Оставшиеся в степи племена жили в постоянной вражде, грабя друг друга. Так, отец Темуджина украл будущую мать Темуджина у соседнего племени меркитов. В свою очередь, меркиты украли жену Темуджина и ему пришлось возвращать её силой оружия. Угон скота, захват людей в рабство были обычным делом. Взаимные обиды и кровная месть мешали начать нормальную жизнь даже при смягчившимся климате. В этих условиях и взошла "звезда" Чингисхана. Начав борьбу за родовые владения своего отца он привлёк к себе выходцев не только из своего рода, но и из соседних племён, щедро делясь добычей и ценя людей только по деловым качествам, а не по происхождению. Подчиняя себе кочевья и людей, он устанавливал жёсткие порядки, пресекая междуусобицы. Благосостояние людей начало расти, нарушение порядка стало наказываться по правилам, установленным Темуджином, стал расти и авторитет будущего великого хана. Его усиление не нравилось соседям и они предпринимали попытки подчинить или уничтожить Темуджина, но его талант военного деятеля и политика, умело заключавшего выгодные военные союзы, помог ему справиться с внешней угрозой. В боях окрепла его дружина. Он стал обладателем самой сильной армии в регионе. Именно в этих условиях и состоялся знаменитый курултай, на котором юридически оформилось создание нового государства во главе с Чингисханом и управляемое по разработанному и опробованному им своду законов Ясе. Французскому историку Жуэнвиллю принадлежит высказывание: "Он (Чингисхан) установил мир". Генерал М.И. Иванин, исследователь военного искусства монголов, еще в прошлом веке писал, характеризуя личность Чингисхана: "Какую силу воли, какие военные, административные и политические способности должен иметь человек, чтобы подчинить своему владычеству эти народы, чтобы дать им устройство и подчинить их стройной дисциплине".

Именно установление торжества порядка и закона позволили стать Темуджину Чингисханом. Именно это и оценили как вожди племён, так и обычные люди. Именно это и должно было отражено в новом имени великого хана. Понимая это обстоятельство легко прочитать имя "Чингис". Корень этого слова должен быть тесно связан с понятиями "порядок", "закон", "мир". Но ведь всем нам хорошо известен этот корень!

Этимологические словари указывают на древнерусское слово – чинъ (должность, сан, ритуал), старославянское – чинъ, общеславянское – cinъ (порядок). Слово это известно с XI в. В XIII в. от него образуется глагол "чинити" (составлять, устраивать, делать); а в XV в. – наречие "чинно" (стройно). Родственными ему являются: украинское – чин (чин, образ, способ), белорусское – чын, польское – czyn (подвиг, дело).

Как же попало это слово в далёкие степи и почему потом исчезло? Всё очень просто. Ведь это слово обозначало в церковно-славянском языке порядок богослужения (чин) торжества православия, который был узаконен в Византии в IX в. А во времена Чингисхана большое количество номадов Средней и Центральной Азии исповедовали христианство Несторианского толка. По данным историков, в домонгольскую эпоху, несторианство было широко распространено среди тюркских и монгольских народов Центральной Азии: кереитов, меркитов, найманов, уйгуров. В 635 несторианство проникло в Китай, императоры династии Тан покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви. Несторианство проникло даже в Японию. Таким образом, несторианство в древности стало самой распространенной (как по территории, так и по количеству исповедующих) формой христианства. Исчезло слово так же естественно, как и появилось. Оно было частью религиозного культа. Когда под давлением ислама и буддизма христианство было вытеснено из региона, то забылось и значение слова "чин". Естественно, что мусульманин Рашид ад-Дин просто не понимал его, даже если и владел тюкским или монгольским языком.

А что же с окончанием "гис"? Тут совсем просто. Особенностями любого языка является, что ассимилируя корни слов других языков, сохраняется порядок словообразования. Если язык сохранился, то сохранились и правила словообразования, характерные для него. Во всех языках алтайской группы значение слова меняется добавлением аффиксов после корня. Таких аффиксов может быть несколько, но в данном случае он один и имеет волне конкретное значение в большинстве тюркских языков. Аффикс "-гиз" является аффикс принадлежности 2-го рода множественного числа. Например, если слово "ана" означает в тюркских языках "мать", то "анагьыз" – "ваша мать". Соответственно, если "чин" - "порядок, правила, закон", то "Чингис" - "ваш закон"!

Таки образом, титул Чингисхана стал олицетворением торжества закона и порядка, некоей степной "конституции" - Ясы. Лидер нового государства, как теперь говорят, "стал гарантом конституции", обязался строго соблюдать порядок вне зависимости от "национальности" и вероисповедания. И это ему удалось.

Сохранилось и другое косвенное подтверждение данной версии. Всех потомков Чингисхана в Казахстане называют "торе". Это слово на тюркских, и не только, языках означает "закон". Родственно оно и известному слову "Тора". Фактически "торе" является тюркоязычной калькой религиозного термина "чин", хорошо сохранившегося среди славян, где до сих пор широко распространено православие.

Иван Васильев

PROZA.KZ

« в начало

карта сайта

письмо редактору

поиск по сайту

о проекте

наверх »

Copyright © 1996-2015 Александр ЛЯХОВ

LiveInternet Rambler's Top100