ОПУСЫ

Часть 1 (2002 г.)
Часть 2 (2006 г.)
Часть 3 (2009 г.)
Часть 4 (2013 г.)
Часть 5 (2014 г.)
Часть 6 (2017 г.)
Часть 7 (2019 г.)

НАШ СПОНСОР:

ИВАН ВАСИЛЬЕВ. ОПУСЫ

«ОПУСЫ». Часть 4

Брошенная армия

Загадка происхождения этнонимов "казах" и "казак" много лет вызывает споры среди историков и лингвистов. Миллионы людей, отождествляющие себя с этими этническими группами, хоть раз, да и задались вопросом происхождения этих названий. Лично я знаком не менее чем с полусотней версий этимологии, как совсем абсурдных, так и достаточно достоверных. Но ни одна из них не стала доминирующей. Споры и поиски продолжаются… Не обольщаясь тем, что открою истину в этом вопросе, всё-таки сделаю попытку предложить ещё одну версию происхождения этого этнонима.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что этнические группы под названием "казак, казах" появились практически одновременно и на большом расстоянии друг от друга. На территории современного Казахстана основу группы с таким самоназванием положили те, кто в 1459 году откочевал с ханами Гиреем и Джанибеком, основателями Казахского ханства, из Узбекского улуса в Семиречье, скрываясь от преследования политических противников в соседнем государстве – Могулистане. На Украине же первым военно-политическим объединением казаков стала Запорожская Сечь, образованная в 1556 году. Но это политические образования, а сами упоминания о казаках несколько более ранние.

Историк XV в. Абд ар-Раззак Самарканди писал о том, что "некоторые из войска узбекского, сделавшись казаками", приходили в Мазандеран (в 1440-1444 гг.) и, устроив везде грабеж, опять уходили назад.

В 1474 году крымский хан Менгли-Гирей писал Ивану III: “Мне твои земли не воевать, ни моим уланам, ни князьям, ни казакам”. Автор Устюжской летописи 1481 года упоминает казаков царя Ивака в Ногайской Орде.

В стихах поэта Казтугана, жившего в XV веке, встречается выражение ногайские казаки в таких словосочетаниях, как: nogayl?-qazaq jurt?m’n?ng (моей ногайско-казачьей отчизны), nogayl?-qazaq yelim’nen (от моего ногайско-казачьего народа).

В старорусском письменном произведении "Повесть о Еруслане Лазаревиче" встречается выражение казаковать: "Да поехал в чистое поле гуляти-казаковати…".

Социальный термин qazaq был широко распространен на протяжении от Днепра, Крыма и Кавказа до Сибири и от Казани до Туркестана, обозначая определенную боеспособную категорию населения. Впервые это слово было зафиксировано в 1303г. в "Codex Cumanicus" – так назывался латинско-половецко-персидский словарь. В половецком языке оно означало "стража, дозор".

В XV-XVII вв. в России "казаками" называли группы людей с полувоенным-полуземледельческим бытом на окраинах государства. На Украине в то же время "козаками" называли наемную легковооруженную кавалерию. В некоторых тюркских языках слово kаzаk сохранилось в значении "свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга".

Всё это говорит о том (с этим согласно большинство историков), что название этноса произошло от характерного образа жизни, известного ранее под словом "казаковать". И здесь начинаются расхождения в трактовке этого термина, кладя в его основу корни "каз, коз" из разных, но, в первую очередь, тюркских языков.

Бросается в глаза, что казаковать на огромных просторах Евразии люди начали в тот же период, который ныне принято называть "татаро-монгольским нашествием". Причём не в начальный период, а ближе к его окончанию. Что, собственно, и стало основанием для новой версии этимологии термина.

В любом учебнике по этимологии (наука о происхождении слов) говорится о том что, чтобы правильно истолковать слово – нельзя отрывать его от реальной истории слова-понятия. Важно понять, что именно значило слово в тот момент, когда его стали использовать для обозначения какого-либо понятия или предмета. А это означает, что зародился этноним "казак, казах" в конкретных исторических условиях распада монгольской империи.

Первые завоевательные походы Чингисхан осуществлял силами мобилизованных своих подданных из числа близкородственных племён. Каждый кочевник с детства приучается к оружию. Каждый мужчина должен быть воином. Но, военные действия не могут вестись бесконечно. Мобилизация всего боеспособного населения подрывает экономический и социальный уклад государства. Мужчины, рано или поздно, должны возвращаться к своим семьям. А воины были нужны для усмирения взбунтовавшихся покорённых народов, для участия в междоусобных войнах и для противодействия разбойникам. Мобилизованные воины из недавно покорённых народов не могли и не могут быть хорошими бойцами. История не знает таких случаев. Для того чтобы рисковать своей жизнью, у человека должен быть веский довод. И чаще всего таким доводом становились деньги.

В разных частях Монгольской империи начали создаваться специальные вооружённые формирования, способные быстро реагировать на появляющиеся угрозы и вступать в бой. Они сохранили административное устройство армии, вели военную подготовку, но участие в боевых действиях принимали по мере необходимости. Для содержания этого военного контингента уже нельзя было использовать военную добычу, так как завоевательные походы уже были закончены. Для экономии средств, выплачиваемых им в виде жалования, служащим в этих военизированных формированиях было разрешено вести хозяйство, заводить семьи, им выделялись пахотные или кочевые угодья, предоставлялось освобождение от налогов. Сюда набирались самые разные люди всех национальностей, любых религий, готовые рисковать за деньги. У беглых людей менялись имена. Пришедшие сюда служить получали защиту. "С Дону выдачи нет", – говорили казаки. До сих пор подобным образом формируют французский легион. Это была своеобразная средневековая форма сил быстрого реагирования.

И вот здесь и возникает версия происхождения названия. А нет ли созвучных с корнем "каз" слов со значением "быстрый, готовый". Оказывается есть. Во всех тюркских языках сохранилось слово "казыр, хазер и т.п." со значениями "бешенный, бурный, быстрый", иногда "злой, свирепый" или "сейчас, теперь, скоро". Часто так называют бурные, горные речки и населённые пункты на их берегу. И такие смысловые значения имеют созвучные слова в других языках. Например, знаменитые газыри, нашивки для патронов, на груди традиционного кавказского костюма – казакина. На различных языках северокавказских народов газыри звучат как "хьазыр, хазырла, хьэзыр" и означают "готов, готовые". Происхождение названия связывают с арабским словом "хаддир – готовый". В арабском же языке есть и ещё одно созвучное слово – "газават", часто применяемое для обозначения священной войны с неверными, но слово это древнее ислама. В доисламские времена арабские племена совершали друг на друга набеги (газават) с целью захвата имущества и угона скота, и эти набеги не имели никакого отношения к религии. На арабском языке "газв" обозначает "набег", а "хаза" – указательное местоимение.

Возможно от этого же корня произошло и название конской колбасы "казы", которую так любят в Казахстане. Это просто колбаса, которую готовят "быстро". По крайней мере, это первое логичное объяснение происхождения данного термина.

Окончание слова (аффикс) "-ак", является словообразующим элементом, с помощью которого образуются названия лиц по характерному для них признаку: рыбак, моряк, простак, чужак, бедняк, добряк, вожак и другие. Значит, слова "казак, казах" означают просто "всегда готовый (воин)".

Но остатки Монгольской империи стремительно распадались. Бывшие воины, объединённые и обученные, сами становились серьёзной военно-политической силой в междоусобных войнах. И не удивительно, что в определённых условиях, руководители подобных воинских объединений захватывали власть, совершая то, что в настоящее время называют военным переворотом самостоятельно, или в союзе с другими подобными "армиями". Они принадлежали к разным этническим группам, но общая судьба объединила их и положила начало нескольким новым этносам.

Иван Васильев

 

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ
 
ТЕННИС / ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 
ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 

Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ
 
LiveInternet Rambler's Top100 Top.Mail.Ru