Опубликовано в №5, декабрь 2003 газеты «Казкоммерц NEWS»
Не нужно обладать обширными математическими познаниями, чтобы получить в результате сложения трех указанных в заголовке величин четвертую, имя которой «электронная коммерция». Термин этот появился в лексиконе цивилизованного человечества всего-то несколько лет назад, а уже сейчас многие склонны верить главе корпорации Intel Крейгу Барретту, заявившему однажды, что вся предпринимательская деятельность со временем перейдет на электронные рельсы. Что ж, время покажет, насколько прав был новоявленный «пророк»
О ЧЕМ РЕЧЬ?
Ну, да Бог с ними, с прогнозами, пока же заметим, что, несмотря на сравнительно небольшой срок
существования даже самого термина, не говоря уж о предмете, им обозначаемом, сейчас сложилось
достаточно четкое разделение электронной коммерции на 4 направления:
В ИНТЕРНЕТ ЗА ПОКУПКАМИ
Те из вас, уважаемые читатели, кто всерьез занимались или занимаются сейчас розничной торговлей,
легко и с подробностями нарисуют в своем воображении картину организации реального магазина.
А картина эта такова: арендуется (строится, покупается
) помещение для магазина, делается
соответствующий его профилю ремонт, нанимается обслуживающий персонал, утрясаются вопросы
с санэпидемстанцией, госпожнадзором, электриками и телефонистами, не забывается проблема
военизированной охраны — и, пожалуйста, новая торговая точка открыта!
Что же привнес Интернет в эту привычную процедуру? — Вместо аренды помещения — аренда
дискового пространства на сервере интернет-провайдера, вместо торгового оборудования
и прилавков — разработанная одной из веб-команд электронная витрина с перечнем
предлагаемых товаров и цен на них, вместо кассовых аппаратов — программно-аппаратный
стык сервера провайдера с хостом банка, обслуживающего этот электронный магазин, и, наконец,
вместо крепких ребят с обрезами у входа — герой нашего рассказа,
Центр авторизации пластиковых карт (ЦАПК),
проверяющий подлинность кредитных карточек и наличие на них денег.
Таким образом, в процессе покупки через Интернет (см. рисунок ниже) задействуются:
|
ПЛАТЕЖИ БЕЗ ОПАСНОСТИ
Однако, говоря об электронной коммерции, нельзя не коснуться такого момента, как безопасность платежей. В этом отношении ЦАПК гарантирует покупателю, что платежные реквизиты его карточки (номер, срок действия, код CVV2/CVC2) не попадут в руки мошенников, во-первых, потому что покупатель вводит их не на сайте интернет-магазина, а непосредственно в ЦАПК, а, во-вторых, потому что сам ЦАПК не хранит эти данные у себя. Но этого мало! Канал передачи платежной информации между центром авторизации и интернет-магазином защищается специальным протоколом SSL, а использование цифровой подписи по алгоритму RSA с 1024-битным ключом исключает всякую возможность искажения передаваемой информации.
Не останавливаясь на достигнутом, совсем недавно Казкоммерцбанк совместно с компанией OpenWay установил новый модуль безопасности карточной системы — Way4CommerSafe, что максимально усложнит задачу карточных мошенников.
НА ОБСЛУЖИВАНИИ У EPAY
Какие же интернет-магазины пользуются услугами Центра авторизации? Список их насчитывает уже почти два десятка названий, на самом же сайте отмечены только самые известные из них: Sim-Sim — виртуальный торговый центр, предлагающий сдачу торговых «площадей» в аренду, «Юрист-WWW» — поисковая система по законодательству Казахстана, Press.kz — книжный магазин, Elfina — магазин игрушек
А с недавних пор в связи с открытием дочернего банка в Кыргызстане и расширением географии интернет-эквайринга к Epay стали подключаться и кыргызстанские интернет-коммерсанты.
В заключение, традиционно отмечу тех, кто разрабатывал Центр авторизации пластиковых карт, а сейчас занимается его поддержкой и развитием: от Управления развития интернет-банкинга — это Руслан Алимбетов и Сергей Фролов, от Департамента банковских карточек — Ринат Тукмуллин сотоварищи.