Опубликовано в №6/2004 журнала «Интернет и Я»
У поэтов есть такой обычай — В круг сойдясь, оплевывать друг друга Д. Кедрин. «Кофейня» |
Безусловно, Интернет принес человечеству (и особенно творческой его части!) массу положительного. Практически сошла на нет проблема «самиздата» — едва ли не у каждого теперь под рукой печатный станок в виде компьютера и личная сеть распространения в виде серверного пространства, разбросанного по необъятным просторам Всемирной Сети. С другой стороны, труднее стало плагиаторам, в том числе и тем, кто любил тиражировать самого себя в разных изданиях и в разное время. Например, я бы с преогромным удовольствием начал бы сегодняшнюю статью о конкурсах таким вот экскурсом в прошлое:
«Как только один первобытный человек (назовем его Иксом), взяв в руки каменное зубило и каменный же молоток, принялся выбивать на каменной стене свои «бессмертные» картины, у наблюдавшего за его творческим процессом соплеменника (соответственно, Игрека) тут же возникло желание «нарисовать» лучше. Увы, талант — единственное, что нельзя приобрести трудом или купить за деньги, поэтому после нескольких безуспешных попыток превзойти Икса Игрек не нашел ничего более лучшего, как прихлопнуть своего более талантливого (но, как видите, менее удачливого) конкурента непосредственно орудием производства.
Таков был один из первых примеров конкурентной борьбы в искусстве».
Ну, кто из вас, друзья, сохранил у себя новогодний номер (№11) за 1999 год нашего журнала, в котором была опубликована моя статья «Чей сайт лучше?» с приведенным выше фрагментом? А так, любой интернет-пользователь может уличить меня в автоплагиате, прочитав данную статью на моем же сайте!
Впрочем, талантливые люди находили возможность проявить себя во все времена — и задолго до появления Интернета, и сейчас, когда Всемирная паутина опутала нас, как змеи — Лаокоона и его сыновей. И вот об этом — мой нынешний рассказ
Вначале было слово
От ввоза этого коня в Трою предостерегал сограждан Лаокоон, за что и поплатился жизью (фото позаимствовано на сайте фильма «Троя»)
|
И слово это было — КОНКУРС! Собственно, конкурсы можно проводить чего и кого угодно — конкурс частушек о презервативах и конкурс поваров (помните, была такая замечательная кинокомедия — «Приехали на конкурс повара» с Арменом Джигарханяном в главной роли?), конкурс на самую большую тыкву, выращенную на садовом участке, и конкурс архитекторов и дизайнеров на лучший проект застройки, конкурс любителей пива и конкурс профессиональных стриптизеров
А спортивные соревнования разве не те же конкурсы? Оказался первым на финише — чемпион! Прыгнул дальше или выше всех — герой! Поднял больше килограммов, чем все соперники — кумир! Забил победный гол в финальном матче чемпионата мира по футболу — как минимум, второй Пеле! Хуже, если оценивать спортсменов приходится по каким-то невидимым рядовому болельщикам критериям. Потому-то и потрясают скандалы соревнования по фигурному катанию или, к примеру, по художественной гимнастике, что отпрыгать без ошибок обязательные «лутцы» и «ритбергеры» или не уронить на помост мяч или скакалку — это необходимое, но вовсе не достаточное качество чемпионского выступления
От лучших вокалистов до лучших контрацептивов
Вот мы и подошли к такому важному элементу любого творческого конкурса, как судейство. «А судьи кто?» — вопрошал давным-давно один из персонажей бессмертной драмы в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», которую автор по дипломатической привычке попытался выдать за комедию. Действительно, там, где конкурсанты оцениваются не поднятыми килограммами или выбитыми очками (я имею в виду спортивную стрельбу, а не уличный мордобой), лишь авторитет членов жюри может служить гарантом объективности итоговых результатов. Что прекрасно понимают устроители Международного фестиваля-конкурса «Азия Дауысы», давно уже ставшего своеобразной визитной карточкой нашей Южной столицы. Понимают « и каждое лето приглашают к себе самых уважаемых в музыкальном мире критиков, продюсеров и артистов изо всех частей света. Растет понимание этого и у организаторов перебравшегося из старой столицы в новую «младшего брата» «Азия Дауысы» — конкурса молодых казахстанских певческих талантов «Жас канат».
Куда сложнее жюри Национального фестиваля-конкурса «Выбор года»! Первое, что приходит на ум при взгляде на список номинаций этого конкурса казахстанских (впрочем, не только казахстанских ) производителей товаров и услуг — строчка из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»: «Смешались в кучу кони, люди ». Ну, действительно, как-то не очень приятно «Человеку года» чувствовать себя в одном ряду с «Лучшим контрацептивом» или «Лучшим подгузником» Впрочем, как любил говаривать римский император Тит Флавий Веспасиан, «деньги не пахнут», а памятные медали или статуэтки «Алтын Адам», которыми награждаются победители конкурса, дорогого стоят! Причем это верно как в переносном, так и в прямом смысле: например, чтобы стать участником городского фестиваля-конкурса «Выбор года в Алматы», нужно выложить 3 400 долларов! А так называемое «пожертвование победителя» в родительском конкурсе составляет от 2 900 до 8 800 долларов
Конечно, фирме, имеющей миллионные барыши на продаже алкогольной или другой сверхвыгодной продукции, ничего не стоит заплатить и куда большие суммы за право признания их товара «Выбором года», тогда как школьному учителю это сделать проблематичней (тем удивительнее, что первым лауреатом звания «Алматы жулдызы» стал учитель истории школы №133 Нурлан Адамов, он же — «Учитель года-2001» в Республике Казахстан). Отметим, что только в 2002 году среди номинаций «Выбора года» впервые появилась награда, связанная с Интернетом — лучшим порталом назвали (видимо, за выслугу лет) небезызвестный Site.kz (Весь WWW-Казахстан). Через год порталы уже не оценивались, зато появились две другие номинации: «Интернет-клуб», в которой лучшим был признан интернет-клуб Samsung, и «Флэш-сайт», где победил сайт сети карточной мобильной связи Excess. Ничего не имею против лауреатов, но и объяснить, почему именно их номинации попали в конкурсный список, не могу (хотя догадываюсь ).
Что же касается возможных дивидендов от лауреатства в «Выборе года», то, помимо раскрутки брэнда на местном рынке, представляет интерес участие в международном форуме EMRC EuroMarket Award, ежегодно организуемом Европейским центром маркетинговых исследований. Да, и самое приятное: венчает подведение итогов фестиваля-конкурса торжественная церемония, которая проходит в алматинском Дворце Республики при участии всех номинантов, победителей прошлых лет, членов экспертных комиссий и Высокого жюри, а также почетных граждан Казахстана. Согласитесь, это стоит бо-о-ольших денег
Ты помнишь, как все начиналось?
А теперь, друзья, от лучших вокалистов и лучших подгузников перейдем к теме, более подходящей для журнала, называющегося «Интернет и Я» — то бишь, к сайтам и конкурсам казахстанского Интернета. Для чего вспомним, как в далеком уже 1999 году один из ведущих наших интернет-провайдеров — компания Nursat — решила поддержать любовь наших людей ко Дню смеха, а заодно — в очередной раз привлечь к себе внимание. И учредила конкурс веб-сайтов своего имени! Конкурс этот, не оставивший, к сожалению, никаких следов в Интернете, кроме моей скромной заметки о нем, уложился в два месяца, но свою роль сыграл, указав путь организаторам всех дальнейших мероприятий в области конкурсоведения. Да и имена его победителей — Рустама Камалова и Ильи Танкова — не канули, как видите в Лету, а навсегда остались в истории казахстанского Интернета (не знаю, правда, найдется ли им место в готовящейся к выходу в свет книге Александра Владимировича Колосова, которая так и называется — «История казахстанского Интернета». По крайней мере, в главе о конкурсах сайтов из этой книги, опубликованной в одном из наших журналов, конкурс «Нурсата» не упоминается
Эстафету подхватывает Iteca
Это может показаться нескромным, но мне приятно, друзья, что именно с моей подачи идея всеказахстанского конкурса веб-сайтов овладела умами специалистов выставочной компании Iteca, включивших в программу выставки KITEL 2000 конкурс «Лучший бизнес-сайт KITEL 2000». По замыслу организаторов, конкурс был «призван выявить компании, работающие на казахстанском рынке и профессионально подходящие к организации своей деятельности посредством Интернет. А также стимулировать развитие прогрессивно развивающегося направления коммуникаций». Главной движущей силой в оргкомитете конкурса была менеджер Iteca Лариса Пак, которой, увы, и достались все «шишки», посыпавшиеся на устроителей после не самого лучшего проведения мероприятия, фактически проигнорированного большинством тех крупных компаний, чьи сайты могли бы украсить конкурс своим присутствием. Действительно, даже для первого раза 28-ми сайтов было слишком мало, тогда как огрехов — наоборот!
И все же для Его Величества Истории нужно вспомнить победителей того конкурса. В общем зачете тройку призеров составили сайт ЗАО «Казахстанская фондовая биржа», разработанный веб-студией Actis Systems Asia, ТРК «Хабар», чей сайт победил в номинации «Информационные проекты», и торговая марка «Тумар» (ЗАО «АЛТЕЛ») — победитель в номинации «Промосайты». Кроме того, среди азвлекательно-познавательных сайтов первым был Центр детской печати, радио, телевидения и кино «Детское Время», а среди корпоративных сайтов первенствовало сетевое представительство Deloitte & Touche Central Asia. И пусть, друзья, вас не удивляет, что главный победитель не отметился ни в одной из номинаций: дело в том, что сайт КФБ номинировался как информационный проект, но два первых приза в одни руки было решено, видимо, не давать Да, чуть не забыл: в номинации «Электронная коммерция», где были заявлены два сайта, победители не определялись. (Удивительно, но ситуация точь-в-точь повторилась три года спустя, когда жюри 1-й Казахстанской Интернет Премии « не сочло возможным подвести итоги по разделу «Электронная коммерция» в связи с недостаточно высоким уровнем представленных работ, как по содержанию, так и по техническому исполнению». Впрочем, не будем забегать вперед ).
Вторая попытка Iteca
В 2001 году, с учетом прошлых ошибок, конкурс готовился куда основательнее! Это выразилось и в небольшом, но много меняющем изменении его названия — исчезло слов «бизнес» и конкурс стал называться просто «Лучший сайт KITEL 2001», и в активной раскрутке конкурса в СМИ, и в увеличении числа сайтов-конкурсантов (до 91) и номинаций (до 7), и в солидной церемонии награждения победителей, проходившей в гостинице The Regent Almaty. Да и мое отношение к конкурсу и его организации за год существенно изменилось: после прошлогодних «злых» выступлений на эту тему я остыл и предложил считать конкурс этаким интернет-промоушн-шоу — со всеми вытекающими отсюда выводами.
Но поскольку формально конкурс продолжал оставаться конкурсом, без победителей было не обойтись — и они были определены голосованием авторитетного жюри, разделенного по трем рабочим группам, каждая из которых оценивала только свою часть: журналисты, рекламщики и маркетологи — содержание, художники и дизайнеры — внешний вид и то, что называется юзабилити, программисты и админы «копали» техническую подноготную сайтов. В итоге абсолютно лучшим признали сайт, появившийся в Сети аккурат в период между двумя конкурсами (презентация состоялась 6 октября 2000 года): высшие оценки набрал торговый портал KupiDa, разработанный специалистами компании Asiaintershop.com Ltd. на базе одной из самых известных систем электронной коммерции — Intershop 4. Самую малость уступил новичку прошлогодний победитель — сайт Казахстанской фондовой биржи. Ну, и третьим был элегантный (положение обязывало!) сайт Французского Дома. В отдельных номинациях первенствовали: «Бизнес. Электронная коммерция» — понятно, что здесь вне конкуренции был главный победитель конкурса, «Информационные проекты» — уже упоминавшийся выше сайт КФБ, «Корпоративные сайты» — также упоминавшийся Французский Дом, «Государственные учреждения и национальные компании» — Национальная комиссия РК по ценным бумагам, «Город» — нурсатовский проект INFO, наконец, среди развлекательно-познавательных сайтов не было равных Kino.kz, а среди сайтов, посвященных образованию и культуре — сайту Фонда Сорос-Казахстан. Примечательно, что все отличившиеся три года назад сайты здравствуют поныне и могут смело претендовать на новые награды!
Вот только каким же я был оптимистом, комментируя результаты второго конкурса! Свой тогдашний обзор я закончил таким вот оптимистическим пассажем: «Да, 7 июня не мог не закончиться замечательный вечер в гостинице The Regent Almaty, где проходила торжественная церемония вручения призов 2-го конкурса «Лучший сайт KITEL 2001». Но в том-то и дело, что уже сейчас фактически начался третий конкурс (ведь работа над сайтами не прекращается!), о результатах которого я и надеюсь написать через год». Увы, оптимизм мой был, как выяснилось, неоправданным Стоило Ларисе Пак уехать на учебу в Москву, как выяснилось, что других желающих (и могущих!) тянуть лямку организационных забот не находится И, начиная с 2002 года, KITEL обходится без конкурса сайтов.
Справедливости ради следует сказать, что судьба «Лучшего сайта KITEL» не единична. В 2001 году на точке замерзания замер конкурс «Интернить Бизнес-сайт». В том же году и та же участь постигла АнтРОЦИТ. Не получил продолжения с успехом прошедший в 2002 году конкурс «Образование в Рунете». А такие конкурсы, как «Золотой УРЛ» или «Золотая пчела», вообще исчезли с карты Интернета
А на что оглядываться в поисках положительных примеров? Из англоязычных проектов выделю The Webby Awards, WebAward и GoldenWebAwards. В Рунете получили известность Национальная Интернет Премия (сайт которого сейчас почему-то не действует ), Всероссийский открытый конкурс «Золотой сайт» и конкурс персональных страниц «WebПризнание». Если не брать в расчет всевозможные региональные и тематические конкурсы, картина, прямо скажем, не впечатляющая
Казахстанская Интернет Премия — 2
Мне кажется символичным, друзья, что буквально накануне очередного КИТЕЛа стартует 2-я Казахстанская Интернет Премия, к которой я имею самое непосредственное отношение как член Оргкомитета. Но почему же я умолчал о первой по счету Казахстанской Интернет Премии? Дело в том, что из-за внутренних проблем его инициаторов конкурс фактически был поставлен на грань срыва. Лишь благодаря вмешательству президента IT Форума Казахстана Алексея Филипповича Цехового и его коллег конкурс удалось завершить. Вот только считать его результаты объективными и логичными, увы, не приходится
Однажды наступив на грабли, стыдно усугублять полученный синяк свежей отметиной на лбу. Хочется верить, что второй блин окажется более приятным на вкус — и в списке лауреатов Казахстанской Интернет Премии 2004 будут именно те названия и имена, которыми сможет потом гордиться Казнет.
Кстати, поклонники Фредди Меркюри и Queen, конечно же, узнали в заголовке этих заметок перевод названия знаменитой композиции The Show Must Go On. Выбрал я его не случайно, ведь представление действительно должно продолжаться! Разве не так, друзья?