ОТ КОРПОРАТИВНЫХ ВЕБ-САЙТОВ - К ВЕБ-БИРЖАМ?

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №2/2001 журнала Computer Club

Прогноз - научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели.
Экономический словарь KM.RU

Верить ли прогнозам?

В конце 1999 года корпорация IDC, чьи исследовательско-аналитические публикации вполне заслуженно считаются самыми авторитетными в мире информационных технологий, выдала прогноз о блестящих перспективах технологии онлайновых торговых площадок (в англоязычной терминологии - marketplaces). Теперь уже трудно сказать, то ли эксперты IDC своими публикациями "спровоцировали" бум новой технологии, то ли они действительно уловили надвигавшуюся тенденцию, но факт остается фактом: весь 2000 год прошел в США и Европе под знаком Интернет-биржевой лихорадки. Всевозможные торговые площадки анонсировались чуть ли не ежедневно - и, хотя большинство из них так до сих пор и не работает, свои участки на "электронном Клондайке" они застолбили.

Что такое Интернет-биржи…

В-принципе, можно сказать, что электронная торговая площадка (ЭТП, E-marketplace) является логическим продолжением мощного корпоративного сайта (branded exchange), связывающего бизнес одной компании с несколькими или даже многими партнерами (поставщиками, дистрибуторами, реселлерами и т.п. организациями). В этом случае, ЭТП становится высокоэффективным центром, который увязывает сложные бизнес-процессы ее участников в единое виртуальное коммерческое сообщество. Сегодняшний международный опыт B2B (Business-to-Business), как уже привычно называют технологию ведения бизнеса между компаниями через Интернет, показывает, что "интернетизация" торгово-закупочной деятельности позволяет участникам торговых площадок экономить более 20% общих затрат на снабжение и сервис. Такая экономия достигается как благодаря высоким поисково-коммуникационных возможностям Интернета, так и за счет реализации возможности приобретения товаров по минимальным ценам, упрощения и оптимизации процессов закупки сырья и товаров, контроля расходов, сокращения сроков подписания контрактов и интеграции поставщиков.

…и зачем они нужны?

Прежде всего, следует отметить, что использование ЭТП кардинально меняет подходы, связанные с закупкой или продажей товаров и услуг. Например, основные коммерческие транзакции, связанные с официальными процедурами оплаты заказа (конфигурация заказа, закупка, управление отношениями с заказчиками, продажа, планирование цепочки поставки и выполнения заказа), переводятся в режим реального времени. Существенно облегчается сбор информации о продуктах для различных отраслей, для упрощения классификации товаров и структуризации каталогов.

Более того, использование электронных рынков меняет само представление о том, как можно вести бизнес. Корпоративные сообщества партнеров ведут к созданию электронных предприятий. Ну а коммерция, построенная на взаимодействии, стирает границу между конкуренцией и сотрудничеством. В итоге, участники ЭТП получают прекрасную возможность:

  • воспользоваться преимуществами льготного ценообразования на товары и услуги путем заказа оптом через каталог;
  • получить единую инфраструктуру складов и онлайнового режима инвентаризации товаров;
  • расширить географию и улучшить условия (доставка товара точно в указанное время) для сбыта имеющихся продуктов;
  • увеличить объемы продаж за счет круглосуточного режима работы с заказчиками - 7 дней в неделю, 24 часа в сутки, 365 дней в году.

Как обязательное условие электронной торговли следует отметить, что все транзакции проводятся в режиме реального времени и регистрируются автоматически, за счет ведения электронного документооборота.

Сосед Казахстана заразился биржевой лихорадкой

Докатилась волна открытия онлайновых бирж и до соседней с нами России. Чему предшествовало состоявшееся 19 мая 2000 года в Москве совещание руководителей около 150 крупнейших российских компаний и промышленных предприятий, высказавших прямую заинтересованность в организации подобных торгово-закупочных площадок. Не успели еще большие начальники разъехаться по местам, как российские представительства таких "монстров" электронного бизнеса, как PricewaterhouseCoopers и Oracle, объявили о совместной инициативе по созданию в Рунете отраслевых торговых площадок.

Кстати, в указанном пресс-релизе очень четко обозначено, как обычно разделяются обязанности партнеров в подобном электронном бизнесе (цитирую): "В рамках этой инициативы PricewaterhouseCoopers будет оказывать услуги по организации отраслевых интернет-проектов, привлекать в них инвесторов, разрабатывать стратегию функционирования, оптимальные модели ведения электронного бизнеса и структуры отраслевых торговых площадок, а Oracle - поставлять и адаптировать программные продукты, позволяющие реализовать выбранные решения".

Из реально и успешно действующих в Рунете проектов онлайновых бирж уже сейчас можно отметить Зерно Он-Лайн и INDX (Интернет-биржа финансовых инструментов с прямым доступом). Другие примеры слишком свежи, чтобы о них можно было говорить как о состоявшихся проектах.

А что у нас?

Понятно, что если в более интернет-продвинутой по сравнению с нами России бум создания ЭТП еще и не наступал, говорить о чем-то подобном в Казахстане тем более не приходится. Хотя… 1 марта в Алматы казахстанское представительство SAP AG организовывает семинар Управление бизнесом с mySAP.com, а ведь mySAP.com как раз и есть главное оружие в конкурентной борьбе специально созданного подразделения SAP AG - SAPMarkets, Inc..

На программные продукты Oracle для B2B, похоже, ориентируется другой пионер ЭТП в Казахстане - компания IST-Vesta. И хотя в новом для всего Казахстана бизнесе делаются только первые шаги, партнерство с такими крупными игроками, как SAP AG и Oracle, позволяет надеяться, что 2001 год станет для казахстанского Интернета судьбоносным.

Архив по годам

 Наш спонсор

 Реклама