Опубликовано в №1/2001 журнала Computer Club
Прежде, чем заводить разговор о казахстанской части всемирной компьютерной сети, хотелось бы сказать несколько слов в пояснение названия обзора. Дело в том, что мне уже приходилось упоминать в одной из своих давних статей столь же "бородатый" анекдот о том, как по итогам международного симпозиума биологов-слоноведов каждая из стран-участниц должна была выпустить справочное издание, посвященное этим животным. И так получилось, что индийские ученые подготовили 10-томный труд под скромным названием "Кое-что о слонах", в то время как их американские коллеги обошлись 10-страничной брошюркой "Все о слонах". Эту вот наглую краткость американцев я и называю "американским стилем" в журналистике. Итак,
Краткий анализ казахстанского рынка Интернет-технологий и услуг
Не сочтите за нескромность, но так уж получается, что мне не раз приходилось выступать в роли эксперта по казахстанскому Интернету. Мои последние контакты - с региональными представительствами радиостанции Deutsche Welle (Немецкая Волна) и компании Siemens - и послужили поводом для написания данного обзора. Почему? Да потому что вопросы, на которые желали получить ответы господа иностранцы, убедительно показывают, что и в какой мере интересует их с точки зрения потенциальных инвесторов нашего Интернет-рынка!
Как известно, Интернет родился по госзаказу - заказу американской "оборонки" своей же науке. Однако, едва начав ходить, ребенок оторвался от родителей - и большую часть свой дальнейшей сознательной жизни развивался вне установленных различными государствами рамок. Только в начале девяностых годов, когда появление технологии WWW перевернуло все представления об Интернете как о закрытой сети высоколобых ученых и вечнолохматых программистов, государственные структуры стали с интересом поглядывать, что же это за непонятное явление стало мешать им спокойно жить. Оказалось, что Интернет может быть прекрасным пропагандистом и агитатором, легко обходящим все государственные границы и цензурные запреты. Таможни были неприятно удивлены, что мимо них пошел поток аудио- и видеозаписей, компьютерных программ и руководств, литературных новинок - теперь средством их транспортировки все чаще становится Интернет. Финансовый рынок, в котором любое государство по-прежнему старается играть ключевую роль, также не смог избежать влияния (не всегда, увы, положительного…) Сети. И это далеко не все примеры того, как стремительно изменился наш мир под влиянием Интернета. Но, как говорят французы, вернемся к нашим баранам…
Впервые об интересе государства к Всемирной Паутине казахстанская Интернет-вольница узнала в начале ноября 1999 года, когда впервые была сделана попытка закрыть доступ к скандально-оппозиционному сайту Евразия для пользователей трех провайдерских компаний - Nursat, Kazakhstan Online и Казахтелеком. А затем в свет вышло пресловутое Постановление Правительства РК от 25 ноября 1999 года "О создании Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр биллинга телекоммуникационного трафика (БТТ-Центр)", которое однозначно было воспринято не как попытка контролировать объем Интернет-трафика, о чем заявлялось в комментариях к Постановлению официальных лиц, а как попытка установить контроль над его содержанием.
Впрочем, "гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Жизнь показала, что для технической реализации данного Постановления не хватает ни соответствующего оборудования, ни соответствующих специалистов, а главное - того, на что это оборудование и эти специалисты покупаются, то есть денег. Так что пока степень государственного регулирования Интернет-рынка в Казахстане невелика, хотя в своем докладе "Государственная политика в Интернет" на первом Казахстанском Интернет-форуме в мае нынешнего года Аскар Насиев, бывший тогда директором Департамента информационных систем Минтранскома, четко обозначил позицию государства по отношению к Интернет-вольнице. И позиция эта сводится к двум пунктам: 1) Информационные каналы Интернета должны контролироваться государством, и 2) Веб-сайты есть средства массовой информации со всеми вытекающими отсюда требованиями к их регистрации и цензуре. Насколько быстро эти пункты из декларируемых превратятся в осуществляемые на практике - пока сказать трудно, учитывая все изложенное выше.
Кто бы и как бы не говорил об экономической и политической стагнации в Казахстане, я бы не стал так драматизировать ситуацию. Анализ экономического развития страны за время ее суверенного существования показывает, что рано или поздно мы повторяем путь других стран. И казахстанский Интернет тому не исключение.
Помнится, году так в 1997 в Сети еще встречались списки практически всех (!) русскоязычных веб-сайтов в виде одного (!!) файла, который можно было компактно распечатать без ущерба для бумажного запаса фирмы, где я тогда работал. На сегодняшний же день, по данным одной из трех ведущих российских поисковых служб - Яndex, количество уникальных серверов в Рунете составляет 239 434, количество уникальных URL - 30 879 447, и, наконец, объем индексируемой Яндексом информации - 394,81 гигабайт!
2000 год стал для российского Интернета в какой-то мере судьбоносной, поскольку на него пролился прямо-таки золотой дождь иностранных и местных инвестиций. В течение нескольких месяцев были куплены практически все веб-ресурсы, бывшие на слуху: Rambler, Яndex, Апорт! и многие другие, о чем достаточно подробно написано в обзоре Натальи Хайтиной. Таким образом, можно констатировать, что в России произошел передел Интернет-собственности.
А что у нас? У нас пока продолжается время разбрасывать камни… И если учесть среднестатистическую величину запаздывания явлений и событий по сравнению с соседней Россией в 1,5-2 года, то можно предположить, что именно в конце нынешнего года в Казахстане начнется время камни собирать, то есть буйным цветом расцветут контент-проекты и Интернет-магазины, привлекая, соответственно, повышенное внимание к себе со стороны потенциальных инвесторов.
Деловые люди не привыкли доверять щедрым посулам, они руководствуются цифрами и фактами. А факты свидетельствовали, что до последнего времени в Казахстане не проводилось ни одного (!) серьезного исследования Интернет-рынка. Вот и получалось, что даже при указании общего числа пользователей - от скромных 20 до неоправданно-оптимистических (казалось бы!) 100 тысяч активных пользователей - ссылались на так называемые экспертные оценки. Подтвердить или опровергнуть эти цифры должен был совместный проект компании Actis Systems Asia и Агентства BRIF, который назывался "Региональный мониторинг казахстанского Интернет-рынка" и проводился в ноябре 2000 года.
Обнародованные 22 ноября данные мониторинга показали, что ядро казахстанского Интернета составляют 30,3 тысячи человек, проводящих в Сети не менее 3 часов в неделю или бывающие в ней ежедневно. Вместе с теми, кто бывает в Интернете хотя бы 1 раз в неделю, они образуют активную аудиторию численностью 72 тысячи человек. Добавив к этому числу тех, кто вспоминает об Интернете хотя бы раз в месяц, получаем регулярную аудиторию в 117,5 тысяч человек. И, наконец, есть люди, имеющие хотя бы единичный опыт знакомства с Интернетом (например, сидевшие рядом с компьютером, подключенным к Интернету ;-): таких нерегулярных пользователей у нас примерно 242,7 тысячи человек. Суммируем два последних показателя и получаем, что аж 360 тысяч человек, т.е. 9.5% взрослого городского населения Казахстана, можно считать нашей Интернет-аудиторией! Даже с учетом поправки на погрешности методики проведения мониторинга, способные увеличивать или уменьшать все вышеприведенные статистические данные на величину от 20 до 30%, получается картина, вызывающая вполне резонный оптимизм как у непосредственных участников казахстанского Интернет-рынка, так и у его денежных наблюдателей.
Когда заводят разговор о прогрессивных Интернет-технологиях, в первую очередь имеют ввиду электронную коммерцию и IP-телефонию. Что можно сказать по этому поводу… Главное - это то, что широкому внедрению указанных сервисов в Казахстане мешают в-основном не технические проблемы. Например, развитию IP-телефонии препятствует фактически монопольное владение "Казахтелекомом" всеми основными каналами телефонной сети общего пользования страны. Поэтому даже получение лицензии на предоставление услуг IP-телефонии ровным счетом ничего не дает, поскольку за пользование стыком Интернет-ГТС устанавливаются цены, сводящие на нет все расчеты на дешевизну международного и междугородного Интернет-трафика.
Что касается электронной коммерции, то здесь главная проблема заключается в несовершенстве или, точнее, полной отсутствии необходимой законодательной базы для этого. Вот и получается, что все казахстанские участники этого перспективного рынка делают это пока на свой страх и риск. Почти по поговорке, "глаза боятся, а руки - делают"…
Краткость - сестра сами знаете чего… Не знаю, удалось ли мне убедить вас, друзья, в дружбе с ее братом, но, видит Бог, я старался. И если мои ответы на какие-то вопросы показались вам неубедительными, или у вас есть другие не менее злободневные вопросы по казахстанскому Интернету - пишите на alexel@host.kz. А я обязательно отвечу!