Опубликовано в №11/2000 журнала Computer Club
В двух предыдущих номерах нашего журнала (см. №9 и №10 за 2000 год) мы познакомили
вас, друзья, почти со всеми казахстанскими Интернет-провайдерскими компаниями. Познакомили, не отдавая
предпочтения ни одной из них. Не собираемся мы делать этого и сейчас. В то же время мы понимаем,
что все вы, друзья, особенно те, кто только делают свои первые шаги в Интернете, хотите знать,
на что следует ориентироваться в поисках СВОЕГО провайдера, какие вопросы задавать продавцам Интернет-услуг
и их техническим службам, и как понимать их ответы. Надеемся, что советы нашего уважаемого эксперта
Александра Е. Ляхова помогут вам в решении задачи со многими неизвестными, именуемой
"Выбор Интернет-провайдера".
От редакции
|
"Из пункта А и пункта Б навстречу друг другу вышли два поезда…". Помните начало этой хрестоматийной школьной задачки? Увы, жизнь тем и отличается от задачника по математике, что в ней невозможно заглянуть в конец учебника и подсмотреть правильный ответ. Вот и в нашей задаче, сделав неправильный выбор, вы, по меньшей мере, рискуете выброшенными на ветер деньгами (помните, "мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи"?) и временем (которое, как известно, тоже деньги), к которым зачастую добавляется и нервное потрясение различной тяжести. Помочь вам избежать этого и призваны мои скромные заметки. Итак,
Как выбрать Интернет-провайдера
Тем, кто при покупке того или иного товара в первую очередь обращает внимание на ценник, должно быть знакомо выражение "соотношение цена-качество", означающее на практике, что лучшим выбором, как правило, является "золотая середина", то есть достаточно хорошее качество за приемлемую для вас цену.
Другое дело, что если второе вам, исходя из толщины своего кошелька, оценить просто, то вот вопрос, что считать хорошим качеством, зачастую решается путем "испытания на себе", а это чревато выброшенными на ветер деньгами и… (см. выше по тексту). Опираться на опыт друзей - дело хорошее, но подобный эксперимент, выражаясь языком ученых, нельзя считать "чистым", потому что и модемы у них могут быть другие, и линии соединения с АТС, и сами АТС, да мало ли что еще!
И все-таки, на что же следует обращать внимание в первую очередь, выбирая себе провайдера услуг Интернета? (Подчеркну, что здесь и далее речь идет только о так называемом коммутируемом доступе или, по-английски, dial-up access. Выделенные, ADSL-, ISDN- и прочие высокоскоростные линии связи оставим для "богатых").
Проблема 1. Дозвон и начальная скорость соединения
Понятно, что если на один входной модем вашего провайдера приходится сотня таких же, как вы, страждущих Интернета пользователей, каждому вашему удачному соединению будут предшествовать десятки неудачных. Причем по "закону подлости", труднее всего бывает дозвониться именно тогда, когда это вам нужно позарез.
Можно предположить, что такие проблемы присущи прежде всего либо слабым в финансовом отношении провайдерам (каждый номер-то покупается у ГТС за немалые деньги!), либо тем, кто предлагают свой сервис за невысокую, но фиксированную предоплату ("за такие деньги еще и жалуетесь?"). Опять же, чем мощнее и качественнее модемы, "встречающие" вас на стороне провайдера, чем они лучше управляются, тем быстрее вы найдете и скачаете нужную вам информацию, и тем быстрее освободите линию для другого клиента.
Вот и попробуйте перед тем, как сделать окончательный выбор, просто дозвониться через модем по всем предлагаемым номерам доступа в разное время суток и сравнить количество удачных и неудачных попыток дозвона, а также начальную скорость соединения (при наличии гостевого доступа). Конечно, в сам Интернет вы без зарегистрированного идентификатора и пароля не попадете, но предварительную информацию о своем будущем провайдере получите.
Не всегда, кстати, следует ругать провайдера ;-). Например, немаловажный фактор, о котором забывают почти все Интернет-пользователи - качество телефонной проводки на их стороне. Зачастую телефонный провод в квартирах и учреждениях состоит из нескольких кусков, соединенных скрутками (не пайками!), где концы проводов даже и не зачищены. Такие плохие контакты не только увеличивают сопротивление провода, но и вносят нелинейность, становясь подобием полупроводникового диода. Широко применяемый провод типа "лапша" (две параллельные медные жилы) легко подвержен электромагнитным наводкам. Не лучший способ прокладывания телефонного провода - рядом с электрической проводкой 220 Вольт. Иногда решающее значение для качества связи приобретает качество телефонной линии от вашего рабочего места до АТС, да и качество самой АТС играет немаловажную роль - и тут уж надежда только на модем (но это - тема другого рассказа).
В свете вышесказанного лучше всего, конечно, при небольшой стоимости регистрации и абонентской платы заключить договор не с одним, а с двумя провайдерами, но тем самым мы нарушаем поставленные нами же условия задачи.
Проблема 2. Надежность и скорость магистральных каналов провайдера
Важный, хотя и не решающий пункт. Фраза про многомегабитный канал в США или Европу, безусловно, хороша для рекламных объявлений, но, во-первых, проверить это рядовому пользователю практически невозможно (разве что воспользовавшись замечательной программой Net.Medic), а, во-вторых, в цепочке соединений от вашего модема до конечной точки проключения всегда может найтись узкое место, которое сведет на нет все преимущества этого самого многомегабитного канала. Так что, зачастую более важную роль для обеспечения высокоскоростного, устойчивого и, обратите внимание, абсолютно защищенного соединения вашего компьютера с Интернетом на все время сеанса связи приобретают параметры сетевого оборудования вашего провайдера, его резервирования и настроек.
Проблема 3. Консультационная и техническая поддержка пользователей
Прекрасно чувствовать себя специалистом в телекоммуникациях, отличающим бит от бода и Навигатор от Эксплорера, но рядовому пользователю Интернета частенько приходится сталкиваться с проблемами, которые не решить без квалифицированной помощи. Вот и выясните предварительно, есть ли у вашего потенциального провайдера служба поддержки пользователей (желательно, работающая по схеме "24х7", что означает 24 часа в сутки 7 дней в неделю), легко ли до нее дозвониться и насколько грамотны и дружелюбны к вам ее специалисты.
Не всегда помощи по телефону оказывается достаточно, поэтому поинтересуйтесь возможностью выезда специалистов на место и сколько это стоит. "Трудовой стаж" вашего провайдера и его партнерские связи также помогают оценить серьезность его намерений. Кому из нас хочется иметь дело пусть и с трудолюбивыми, но - любителями, решившими пошабашить на ниве Интернета?
Проблема 4. Содержимое серверов провайдера
Этот пункт - еще один хороший индикатор того, как относится провайдер к своим клиентам. Если веб-сайт у него вообще отсутствует, или представляет собой пару текстовых страниц, откуда нельзя почерпнуть практически никакой вспомогательной информации, если отсутствует анонимный FTP-сервер, откуда вы могли бы скачать нужную программу или описание, если содержимое сервера новостей ограничено парой-тройкой телеконференций - вряд ли такой провайдер заслуживает доверия. (Хотя как раз отсутствие наличия FTP- и News-серверов характерно даже для самых известных казахстанских провайдеров ;-)
Проблема 5. Реальная стоимость услуг
Я специально вынес этот пункт в самый конец своих заметок, потому что в реальной действительности вопрос "Сколько стоит?" мы задаем в первую очередь. И получаем в ответ мудреные повторения прайс-листов, разобраться в которых, держа в уме еще и 20-процентный НДС, и различные валютные курсы, могут только их авторы. К тому же, начитавшись и наслушавшись о WWW и E-mail, вы плохо представляете, нужны ли вам сейчас новости (News), своя веб-страница с доступом по FTP, не говоря уж про Internet Phone и прочие мультимедийные штучки.
Тем не менее, постарайтесь все-таки составить для себя небольшую табличку, где отразите стоимость регистрации и величину ежемесячной абонентской платы за он-лайновый идентификатор доступа и почтовый адрес, а также размер почасовой оплаты.
Вместо заключения
Надеюсь, друзья, я не слишком утомил вас своими рассуждениями. Поверьте, ради вашего же блага. В заключение же хочу напомнить бессмертную фразу Михал Михалыча Жванецкого, сказанную им про бесплатную медицину, но актуальную и в случае бесплатного (или близкого к тому ;-) Интернета: "Если вас не интересует результат, то можно и так… Но лучше заплатить".