ОПУСЫ

Часть 1 (2002 г.)
Часть 2 (2006 г.)
Часть 3 (2009 г.)
Часть 4 (2013 г.)
Часть 5 (2014 г.)
Часть 6 (2017 г.)
Часть 7 (2019 г.)

НАШ СПОНСОР:

ИВАН ВАСИЛЬЕВ. ОПУСЫ

«ОПУСЫ». Часть 6

Тюркизмы в мифах Древней Греции

Знакомясь с историей Древнего Мира в школьные годы, мы все погружались в сказочный мир греческих мифов и легенд, которые больше походили на сказки. Они были поучительными (сказка – ложь, да в ней намёк), и помогали нам лучше понять историю и культуру европейской цивилизации. Античные темы облегчали восприятие многочисленных произведений не только античного, но и современного изобразительного искусства, черпающего сюжеты своих работ в древнем эпосе.

Позднее, стали узнавать о том, что далеко не всё, о чём рассказывалось в этих мифах, было выдумкой. Не известно, существовал ли Одиссей, но легендарный город Троя был найден археологами. Написанная две с половиной тысячи лет назад История Геродота представляет собой сборник сведений о мире и населяющих его людях в котором очень тяжело провести границу между строгими фактами и мифами, из которых историк пытался извлечь «зерно истины».

Как-то один из моих добрых знакомых, казах из рода Жалайыр, предложил мне поехать с ним на недельку отдохнуть в его родные края, провести время на джайлау (летние горные пастбища), оставив далеко-далеко суету городов и машин. В качестве особого мероприятия он пообещал мне организовать отдых в особой бане, которую делают в его роду с незапамятных времён. «Такого сейчас нигде не найдёшь», – заманивал меня он. «Это в юрте и с коноплёй?», – уточнил я. Товарищ был сильно удивлён. Ещё сильнее он удивился, когда я рассказал ему, что прочитал об этой традиции у Геродота, где он описывал обычаи исседонов, народа населявшего в древности территорию современного Семиречья (юго-восток современного Казахстана).

А для меня удивительным было то, что в именах богов и героев греческих мифов зачастую проскальзывали имена явно не греческого происхождения. Такие как, например, Ахилл (Ахиллес). Любой человек, знакомый с тюркскими языками легко узнает в этом слово «акыл (умный)». А это абсолютно не противоречит характеристике этого героя, погибшего у стен Трои. Ахилл был похоронен по скифскому обряду, и он был «владыкой земли скифской». Да, в языке скифов достаточно много было слов тюркского происхождения. Но как быть с Гераклом (Геркулесом), прозвище которого можно перевести, используя тюркские языки, как «сын Геры». Ведь при рождении ему дали имя Алкид, но он попробовал грудного молока богини Геры, став фактически её молочным сыном, и обретя бессмертие.

Вообще у этих греческих богов такие запутанные родственные отношения. Геракл, сын верховного бога Зевса и земной женщины, стал молочным сыном богини Геры, которая тоже была дочерью Зевса, на которой тот впоследствии женился. Да и Геракл впоследствии женится на Гебе, богине вечной юности, дочери Зевса и Геры. Высокие отношения!..

Кстати, греческая мифология утверждает, что сами скифы произошли от сына Геракла Скифа, который родился у него от женщины со змеиным хвостом, с которой он повстречался в низовьях реки Днепр (греки называли её Борисфеном). Эта история была подробно описана Геродотом. Бывал Геракл и в Тартаре, где находилось царство мёртвых, во время одного из своих подвигов. Тогда ещё не существовало Великой Тартарии, государства Чингисхана, но, похоже, что уже тогда там были чрезвычайно распространены тюркские наречия. Ведь отправлялся он в Тартар для того, чтобы привести оттуда трёхголового пса Кербера, сторожившего царство мёртвых. Как похожа кличка пса на слово «кербак», до сих пор означающего символ смерти (злого духа) у казахов. Происходит это слова от корня «кёр (могила)».

Слово «кёр» попало не только в греческий, но и в русский язык. От него произошли слова «корень (подземная часть растения)», «кора (покрывающая, делающая невидимым для взгляда)». Употребляется это слово и в прямом смысле. Выражение «немой укор» изначально имело смысл «молча стоять у могилы», а «корить» – считать виновником чьей-то гибели. Само слово «хоронить» означает помещать в «кёр». Не зря видно такое символическое имя у перевозчика людей в царство мёртвых – Харон. Русскоязычный человек без труда поймёт, что лучшего имени для того, кто хоронит мёртвых, и не придумать.

В похоронный обычай древних греков входило вкладывание в рот умершего человека монеты, как плату Харону за перевоз душ умерших в царство мёртвых через реку Ахерон. В современном Казахстане также принято делать «кёр акы» – платить похоронной команде. Да и в России до сих пор кладут деньги на лопаты хоронящих.

Есть ещё один из богов, чьё имя также указывает на то, что он хорошо знает дорогу в царство мёртвых, и неоднократно там бывал. Имя этого бога – Гермес. Он тоже сын верховного бога Зевса, а значит брат Геракла. Именно он показал Гераклу дорогу в Царство мёртвых. Сама структура этого имени говорит о том, что это слово является глаголом недостоверно-будущего времени, а точнее – его отрицательной формой, образованной от корня «кёр». Да и у самого Геракла есть прозвище, которое не могут расшифровать учёные – Кераминт. Но те, кто знает один из тюркских языков, может догадаться, что это просто «вернувшийся живым из могилы», или «поправший смерть».

Иван Васильев

 

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ
 
ТЕННИС / ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 
ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 

Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ
 
LiveInternet Rambler's Top100 Top.Mail.Ru