Опубликовано в №2, сентябрь 2003 газеты «Казкоммерц NEWS»
Журналистику не зря называют одной из самых древних профессий на Земле: как только первобытный человек, убив мамонта, отразил сей факт на каменной стене своей пещеры, он получил право считаться первым журналистом .
Однако камень малопригоден для распространения информации, вот почему подлинный расцвет журналистики начался с изобретением бумаги и печатного станка. Так с тех пор и используется доставка новостей конечным потребителям, что называется, «из рук в руки» — в виде печатной продукции (газеты, журналы, бюллетени и т.п.) или же, как современный вариант, на оптических и магнитных носителях (диски, кассеты и т.п.). Но XIX и XX век открыли людям способы получения информации на расстоянии — сначала по проводам (телеграф, телефон, факс), а затем и вовсе по эфиру (телевидение, радио). Наконец, третье тысячелетие человечество встретило под знаком Интернета, перевернувшего все привычные представления об информационном пространстве.
Если «прогуляться» по самым известным рейтингам популярности интернет-ресурсов Рунета 1), куда традиционно входят и казахстанские сайты, то в первых их десятках, помимо поисковых каталогов, почтовых служб и погодных серверов, обязательно встретишь три-четыре, а то и больше, новостных сайта. И такая ситуация характерна для всего Интернета: сайты информационных агентств (ИА) и средств массовой информации (СМИ) различной направленности являются одними из наиболее посещаемых ресурсов.
Объяснение этому мне видится следующее: 1) людям изначально присущ интерес к новостям и аналитической информации (см. начало), 2) интернет-каналы обладают наибольшей оперативностью и дешевизной распространения информации по сравнению с другими СМИ и 3) большое число легкодоступных сетевых СМИ позволяет читателям иметь многообразие версий случившихся событий, а также мнений и комментариев по их поводу.
Действительно, новостные сайты можно читать в любое время, не приспосабливаясь к сеткам вещания теле- и радиоканалов, которые, к тому же, из-за ограниченности и дороговизны эфирного времени могут осветить лишь долю происшедшего. Бизнес-аналитикам уже не нужно собирать в папочки распечатанные сводки новостей какого-то крупного ИА-монополиста или подписываться на всю бумажную периодику, касающуюся его вида деятельности — современные технологии позволяют работать с информацией гораздо эффективнее. Информацию о пресс-релизе конкурирующей фирмы директор может получить в свой электронный почтовый ящик уже через 10 минут после поступления пресс-релиза в ИА. С другой стороны, клиенты банка могут узнать о новой услуге еще до того, как будут отпечатаны рекламные проспекты.
|
Что же предлагает своим читателям новостной сайт Казкоммерцбанка в области освещения событий общественной,
политической и экономической жизни страны и мира?
Прежде всего, следует отметить, что уже сейчас News.KKB.kz по объему информации превосходит
любой другой новостной сайт Казнета, обновляясь в режиме реального времени 24 часа в сутки.
При этом все поступающие сообщения сортируются по разделам и ранжируются по степени важности.
Список тем — на любой вкус: «Казахстан», «Международные»,
«Новости по СНГ», «Культура», «Нефть», «Металлы»,
«Золото», «Информатика», «Медицина», «Технологии»,
«Интересные факты», «События», «Спорт» и «Новости погоды».
Кроме того, отдельно выделены новости банка, еженедельные финансовые обзоры от Казначейства ККБ
и обзор казахстанской прессы.
Главными источниками информации для News.KKB.kz являются ленты новостей четырех информационных агентств — российских ИТАР-ТАСС и «РосБизнесКонсалтинг», российско-казахстанского «Интерфакс-Казахстан» и собственно казахстанского «ИРБИС». Со всеми этими организациями у Казкоммерцбанка имеются договоренности о некоммерческом распространении их информации. Положительный момент такого сотрудничества заключается в том, что данные агентства не публикуют спорную или непроверенную информацию, поэтому ее публикация на News.KKB.kz происходит автоматически, с другой стороны — они освещают события односторонне, ограничиваясь, как правило, собственными корреспондентами.
Для того, чтобы представить читателям весь спектр мировых новостей, используется информация, находящаяся в Интернете в свободном доступе. Специальный новостной «робот» (называемый в программистской среде «пауком», от англ. spider) News.KKB.kz настроен на самые популярные сайты Рунета, такие как «Рамблер-Медиа», Lenta.Ru, РОЛ, MIGnews.com, РИА «Новости», интернет-портал Русской службы Би-Би-Си Причем очень важно то, что в данном случае решающее слово в дилемме «публиковать — не публиковать новость» принадлежит все-таки человеку, что исключает появление на News.KKB.kz сомнительной, малозначительной или дублирующей друг друга информации.
Обязательная для любого новостного сайта функция поиска, на News.KKB.kz позволяет искать нужную информацию не только в свежих новостях, но и в огромном архиве сообщений за последние полгода! Впрочем, чтобы не тратить время и деньги (плата интернет-провайдерам!) на поиск новостей, можно подписаться на рассылку, после чего ссылки на новости по интересующим вас темам будут приходить по электронной почте.
Для кого же предназначается информационное богатство News.KKB.kz? В первую очередь, конечно, для клиентов Казкоммерцбанка, среди которых можно выделить три категории потребителей: 1) коммерческие структуры, 2) государственные учреждения и 3) те, кого принято называть физическими лицами.
Понятно, что каждая из этих категорий характеризуется своими интересами, пристрастиями и целями получения информации. Бизнесменов интересует, прежде всего, экономическая и финансовая информация. Сжатый формат сообщений, минимум графики, короткий промежуток времени между событием и появлением информации о нем — вот основные требования этого сегмента аудитории. Работники государственных учреждений больше интересуются политическими событиями. Для них не столько важна скорость подачи материала, сколько корректность, непредвзятость самих сведений, и как можно более полный охват происходящего. Наконец, физические лица, т.е. большинство интернет-пользователей. Эта категория на первое место ставит интересность материала, для нее обязательно наличие броских заголовков и иллюстраций, желательно сопровождение аудио- и видеофрагментами. Этот потребитель больше «чувствует» и меньше «думает», его сложно удержать в качестве постоянного посетителя. Как мы видим, нынешний News.KKB.kz строг, аскетичен и в большей мере учитывает интересы первых двух групп пользователей. Однако разрабатываемая сейчас новая версия сайта делается уже с поправкой на лучшие мировые образцы для подобных сайтов!
В заключение хотелось бы познакомить вас, друзья, с «незаметными героями» — теми, кто обеспечивает вам информационную поддержку: Алексей Мельник (руководитель проекта), Чингиз Аткенов и Людмила Поддубнова.
__________
1) В рейтинге SpyLOG
на 3 сентября 2003 г. зафиксировано 149 610 ресурсов, Рейтинг@mail.ru — 124 160, HotLog.ru — 94 926, Rambler`s Top100 — 93 737.