Главный редактор

Поэзия и проза Казахстана



О ПРОЕКТЕ

ТОЧКА ОТСЧЕТАИВАН ВАСИЛЬЕВОПУСЫ-4

Люди с собачьими головами

В легендах и письменных свидетельствах античных и средневековых авторов есть множество упоминаний о людях с собачьими головами. Греки называли их кинокефалами, что дословно означает "псоглавцы". При этом древние авторы не только приводят рассказы о них, но, порой, описывают и встречи с ними. Обычно, место обитания кинокефалов помещалось на какой-нибудь далёкой границе известного древним мира. Греки селили их в Индии, Африке или Скифии. Индусы и монголы – в Гималаях. Легенды о людях с собачьими головами ходили и в Юго-Восточной Азии и в Америке. Египтяне изображали бога Анубиса с шакальей головой. Были собакоголовые божества и у шумеров, которые еще древнее. А христиане до начала 18 века так изображали святого Христофора на своих иконах.

Естественно, что современные люди не могут принять за факт существование самих людей с собачьими головами. Откуда же появились легенды о собакоголовых людях, и где был ареал их обитания. Что послужило почвой для возникновения легенд о них. Ведь, например, большинство современных историков культуры считают, что образ кентавров греческих мифов, полулюдей-полулошадей, был навеян видом кочевников на лошадях. Но, в отличие от кентавров, собакоголовые люди не остались только в мифологии.

Ещё в эпоху Возрождения Генрих Майнцкий на своей карте мира писал "Рифейские горы — граница Азии и Европы, река Танаис. Здесь живут мерзкие люди Грифа, кинокефалы". В середине 16 века француз Пьер Деселье на севере-востоке Московии изображал охотника в звериных шкурах, с ружьём и пёсьей головой. Парою веков ранее вместо ружья изображали лук и стрелы и писали в комментариях "Кинокефалы зовутся так, потому что у них песьи головы и личина, одеждой им служат звериные шкуры, а голос их – собачий лай".

Голос – собачий лай… Это уже похоже на одну из зацепок. Действительно, разных мировых языков свой звуковой ряд. Есть языки с плавным произношением слов, а есть с более резким, отрывистым. Для человека, не понимающего этого языка, он вполне мог быть сравнён с лаем. Особенно, если в языке преобладают одно-двухслоговые слова. В русском языке есть устойчивое выражение "лающий голос" (короткий, отрывистый, хриплый). У Салтыкова-Щедрина в "Благонамеренных речах": "Из внутренностей его, словно из пустого пространства… вылетал громкий, словно лающий голос". У Куприна в рассказе "Мелюзга": "Он угрюм, груб, у него лающий голос". Для русского сознания является стереотипом такие определения немецкого языка, как: резкий, грубый, немелодичный, лающий, отрывистый, командный. А у испанцев, устойчивое выражение "лающий голос" звучит как voz perruna, что дословно означает "голос Перуна". Не знаю, когда испанцы столкнулись с этим древним славянским божеством, но явно, что язык тех, кто покланялся этому божеству, не казался им мелодичным. Не казались мелодичными для тюркоязычных народов армянский и греческий языки, если в огузском эпическом произведении "Книга моего деда Коркута" можно встретить слова хана Казана: "Гяур, лающий как собака". Кто-то называет лающим китайский язык, а кто-то чеченский. Но эти впечатления быстро рассеиваются по мере более тесного знакомства с языком и его освоения. Преподаватели артикуляции и дикции хорошо знают, что любой язык приобретёт лающее звучание, если при речи слишком сильно выдвигать губы в форме воронки.

Значит, звучание голоса нельзя принять в качестве одной из подсказок, которая могла бы нам помочь найти родину собакоголовых людей. За что ещё можно попробовать "ухватиться"? Может голова? Почему собакоголовые? Ведь кентавры и сатиры имели человеческие головы, а туловища - лошади и козла соответственно. У сфинксов тоже человеческие лица, хотя тело льва. А почему бы и нет? Как, например, мы могли бы назвать людей, на знамени которых была бы изображённой собачья голова? Это народ с головой собаки! Собакоголовые! Но знает ли история такой или такие народы, или группы людей? Оказывается – знает.

Все мы знаем, что у царя Ивана Грозного была грозная гвардия, которая называлась "государевы люди", более известные как "опричники". По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Признаком службы опричника были собачья голова и метла, символизировавшие решимость "выгрызть и вымести измену". Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от "земских" людей. Они одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Чем не псоглавцы?

Но это не чисто российское изобретение. Ведь это было уже в 16-ом веке. Скорее всего, опричники подражали монахам ордена доминиканцев, основанного в 13-ом веке святым Домиником. Герб ордена собака, несущая в пасти горящий факел (поэтому, и из-за созвучности с латинским "Domini canes", членов ордена называли "Псы Господни"), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси. Доминиканцы носили чёрные плащи с чёрной пелериной и с капюшоном. Ну, чем опричники не русская версия доминиканцев?

Но это всё было относительно недавно. А собакоголовые люди известны с древности. Голова собаки или волка была на знамёнах многих тюркских и монгольских родов. Была она и на знамени "Потрясателя вселенной" - Чингисхана. Пёс (волк) был родовым символом. Животные часто считались мифичискими предками и были тотемами рода, защищающими его. Изображение самого животного, или его головы, было религиозным символом. Люди связывали себя с тотемом своего рода. Это была разновидность самоидентификации среди других родовых общин.

Многие народы в своих легендах возводили своё происхождение к различным животным. У галлов название племен давалось по именам тотемов - быки, кабаны, вороны. Такой же обычай существовал и у других нецивилизованных народов. Многообразные рудименты тотемизма обнаруживаются в традициях и верованиях Древней Греции. Общим для всех эллинов считалось их происхождение от рыб. Особые тотемы имели отдельные племена и народы: считалось, что мирмодоняне произошли от муравьев, фракийцы и аркадцы - от медведей, ликийцы - от собаки, фивяне - от ласки.

Ликийцы произошли от собаки? А кто такие, эти ликийцы? Известно, что они были союзниками троянцев и жили на территории современной Анталии на средиземноморском побережье, были наследниками древнейших жителей полуострова Малая Азия и говорили первоначально на одной из разновидностей хеттского языка. Ликийцы вполне могли быть одними из тех, кого древние греки называли кинокефалами. Но они ассимилировались с греками Малой Азии и перестали быть для греков собакоголовыми людьми. Граница разумного мира (ойкумены) расширилась. И пёсеглавцы "переселились"… Так происходило много раз. Учитывая, что в Азии культ собаки и волка был распространён очень широко, то и недостатка в кандидатах в собакоголовых людей не было. Культ был характерен для иранских, тюркских и монгольских племён. Вообще у тех народов, которые занимались охотой и скотоводством.

Но, люди, считавшие животное своим тотемом должны были употреблять его название при общении с другими людьми. На территории, на которой они проживали, должны были сохраниться названия местностей, сохранившие имена этих тотемов. Пусть их сохранилось не так много, но они должны быть, и их можно поискать на карте. Отправной точкой для такого поиска можно принять, что в конкретном этнониме, топониме или гидрониме должны присутствовать слова собака и человек (народ).

На иранских, тюркских и монгольских наречиях слова собака звучит как "саг", "ит" и "нохай" соответственно. А именно эти народы были основным населением Центральной Азии, месте, где древние греки помещали царство мёртвых (тартар) вход в которое охранял трёхголовый пёс Цербер. Ещё раз напомню, что египетский бог Анубис, проводник душ умерших в царство мёртвых изображался с головой собаки или шакала.

Первыми вспоминаются такие народы, как саки и массагеты, непримеримые враги персов, которые жили на территории современной Средней Азии и Казахстана. О происхождении названий этих народов у историков нет никакой конкретной версии. А в могильных курганах саков очень часто находят скелеты собак. Почему собака являлась для них проводником в царство мёртвых? Может потому, что они считали своих предков собаками? "Воинами-псами" звали скифских молодых воинов, участвующих в походах в период прохождения воинской инициации. А скифы были племена, родственные сакам и заселявшие северное Причерноморье от Дуная до Урала.

Но, саки и скифы исчезли, вытесненные и ассимилированные тюркскими и монгольскими племенами. Но, осталось в памяти название реки Итиль (тюркское название Волги), что дословно переводится как "собачий народ". На берегах этой великой реки, ещё в средние века, жил народ ногаев (собак). Но тюрки были широко расселены в Европе и Азии. Значит должны быть и другие следы на картах и в учебниках истории. И мы найдём Италию и ительменов, которые очень созвучны гидрониму Итиль…

С ительменами немного попроще. Народ, живущий на Камчатке, ездящий на собачьих упряжках и разговаривающий на одном из палео(древне)азиатских языков. Его самоназвание дословно переводится как "я из рода собак". И этому можно верить, так как быт этого народа очень тесно связан был с собаками. Христианство изгнало память о древних культах, но название народа говорит само за себя. А вот с итальянцами немного сложнее. Хотя почему сложнее? Но, попробуем разобраться. А когда Италия стала называться Италией? Оказывается совсем недавно… Это произошло во времена Наполеона. В 1801 году была образована Итальянская республика с президентом Наполеоном, а уже в 1804 году Наполеон стал королём Италии. Эта была попытка восстановления древнего названия этого региона. К этому времени история происхождения названия была уже утеряна. Впервые это название упоминается в письменных источниках около 500 года до нашей эры как область небольшого народа Италов или Италийцев. Есть две версии происхождения этого названия. По одной из них это название произошло от имени предводителя племени - Итала. По другой, связано с именем Геракла, который, совершая свой 10-ый подвиг, возвращался с быками Гериона через территорию современной Италии, и ему приходилось защищать этих быков и в долине реки Тибр и на Сицилии. Якобы по этому страну по-гречески стали называть "страной телят".

Ну, с телятами и Гераклом, это конечно перебор, а вот то, что вождь племени мог носить родовое имя Итал (из рода собаки), так это вполне может быть. Из истории известно, что племена италиков попали на Аппенинский полуостров в начале железного века с севера. А это был естественный путь продвижения пратюркских народов, освоивших производство железа и начавших свою экспансию на запад с территории Средней Азии и Алтая.

Это не единичный случай широкого распространения тюрксих слов на территории Евразии. Возьмём для примера очень распространённое тюркское имя Сауле (луч, свет, сияние). Оно звучит и в названии литовского города Шауляй, и в названии столицы Южной Кореи – Сеул. И таких примеров очень и очень много. Италия и ительмены. Европа и Камчатка. Вот ареал расселения людей из рода собак. Но время шло. Давно исчезли древние религиозные культы. Люди-собаки смешались с другими этническими группами и стали частью других народов. Но образ собаки-защитницы не исчез. Он достаточно широко представлен в геральдике. Там собака - символ верности, преданности, бдительности и послушания. Голова собаки была символом "ходов", этнической группы проживающей на крайнем западе Чехии. Их предки в средние века охраняли границу с Баварией. Тоже, чем не собакоголовые?

Изображение собаки достаточно часто встречалась на щитах средневековых рыцарей, означая их преданность сюзерену. Нельзя не обратить внимание на созвучие английского dog (собака) и итальянского doge (дож, правитель). Титул "дож" родственен францускому "duc" (герцог). Может и происхождение самого титула "герцог" связано с преданностью человека, носившего его, королю. Вероятнее всего изначально носителями этих титулов были свита и охрана первых царствующих особ, некто вроде рыцарей круглого стола короля Артура в Британии. Элита государства. Поэтому, почему бы итальянской элите не именоваться дожами?

Да и слово Herzog происходит, скорее всего, не от Heer (войско), и ziehen (тащить, тянуть), как пишут в этимологических словарях, а от Er (человек, мужчина) и sag (собака). И как настоящий герцог с достоинством смотрит на людей гора Эрцог. Её название пытаются переводить как Айергь-ца-ху – "гора под божеством Айерг". Но никто не обращает внимания на тот факт, что "Эрцо" распространённый, но не переведённый, топоним в Осетии, а предки осетин – ираноязычный народ аланы, одни из тех, кого древние называли скифами.

Иван Васильев

PROZA.KZ

« в начало

карта сайта

письмо редактору

поиск по сайту

о проекте

наверх »

Copyright © 1996-2015 Александр ЛЯХОВ

LiveInternet Rambler's Top100