БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

© Александр ЛЯХОВ

Сокращенный вариант реферата по курсу "Макроэкономика", МАБ

Вместо предисловия

В июле нынешнего года авторитетнейший в финансовом мире журнал The Banker посвятил банковской системе Казахстана специальный тематический обзор, в котором не поскупился на комплименты и даже особо подчеркнул, что на сегодня "…в Казахстане создан лучший банковский сектор на всем постсоветском пространстве". В обзоре отмечается грамотная политика главы Национального банка Республики Казахстан Григория Марченко, указывается, что в результате либеральных реформ за два последних года суммарные активы резко возросли, достигнув отметки 5,5 млрд. долларов США. Выделены и главные "активисты" - три лидера банковского сектора страны: ОАО "Казкоммерцбанк", ОАО "Народный Банк Казахстана" и ОАО "Банк ТуранАлем".

Неизменно высоко оценивает Казахстан и его банковскую систему международное рейтинговое и информационное агентство Standard & Poor`s. Не стал исключением и последний по времени кредитный рейтинг Республики Казахстан, с которым можно ознакомиться в Интернете. Из года в год повышают свои рейтинги для Казахстана агентства Moody`s и Fitch!.

Наконец, международное финансовое издание Euromoney, основываясь на мнениях банковских аналитиков, финансовых экспертов и специалистов рейтинговых агентств, два года подряд (в 2001-02 годах) называет банковскую систему Казахстана наиболее прогрессивной на пространстве СНГ, прямо указывая, что "консолидация быстро набрала темпы в банковском секторе Казахстана, который, по общему признанию, является наиболее развитым в странах СНГ благодаря разумному финансовому законодательству".

Попробуем же проследить динамику такого успешного развития банковской системы Республики Казахстан с момента ее зарождения и по сегодняшний день.

В составе СССР

Общепринято, что экономикам развитых стран присуще наличие двухуровневой банковской системы, тогда как в бывшем Советском Союзе и, соответственно, в Казахстане существовала одноуровневая, которую составляли Государственный банк, Банк внешней торговли и Строительный банк. Государственный банк, как главный банк страны, отвечал за ее денежно-кредитную политику: контролировал организацию и осуществление безналичных расчетов, определял принципы процентной политики, кредитного планирования и условия краткосрочного и долгосрочного кредитования. В свою очередь, Внешторгбанк обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным операциям, а Стройбанк исполнял решения Госбанка по финансированию капитальных вложений в народное хозяйство.

Реформирование банковской системы началась в 1987 году, когда совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №821 было принято решение о создании двухуровневой банковской системы, включающей центральный (эмиссионный) банк и ряд государственных специализированных банков, при этом республиканские банки наделялись правами министерств союзных республик. Однако, несмотря на принятые меры по усовершенствованию кредитной системы, она оставалась достаточно консервативной. Учрежденные государственные специализированные банки, такие как "Промстройбанк", "Агропромбанк", "Жилсоцбанк", "Сберегательный банк", унаследовав многие негативные черты прежней одноуровневой системы, не обеспечивали свободный перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве, не сложились у банков подлинно партнерские отношения с заемщиками, а у Госбанка не было эффективных методов управления совокупным денежным оборотом. Неэффективной оказалась и ссудная политика, а именно: процентные ставки были весьма низкими (5-8%), что создавало дополнительный спрос на ссуды, слишком часто использовавшиеся для финансирования малорентабельных и неэффективных проектов.

В 1988 году после принятия союзного Закона "О кооперации" (с этого момента и ведет отсчет первый этап развития банковской системы Казахстана) начали создаваться на паевых началах первые кооперативные банки, заложившие впоследствии основу для формирования рыночных отношений в сфере банковской деятельности. Статус кооперативных дал банкам значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развития разнообразных форм банковской деятельности, использования полученной прибыли, укрепления материально-технической базы и решения других проблем. (Примечательно, что первый в Советском Союзе кооперативный банк появился именно в Казахстане, в Шымкенте, и назывался он "Союзбанк").

На подходе к суверенитету

Последующие два года отличались исключительной насыщенностью политическими и экономическими событиями. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Республики Казахстан, подтверждающую стремление Казахстана к проведению более самостоятельной экономической политики. На этой волне в декабре того же года Верховный Совет Казахской ССР принимает Закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", заложивший законодательные основы для реформирования банковской системы Казахстана. Данным законом устанавливались основные задачи и функции Государственного банка, в том числе, в сфере денежно-кредитного регулирования, определены перечни осуществляемых им операций. Кроме того, было впервые дано определение коммерческого банка, описан порядок открытия и прекращения деятельности частных банков и банков с участием иностранного капитала, а также иных кредитных учреждений (обществ взаимного кредитования, кредитных кооперативов, пенсионных и инвестиционных фондов, ломбардов).

Таким образом, этим законодательным актом фактически прекращалась деятельность существовавшей до этого формальной двухуровневой банковской системы, состоявшей из государственных банков, и закладывались основы ее рыночного аналога, где верхний уровень был представлен Государственным банком Казахской ССР и его областными подразделениями, а второй - коммерческими банками. Одни из этих банков создавались с разрешения Госбанка на основе существовавших в рамках прежней системы специализированных банков (так, "Промстройбанк" стал "Туранбанком", "Казвнешэкономбанк" - "Алембанком", "Жилсоцбанк" - "Кредсоцбанком", остались с прежними названиями "Казсбербанк" и "Агропромбанк"), другие учреждались "с нуля" физическими и юридическими лицами. Новый закон кардинально изменил статус самого Центрального банка, сделав его независимым от исполнительных и распорядительных органов государственной власти. Учредителем Государственного банка Казахской ССР выступил Верховный Совет, и ему же Госбанк стал подотчетен в своей работе, предоставляя ежегодный отчет и баланс, а также сводный баланс всей банковской системы республики.

Передача полномочий на создание коммерческих банков от Госбанка СССР к казахстанскому Госбанку резко ускорила процесс их возникновения. Если в 1991 году их было 72, то уже к 1992 году - более 150! И нет ничего удивительного в том, что одной из самых примечательных черт второго этапа развития банковской системы Казахстана стала ее анархия и дезорганизация, что было вызвано целым рядом причин:
1) самим взрывным количественным ростом числа коммерческих банков;
2) распадом Союза, а, значит, и ломкой прежней банковской системы;
3) переходом к двухуровневой банковской системе рыночного типа;
4) недостатком финансовых средств и качественным составом специалистов Госбанка, чьего уровня квалификации уже не хватало, чтобы справляться со сложнейшими проблемами преодоления инфляции, освоением новых форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики и осуществления надзора за деятельностью банковской системы.

Вообще, ситуация с коммерческими банками того периода напоминала описанную в романе американского писателя Теодора Драйзера "Финансист": "Банки "штатов", крупные и мелкие, возникали тогда на каждом шагу; они бескорыстно выпускали свои банковые билеты на базе ненадежных и никому не ведомых активов и с невероятной быстротой вылетали в трубу или даже приостанавливали платежи". Подобное развитие событий дало основание тогдашнему премьер-министру Казахстана Сергею Терещенко во всеуслышание заявить о криминогенном характере банковской системы страны.

Наряду с количественным ростом числа банков очень быстро увеличивался их уставный капитал. Так, у одного из ведущих на тот момент коммерческих банков Казахстана КРАМДС-банка только за один 1992 год он вырос в 50 раз! В целом же фонды всех коммерческих банков за этот период увеличились на 42 млрд. рублей, или в 12 раз. Со своей стороны Национальный банк также принимал определенные меры - дважды в 1992 году он поднимал минимальный размер уставного фонда (МРУФ) банков, и на конец года он составлял: по акционерным банкам - 150-200 млн. рублей, по частным - 10 млн. рублей. В ценах 1991 года фактический рост МРУФ составил 200-300% - для акционерных банков, 100% - для частных.

И все же, несмотря на такие громадные относительные показатели роста собственных капиталов банков, их было явно недостаточно для проведения активных операций на рынке кредитных ресурсов. Поэтому с 1991 года Госбанк начал использовать для распределения централизованных финансовых ресурсов так называемые кредитные аукционы - форму, близкую к рыночному распределению. И хотя допускались к кредитным аукционам только банки, выдерживающие экономические нормативы Госбанка (в 1992 году 30 банков, нарушивших их, лишились права участия в кредитных аукционах), такая жесткая, на первый взгляд, политика все равно не приносила положительных результатов. В том же 1992 году Госбанк выдал коммерческим банкам Алматы централизованных кредитных ресурсов на сумму 86 млрд. рублей (сроком не более чем на 3 месяца), возврат же составил всего лишь 8,8 млрд. рублей, т.е., чуть больше 10% от выданной суммы!

Все это происходило потому, что обычным делом было нарушение элементарных правил проведения банковских операций. Часто ссуды, выдаваемые коммерческими банками за счет централизованных кредитных ресурсов, не оформлялись срочными обязательствами. За счет этих ссуд банки производили взносы страховым компаниям и платили проценты по предыдущим кредитам. Таким образом, определенная часть банков все свои активные операции осуществляла только за счет централизованных кредитных ресурсов!

Под знаком суверенности

Весь декабрь 1991 года оказался наполнен чередой важнейших для истории современного Казахстана политических событий. Все началось 8 декабря в белорусской Беловежской пуще, где собравшиеся в правительственной резиденции Вискули первые руководители России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и Белоруссии (Станислав Шушкевич) подписали соглашение об упразднении СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 10 декабря подписан Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан и опубликовано постановление Верховного Совета Республики Казахстан "О вступлении в должность Президента Республики". 12 декабря в Ашхабаде состоялась консультативная встреча руководителей республик Средней Азии и Казахстана. И, наконец, 16 декабря 1991 года первый всенародно избранный Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев подписал Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан".

Значительной вехой, определившей дальнейшее направление развития кредитно-банковской системы Казахстана, явилось принятие в апреле 1993 года новых законов - "О Национальном банке Республики Казахстан" и "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан". Это было обусловлено рядом факторов, среди которых первостепенное значение имело формирование суверенного государства, признание Казахстана в мировом сообществе, развитие самостоятельной национальной банковской системы. Ранее действовавший единый закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР" уже совершенно не отвечал новым экономико-политическим реалиям. В нем не был определен статус Госбанка Казахстана как банка суверенного государства, его функции и задачи формировались в соответствии с его статусом республиканской конторы Госбанка СССР.

Закон "О Национальном банке Республики Казахстан" закрепил независимость Нацбанка от правительства и других органов власти и сделал его подотчетным Верховному Совету Казахстана и президенту. Закон расширил и конкретизировал функции и задачи Нацбанка, сделал его более независимым в проведении единой государственной политики в области денежного обращения и кредитования, организации банков и валютных отношений. Впервые был законодательно закреплен единый собственник уставного фонда Нацбанка в лице Верховного Совета Республики Казахстан, определены фонды Нацбанка, порядок их формирования и распределения получаемой прибыли.

Очень важными новшествами закона стало предоставление Нацбанку специальных полномочий по разрешению проблем, возникающих в процессе создания банков, их ликвидации, а также установление перечня достаточно жестких экономических нормативов в соответствии с международной банковской практикой. При этом Нацбанк не имел права вмешиваться в оперативную деятельность банков второго уровня. Контрольные и надзорные функции Нацбанка были нацелены на то, чтобы предотвращать негативные явления, способные разрушить всю кредитно-денежную систему, не допускать неконтролируемой кредитно-денежной эмиссии.

В свою очередь, закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" четко определил функции, права и обязанности банков второго уровня, их правовой статус как акционерных обществ. Отличительной особенностью нового закона было установление более высоких требований к порядку создания банков в соответствии с мировой банковской практикой. Это диктовалось необходимостью повышения ответственности банков перед клиентами, стремлением к большей защищенности интересов вкладчиков. Были также повышены требования к личным качествам руководителей банков.

Начало третьего этапа

Все это в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте - тенге, которая была введена в обращение 15 ноября 1993 года, и проведению Казахстаном самостоятельной денежно-кредитной политики. Это было началом третьего этапа развития банковской системы Казахстана. С принятием новых банковских законов и введением национальной валюты Нацбанку наконец-то представилась возможность заняться вопросами ее внутренней и внешней стабильности, на основе приобретенного опыта продолжить совершенствование механизма косвенного контроля развития банковской системы путем расширения и ужесточения экономических нормативов, таких как минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственных средств, коэффициент ликвидности и т.д.

Встал вопрос о необходимом количестве банков в стране, способных своевременно и надежно обеспечить экономику денежными ресурсами. Изучение мировой практики показывает, что количество банков второго уровня значительно различается по странам. Так, по данным 1993 года, в США их насчитывалось 10 922, в Германии - 270, в Италии - 176, в Японии - всего 140. Опыт функционирования банковской системы промышленно развитых стран показывает, что сущность проблемы состоит не в количестве банков, а в том, насколько эти банки платежеспособны, насколько эффективно они перераспределяют средства между собирателями и инвесторами и как быстро, своевременно и с минимальным риском решают проблемы ликвидности на денежном рынке.

Своего пика количественного роста коммерческие банки в Казахстане достигли в конце 1993 года, когда их число составило 204, причем многие из них были финансово несостоятельными. Перед Нацбанком остро встал вопрос оздоровления банковского сектора. Более жесткие требования к созданию и деятельности банков, а также более широкие полномочия Нацбанка по регулированию банковской деятельности, были закреплены в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" (далее - Закон о банках) от 30 марта 1995 года, который был разработан на основе международных стандартов осуществления банковской деятельности и банковского надзора.

С тех пор изменения и дополнения в него вносились более десятка раз, все более приближая практику банковского дела и регулирования банковской деятельности к международным стандартам, описанным Базельским комитетом по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision). И вот, в начале 2000 года специальная миссия Всемирного банка и Международного валютного фонда, работавшая в Казахстане в рамках Программы оценки стабильности финансового сектора (Financial Sector Assesment Program, FSAP), делает заключение о том, что с правовой точки зрения банковская система Казахстана полностью соответствует Базельского комитета. Высокую оценку проведенным реформам дал и Европейский банк реконструкции и развития.

Лучше меньше, да лучше

Но это будет потом, а начиналось все в 1995 году, когда заработала первая Программа реформирования банковской системы Казахстана, утвержденная постановлением Президента Республики Казахстан от 15 февраля 1995 года. Главная задача реформы состояла в максимальном сокращении централизованного перераспределения денежных ресурсов и приближении функций Национального банка к классическим функциям центральных банков - проведению денежно-кредитной политики и регулированию деятельности банковской системы. В результате реализации Программы банки должны были стать кредиторами экономики за счет самостоятельно привлекаемых ими для этого сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и внешних займов.

Опираясь на новый закон "О Национальном банке Республики Казахстан", принятый 31 августа 1995 года, Нацбанк как уполномоченный орган банковского надзора начал осуществление реструктуризации банковской системы. Был взят курс на сокращение числа банков путем жесткой селекции, в результате которой нестабильные и слабые банки или полностью ликвидировались, или объединялись, образуя дочерние банки крупных.

Первый удар был нанесен по тем банкам, которые активно и под высокие проценты кредитовали промышленные предприятия и новообразованные коммерческие фирмы. Это было связано с тем, что в условиях высокой инфляции промышленные предприятия практически не имели возможности платить большие проценты из-за относительно длительного производственного цикла, а вновь создаваемые фирмы, как правило, не имели залоговых гарантий, и вероятность возврата ими кредитов составляла 50 на 50. Нередко руководители банков выдавали кредиты за взятки или просто своим родственникам. В условиях отсутствия залогового обеспечения или твердых гарантий большинство этих кредитов были обречены быть отнесенными на убытки. Кроме того, отсутствие на начальном этапе законодательства, определяющего ответственность заемщиков за возврат кредита, а также процедуру перехода заложенного имущества во владение банков, очень осложняли процесс погашения кредитов.

Реструктуризация ударила и по тем банкам, чьи проблемы были связаны с неудачно проводимой ими политикой расширения, выражавшейся в присоединении к себе мелких убыточных банков, большими вложениями в недвижимость (замораживание средств!) и выдачей крупных кредитов одному или нескольким связанным заемщикам.

Именно такая судьба постигла КРАМДС-банк. Этот банк, имевший до того хорошие позиции и по праву считавшийся одним из крупнейших банков Казахстана, не сумел избежать проблем ликвидности, связанных с неэффективным размещением активов и оттоком крупных клиентов в банки-конкуренты. На момент отзыва лицензии (октябрь 1996 года) 60% кредитного портфеля состояло из убыточных кредитов, 4% из сомнительных и только 0,5% всей суммы выданных кредитов имело реальное обеспечение. В результате банк не имел доходов и фактически являлся убыточным. Общая сумма обязательств банка перед вкладчиками - физическими и юридическими лицами - составляла 3 млрд. тенге (напомню, что тогда за 1 доллар давали 67,3 тенге).

Не лучше обстояли дела и в таких крупных банках, как "Туранбанк" и "Алембанк Казахстан". А поскольку от их деятельности во многом зависела экономическая ситуация в стране, по предложению Нацбанка, государство выкупило эти банки - и в январе 1997 года появился объединенный "Банк ТуранАлем".

Дальше - больше… В соответствии с изменениями, внесенными в декабре 1996 года в закон "О банках и банковской деятельности", Нацбанк получил право по согласованию с правительством принимать решение о принудительном ограничении прав и обязанностей акционеров банков, имеющих отрицательный размер капитала. Фактически это означало право Нацбанка на принудительный выкуп акций с последующей реализацией их новым инвесторам по цене приобретения. Что и произошло с "Казагропромбанком", "Казкредсоцбанком", "Жилстройбанком" и рядом других банков, не сумевших увеличить свой собственный капитал в соответствии с темпами инфляции. Они не могли работать, придерживаясь экономических нормативов Национального банка, имели большие невыполненные (и невыполнимые!) обязательства, обусловленные большими объемами невозвращенных кредитов.

Динамику изменения количества и качества действующих в Казахстане банков второго уровня наглядно демонстрирует таблица:

  1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
1 Количество банков второго уровня 204 184 130 101 82 71 55 47 44 38
1.1 - со 100%-ным участием Правительства РК в уставном капитале 1 4 4 5 5 1 1 1 2 2
2 Количество созданных банков 63 13 2 2 6 3 2 1 н/д н/д
3 Количество филиалов банков 724 1042 1036 949 583 459 426 418 400 369
4 Количество расчетно-кассовых отделов банков н/д н/д н/д н/д 1464 1282 1065 964 1020 1026

В отличие от банков, постоянно росло количество организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, что было одним из признаков развития финансового посредничества в Казахстане:

  1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2002
1 Количество организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в т.ч.: 5 6 27 36 51 67 97 109 113
2 Количество кредитных товариществ -- -- -- -- 2 2 7 8 28
2 Количество ломбардов 5 6 27 36 35 36 42 46 50
4 Количество других организаций -- -- -- -- 14 29 48 55 35

В целом, можно констатировать, что жесткие требования Нацбанка к уровню капитализации банков ускорили оздоровление банковского сектора за счет слияния/присоединения банков, добровольного преобразования низкокапитализированных банков в кредитные товарищества, аннулирования лицензии на проведение всех банковских операций и применения процедуры принудительной ликвидации в отношении финансово неустойчивых и неплатежеспособных банков. Все это позволило сформировать устойчивую банковскую систему с высококапитализированными банками, осуществляющими свою деятельность на уровне международных стандартов, о чем речь пойдет ниже.

Переход к международным банковским стандартам

Итак, в течение 1995-1999 годов банковская система Казахстана претерпела значительные изменения, что было определено в утвержденном Национальным банком 12 декабря 1996 года "Положении о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам". Согласно данной Программе все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала, ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.

В 1997 году было отменено деление банков на инвестиционные и депозитные, предусмотрено расширение видов банковской деятельности, а также введены более высокие требования к открытию банков и их лицензированию, внутреннему контролю и процедурам в банках, внедрена рейтинговая оценка финансового состояния банка по системе CAMEL.

В апреле 1999 году по решению правительства и Национального банка в Казахстане был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге (СПОК), что предполагает формирование курса тенге на основе спроса и предложения на валютном рынке, - без значительного вмешательства Нацбанка, которое вынужденно возросло после кризиса на внешних финансовых рынках в 1998 году, особенно в России.

Одним из самых существенных достижений проводимой Нацбанком денежно-кредитной политики стала остановка гиперинфляции, достигавшей в 1993 году 2153%! Сейчас инфляция в Казахстане держится на уровне 4-6% годовых, что считается оптимальным для экономики страны диапазоном.

Поскольку тенденции в динамике темпов инфляции и ставки рефинансирования соответствуют друг другу, параллельно шел очень динамичный процесс снижения банковских ставок рефинансирования. Так, с января 1994 года по ноябрь 2002 года ставка рефинансирования снизилась с 270 до 7,5%. А как свидетельствует мировой опыт, стабильность в долгосрочном плане стоимости денег и кредитов является решающей предпосылкой эффективного функционирования экономики и тем самым успешного экономического роста и высокой занятости населения.

Особо следует отметить роль банков второго уровня в кредитовании экономики. На фоне позитивного роста производства во многих секторах экономики, устойчивого развития финансового рынка и поступательного роста ресурсной базы банков существенно вырос их кредитный потенциал. В результате банки активизировали свою деятельность по кредитованию субъектов реального сектора экономики. Так, к концу 2000 года соотношение кредитов банков к ВВП составило около 11%, тогда как в 1999 году этот показатель не превышал 8%. В настоящее время более 60% активов банков направлено на кредитование экономики.

На развитие и улучшение качества банковских услуг значительное влияние оказало совершенствование платежной системы страны. По оценкам зарубежных экспертов Казахстану удалось создать одну из лучших платежных систем в странах СНГ, которая отвечает общемировым критериям. Она позволила до минимума сократить объем денег, необходимый в расчетах, и увеличить их оборачиваемость. В среднем за месяц проводится 500 тыс. платежей на сумму 250 млрд. тенге.

В целом, о развитии экономики и банковского сектора Казахстана в 1993-2001 годах можно судить по данным Нацбанка РК.

За прошедшие годы Национальный банк развил и собственную инфраструктуру. С вводом в действие собственной банкнотной фабрики были решены многие важные вопросы, связанные с обеспечением потребности страны не только в наличных деньгах, но и высококачественной полиграфической продукции (паспорта, дипломы, ценные бумаги и т.д.).

"Храните свои деньги в сберегательной кассе!"

Этот рекламный слоган советских времен был в то время таким же бессмысленным, как и "Летайте самолетами Аэрофлота!". Альтернативы-то ни тому, ни другому не было! Другое дело, когда банки начали борьбу за свободные деньги населения. Совершенствовалась система защиты вкладов населения - в апреле 2000 года были внесены изменения и дополнения в банковское законодательство по банковской тайне применительно депозитных счетов физических лиц.

Несмотря на то, что институт банковской тайны в нашей стране был закреплен еще в 1995 году банковским законодательством, издавались и другие нормативные правовые акты, которые противоречили его нормам. В связи с этим Национальный Банк разработал проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской тайны", который направлен на устранение всех законодательных противоречий и последовательное проведение принципа банковской тайны.

Впервые значительный рост суммы депозитов физических лиц произошел в 4-м квартале 1999 года, что было обусловлено созданием в ноябре 1999 года системы обязательного страхования срочных вкладов физических лиц. Сначала были утверждены Правила обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня, а в декабре 1999 года создано ЗАО "Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня Республики Казахстан". В начале 2000 года 16 банков стали участниками системы коллективного гарантирования (страхования) срочных вкладов физических лиц. Активное привлечение сбережений населения в банки привело в конечном итоге к росту объемов проводимых банками активных операций, повышению их конкурентоспособности, снижению себестоимости банковских услуг, и доступности их для клиентов банков. В течение 2000 года число банков-участников данной системы увеличилось до 18, а к настоящему времени - до 22. Долгосрочной целью является включение в систему всех действующих банков второго уровня, имеющих право на прием депозитов физических лиц.

Способствовала резкому увеличению депозитной массы и акция по легализации доходов населения, проведенная в 2001 году. Сначала по инициативе президента Назарбаева был принят закон от 2 апреля "Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег", согласно которому амнистия распространялись на "граждан, зачисливших деньги, ранее выведенные из легального экономического оборота, на специальные счета в банки, входящие в систему коллективного гарантирования вкладов, путем вклада наличных денег в национальной и в иностранной валюте, а также перевода собственных денег с персональных счетов в иностранных банках". Информация о величине легализуемых сумм не подлежала разглашению и никаких налогов с них платить не требовалось. Кроме того, налоговые органы страны пообещали уничтожить (и уничтожили!) декларации о доходах и имуществе физических лиц за период с 1995 по 2000 год.

Амнистия продлилась 30 дней - с 14 июня по 13 июля 2001 года. Подводя ее итоги, председатель Нацбанка Григорий Марченко сообщил, что на счета банка поступило 480 217 млн. долларов США, причем лишь 50,5 млн. пришло из-за рубежа. Средний размер депозитов, вносимых на специальные счета, составил 164 тыс. долларов, при этом, минимальная сумма депозита составила 50 долларов, максимальная - около 800 тыс. Правом амнистировать свои капиталы воспользовались около 3 тыс. граждан страны, из которых 90% принесли наличные деньги. Среди амнистированных оказался даже министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов, легализовавший свои капиталы, укрытые от налогов в период, когда он занимался частным бизнесом.

Таким образом, комплекс мер по защите вкладов граждан в банках привел к повышению доверия населения к банковской системе. И если в 1994-98 годах общая сумма вкладов (с учетом нерезидентов) выросла с 5,4 до 31,6 млн. тенге, то в 1999 году прирост составил 23,4 млрд. тенге, в 2000 году - 36,7 млрд. тенге, а в 2001 году - сразу 248,3 млрд. тенге! Продолжился рост депозитной массы и в 2002 году.

Что дальше?

На настоящем этапе развития банки все более активно через свои дочерние организации проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов. Кроме того, из организационной структуры банков все чаще стали выделяться специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные банковские операции, например, лизинговые компании (законодательная база для развития отношений в области финансового лизинга была принята в 2000 году). Разработана и одобрена Правительством Республики Казахстан Концепция долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан. Для развития системы ипотечного кредитования Национальным Банком с участием международных финансовых организаций и банков второго уровня создана ЗАО "Казахстанская ипотечная компания". С принятием Закона Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан" созданы условия для развития системы жилищных строительных сбережений, что также позволит привлечь в финансовую систему временно свободные деньги населения.

В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов финансового рынка страны, Национальный Банк в дальнейшем намерен:
— внедрять методы надзора на консолидированной основе в целях укрепления стабильности банковского сектора и выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета, разработать рекомендации по управлению рисками банковской деятельности;
— совершенствовать нормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательных учреждений;
— содействовать развитию новых финансовых инструментов;
— продолжить работу по совершенствованию системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня в направлении ее распространения на депозиты до востребования.

Ну и важнейшей задачей совершенствования банковской системы Республики Казахстан является создание системы консолидированного банковского надзора за рисками. Управление рисками - это процесс, включающий четыре основных элемента: 1) оценка риска, 2) измерение риска, 3) контроль риска и 4) мониторинг риска. Система управления рисками обеспечивает в банке идентификацию, оценку, контроль и отслеживание всех видов рисков, которым подвержена или может подвергнуться банковская группа и аффилированные с банком лица, независимо от источника этих рисков, и предусматривает наличие у банка собственного капитала, адекватного таким рискам. Это позволит повысить объективность оценки рисков, которым подвергаются банки, и ограничить вероятность избыточных рисков, что, в конечном итоге, является основным условием обеспечения стабильности банковской и финансовой систем и защиты интересов депозиторов.

В целях создания необходимых законодательных условий для внедрения надзора на консолидированной основе 2 марта 2001 года принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам банковской деятельности". Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 20 апреля 2001 года № 116 утверждены Методические рекомендации по организации систем корпоративного управления и управления рисками в банках второго уровня. В соответствии с рекомендациями Национального банка, в каждом банке сейчас работают специальные рабочие группы для создания комплексной системы управления за всеми возможными видами рисков банковской деятельности, включая политические, технологические, ценовые, рыночные, репутационные и др. Итогом работы каждой такой группы должно стать представленное в срок до 1 апреля 2003 года заключение одной из независимых аудиторских компаний, что система управления рисками создана.

В целом, внедрение консолидированного банковского надзора позволит обеспечить прозрачность и понятность для общества деятельности банков и лиц, которые владеют банками, более объективно оценивать финансовое состояние банков и, тем самым, более надежно защищать вкладчиков.

Вместо заключения

За 11 лет суверенного существования в Казахстане очень много сделано, чтобы республика состоялась как самостоятельное и самодостаточное государство, как равноправный партнер мирового сообщества. Казахстан признан страной с рыночной экономикой как Европейским Союзом, так и США. В этих политических и экономических успехах большая заслуга принадлежит и банковскому сектору страны. И, как справедливо заметил президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана "Казахстан-2030": "Казахская народная пословица гласит: "К быстро идущему пыль не пристает". Поэтому время нас рассудит, а дорогу осилит идущий".

Список использованной литературы

1. "Развитие банковской системы Республики Казахстан за 10 лет независимости". Отчет Национального банка Республики Казахстан
2. Раева Р. "О банковской системе Казахстана" // журнал "Банки Казахстана", №6 (2001)
3. Парамонов В. "Развитие кредитно-банковской системы Казахстана" // интернет-газета "Навигатор", 6 июля 2000 г.
4. Бондарь Т. "Что происходит в банковской системе Казахстана (Становление банковской системы Казахстана обошлось без кризисов)" // ежемесячный деловой журнал "Финансист", №10 (2001)
5. Ахметжанова Г., Маханов Н. "Основные направления развития банковской системы Казахстана" // сборник "Транзитная экономика", №1 (1998)
6. Баишев Б. "Банки хотят подчинятся закону" // журнал "Аль Пари", №2 (1999)
7. Сейткасимов Г., Жамшиев Б., Воронина М. и др. "Банковская система Казахстана // сборник "Деньги, кредит, банки" (1996)
8. Жакипбеков С. "Нет дыма без огня" // журнал "Финансы Казахстана", №9 (1996)
9. Скворцов Я. "Ельдар Абдразаков: "Худший банковский менеджер - государство" (Как банкам Казахстана удалось завоевать доверие населения) // деловой еженедельник "Компания", №44 (22 июля 2002 г.)
10. Иконников А. "Очень крутой подъем" // журнал "КонтиненТ", №25 (25 декабря 2002 г.)

Архив по годам

 Наш спонсор

 Реклама