Опубликовано в №2/2000 журнала Computer Club
Если попытаться собрать воедино многочисленные прогнозы относительно завтрашнего (не послезавтрашнего даже!) дня Интернета, то можно сделать однозначный вывод - самые большие надежды уже сейчас связываются с электронной коммерцией, IP-телефонией и дистанционнным образованием. Как же обстоит дело с ЭТИМ у нас в Казахстане, если держать в уме, что, как правило, наше отставание даже от ближайшей к нам и географически и исторически России редко в чем составляет меньше года.
В электронный магазин - за покупками
Каким образом делается бизнес сейчас, реши вы заняться розничной торговлей? - Арендуется помещение для магазина, делается соответствующий его профилю ремонт, нанимается обслуживающий персонал, утрясаются вопросы с санэпидемстанцией, госпожнадзором, электриками и телефонистами, не забывается проблема военизированной охраны - и, пожалуйста, новая торговая точка открыта!
Что же привнес Интернет в эту привычную процедуру? - Вместо аренды помещения - аренда дискового пространства на сервере Интернет-провайдера, вместо торгового оборудования и прилавков - разработанная одной из Web-команд электронная витрина с перечнем предлагаемых товаров и цен на них, вместо кассовых аппаратов - программно-аппаратный стык сервера провайдера с хостом банка, обслуживающего этот электронный магазин, и, наконец, вместо крепких ребят с обрезами у входа - электронная система безопасности, проверяющая подлинность кредитных карточек и наличие на них денег.
В том, что нарисованная мною картина электронного магазина реальна и вполне успешно работает, можно судить по таким цифрам - в первом квартале 1999 года мировой оборот электронной торговли составил 38 млрд. долларов, или таким преуспевающим Интернет-проектам, как Amazon.com или eToys. Есть примеры и в ближнем Зарубежье, о чем можно судить по списку Николая Попкова.
Нельзя сказать, что у нас в этом направлении ничего не делается. Начинают развивать Интернет-банкинг наши ведущие банки - Казкоммерцбанк, БанкТуранАлем, ТексаКаБанк, АТФБ, Народный банк. О последнем хотелось бы сказать особо, поскольку уже сейчас, благодаря реализованному стыку с нарбанковским хостом, у клиентов алматинской провайдерской компании NET Style появилась реальная возможность создавать свои Интернет-магазины с оплатой их товаров и услуг по всем кредитным карточкам, которые принимаются Нарбанком - Алтын, Cirrus/Maestro, Visa, Eurocard/MasterCard. Вопрос только в том, насколько востребована окажется предлагаемая услуга казахстанскими деловыми кругами…
Позвони мне, позвони! Хочешь - по телефону, хочешь - по IP-адресу…
Как известно, датой рождения такой привычной нам сейчас телефонной связи считается 1876 год, когда бывший шотландец, а к тому времени - уже гражданин Соединенных Штатов Америки Александр Грэхем Белл (Alexander Graham Bell) получил патент на изобретение телефона. Через 2 года была построена первая телефонная станция, а еще через 7 лет, в 1885 году, была образована компания AT&T, ставшая со временем таким же символом Америки как General Motors, Ford или General Electric. Каково же было потрясение всей Америки, привыкшей обращаться за телефонными услугами к дочерним компаниям AT&T, когда в 1984 году против телекоммуникационного "монстра" был применен антимонопольный закон, разделивший его на несколько самостоятельных компаний!
Примерно такое же потрясение ожидало американских пользователей телефонных услуг через полтора десятка лет, когда появилась возможность обращаться за этими услугами к Интернет-провайдерам!
Действительно, с 1995 года, когда компания VocalTec Communications выпустила Internet Phone - первый успешный в коммерческом отношении клиентский пакет ПО для IP-телефонии, не прошло и полных пяти лет, а, согласно данным IDC - одной из авторитетнейших в мире исследовательских компаний - число пользователей IP-телефонии уже составляет 16 млн. Более того, прогнозируется, что к 2010 году 50% процентов всех телефонных звонков будет делаться именно через Интернет! Если взять нашего ближайшего соседа - Россию, то там летом 1999 года произошло поистине историческое событие - были выданы первые лицензии на оказание услуг IP-телефонии. О том, что сейчас творится на этом рынке в России, лучше всего узнавать на замечательном сайте фирмы CompTek. Но то в мире, а что же у нас?
У нас же Казахтелеко в стремлении сохранить свой монополизм de facto на рынке телефонной связи стоит насмерть на пути технического прогресса, стремясь не допустить частных операторов к весьма и весьма прибыльному телефонному "пирогу". А ведь я знаю несколько компаний, готовых хоть сейчас предоставлять междугородный и международный телефонный сервис через Интернет по исключительно выгодным ценам и со вполне приличным качеством.
Ученье - свет, а неученых - тьма…
Мало чем отличается от этого безвэбья и ситуация с дистанционным (через Интернет) образованием (ДО). Хотя многие из казахстанских вузов имеют свои Web-сайты, на этом использование ими Интернет-технологий и заканчивается. Что же касается именно ДО, признаться, мне трудно судить о том, насколько эффективна у нас такая форма обучения, поскольку единственный (насколько я знаю) в Казахстане пример такого рода - это сайт сектора дистанционного обучения Алматинского института энергетики и связи.
А ведь, учитывая, насколько проблема качественного обучения актуальна для Казахстана с его немалыми территориями и сосредоточием научных центров в немногих крупных городах, хочется надеяться на большую активность государственных и частных образовательных структур в деле развития системы ДО, вплоть до создания единой образовательной телекоммуникационной сети.
Вместо послесловия
Странное дело: перечитав свеженаписанное, я понял, что в этот раз получился "Интернет-гид" не по нашим Web-достижениям, а по тому, что у нас либо присутствует в единичных примерах, либо отсутствует вовсе. Так стоило ли об этом писать? Наверное, стоило. Я ведь не раз уже убеждался, что печатное слово имеет способность очень быстро превращаться в реальные дела. Так было у меня с Интернет-кафе, и с DirecPC, так, надеюсь, будет и с "героями" моего сегодняшнего рассказа.