Тезисы доклада на Международной научно-практической конференции «Повышение конкурентоспособности государства через продвижение общественного участия в принятии парламентских решений», Астана, 20 октября 2006 г.
Вступление к выступлению
|
В дополнение к тем двум моим статусам, которые значатся в программе данной конференции [зам. директора Департамента общественных связей АО «Казкоммерцбанк» и сопредседатель Оргкомитета «Национальной интернет-премии AWARD.kz 2006»], скажу, что сам я считаю себя исследователем казахстанской части Всемирной сети, каковой является Интернет, вот уже 10 лет пишу о Казнете, и у меня есть собственное видение того, как развивается Интернет в Казахстане, и что нужно делать для того, чтобы он развивался еще быстрее и с бОльшей пользой для страны и общества.
Государство и Интернет: три этапа взаимоотношений
С одной стороны, в Интернете проповедуется простой тезис: «Чем меньше государство вмешивается в наши дела, тем лучше». С другой, кому из нас, к примеру, не хочется иметь высокоскоростной доступ в Интернет за весьма умеренную плату? А это достигается, прежде всего, развитием государственных цифровых сетей, требующим огромных капиталовложений с весьма большим сроком окупаемости. Понятно, что среди частных инвесторов вряд ли найдутся желающие перекладывать тяжелую ношу подобных инноваций с плеч государства на свои Впрочем, это только одна из многих проблем развития интернет-структуры в Казахстане, когда государственное вмешательство не только не вредит делу, но даже наоборот
Этап 1. От внимания — к безразличию
Сразу отмечу, что стадию «внимания» Казахстан миновал, так что появление первых интернет-провайдеров в Казахстане никак не было связано с интересом государства к этой сфере. Напротив, довольно долгое время государство словно бы и не замечало новый информационно-коммуникационный канал. Что же касается дел в мире, то, как известно, Интернет родился по ГОСзаказу — заказу американской «оборонки» своей же науке. Однако, только в начале девяностых годов, когда вместо узкоприкладных и требующих специальных знаний интернет-технологий (Telnet, FTP, Usenet, WAIS и т. п.) появилась привлекательная и широкодоступная Всемирная Паутина (WWW), представление об Интернете как о закрытой сети исчезло — и государственные структуры стали с интересом поглядывать, что же это за непонятное явление стало мешать им спокойно жить
Этап 2. От безразличия — к неудовольствию
А мешать оно стало здорово! Вдруг оказалось, что Интернет может быть прекрасным пропагандистом и агитатором, легко обходящим все государственные границы и цензурные запреты. Таможни были неприятно удивлены, что мимо них пошел поток аудио- и видеозаписей, компьютерных программ и руководств, литературных новинок — теперь средством их транспортировки все чаще становится Интернет. Финансовый рынок, в котором любое государство по-прежнему старается играть ключевую роль, также не смог избежать влияния (не всегда, увы, положительного!) Сети. И это далеко не все примеры того, как стремительно изменился наш мир под влиянием Интернета. А вместе с миром менялся и Казахстан
Этап 3. От неудовольствия — к контролю
Первым желанием властей в отношении Интернета было «взять к ногтю». Как примеры можно привести: 1) ноябрь 1999 года — блокирование оппозиционного сайта «Евразия» и создание (неудавшееся, впрочем ) БТТ-Центра как первые попытки поставить под контроль интернет-трафик, 2) 2000 год — первая попытка поставить под контроль сайты, приравняв их к СМИ. В виде ответной реакции последовало проведение в марте 2001 года в Алматы международной конференции «Свобода распространения информации и информационная безопасность государства, общества, личности», одним из организаторов которой выступила ОБСЕ. Март 2001 года — первый в Казахстане случай привлечения к уголовной ответственности за хакерство. Декабрь 2005 года — борьба казахстанских властей с британским комиком и телеведущим Боратом (Саша Бэрон Коэн) и запрет по формальным признакам домена Borat.kz. 2006 год — переход регистратуры доменных имен KZ под управление АИС РК.
Что делать? или От неприязни — к дружбе?
Казнет — есть!
В этом никто не сомневался и не сомневается. Но для того, чтобы стать еще более интересным
для потенциальных инвесторов, он должен перейти из разряда terra incognita в разряд полностью изученных
и посчитанных «территорий» — с четко очерченной «дорожной разметкой»
и правовыми гарантиями для каждого участника «дорожного движения». Как пример,
еще в январе 2003 года вышел в свет Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», но до сих пор
он толком не работает из-за отсутствия в стране собственных Удостоверяющих центров. А использовать
зарубежные УЦ — все равно, что привлекать чужую армию для защиты своей страны.
Казнет нужно считать и исследовать!
Причем, считать нужно все: домены и сайты, а также количество пользователей — по частоте
пользования интернетом, по полу и возрасту, по точкам и скорости доступа, по цели подключения и интересам
и т. д. и т. п. Только на основе полной статистики (Агентство РК по статистике и органы налоговой
отчетности?) можно будет проводить полноценные исследования, а не те «кусочные», из которых общая
картина развития Интернета в Казахстане никак не складывается. Что говорить, если последнее полномасштабное,
проведенное по всем законам статистической науки, исследование аудитории Казнета датировано 2001 годом!
И можно ли верить данным Агентства РК по статистике
и АИС РК, озвученным в октябре 2005 года в ходе VII Центрально-азиатской конференции по вопросам СМИ
представителем Администрации президента РК Дарханом Калетаевым, о том, что количество пользователей
сетью Интернет в Казахстане перевалило за миллион, если ничего не было сказано о методах получения таких цифр?!
Казнет нужно развивать!
Ставку следует делать на развитие услуг широкополосного (= высокоростного) доступа в Интернет
(проводной — ADSL etc., беспроводный — Wi-Fi etc., спутниковый — VSAT etc.),
на «Электронное правительство», на тематические порталы — как общетематические,
так и узкоспециальные, на автоматизированные сетевые сервисы и т. д. И без реальной,
а не декларируемой помощи государства развитие всего этого не будет столь быстрым и масштабным.
Естественно, одна из главных задач государства — обеспечить наилучшие условия для бизнеса.
Нужно открыть рынок для как можно большего числа игроков, в том числе и для западных компаний.
Обеспечение нормальной конкурентной среды — это, в первую очередь, демонополизация отрасли
связи, упрощение процедур лицензирования и сертификации, устранение коррупции в этих делах. Да,
у нас невелико население — всего лишь 15 миллионов человек, но давайте стремиться к тому,
чтобы выйти на уровень Скандинавских стран, где Интернетом пользуются почти 90% населения! Если
у нас будет не один миллион пользователей, а хотя бы 10 миллионов, тогда и можно будет всерьез
говорить и об электронной коммерции, и об электронном правительстве.
Казнет нужно пропагандировать!
Это касается и отношения государства к Интернету, и отношения к нему же со стороны СМИ. Три факта:
1. 19 сентября 2004 года — 10-летие Казнета не было замечено ни государством, ни прессой.
Более того, на этот день были назначены (и проведены!) очередные парламентские выборы.
2. Празднование 60-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне никак не нашло
своего отражения в Казнете. Тогда как в России при поддержке государства были созданы замечательные
сайты-энциклопедии pobediteli.ru
и 9may.ru. 3. Только в нынешнем году среди номинаций
Национальной журналистской премии «Алтын жулдыз» появилась (с моей подсказки, кстати!)
номинация «Лучшее интернет-издание», первым победителем в которой стала интернет-газета
ZONAkz (ранее известная как
«Навигатор», Navi.kz, Mizinov.net), абсолютный победитель конкурса сайтов
AWARD-2004. Кстати, в нынешнем году
конкурс превратился из Казахстанской интернет-премии в Национальную интернет-премию AWARD.kz —
и это не простая смена вывески, потому что теперь он проводится под эгидой Казахстанской Ассоциации IT-компаний и при поддержке АИС РК.
Интернет нужно насаждать, как картошку при Екатерине!
Можно по-разному оценивать деятельность президентской администрации Билла Клинтона и Алберта Гора
в США, но, безусловно — одним из главных ее достижений является принятие национальной
программы развития информационной инфраструктуры (National Information Infrastructure, NII).
Программа NII получила отклик и в Европе, где Европейская комиссия выдвинула концепцию
«информационного сообщества» (Information Society). Аналогичные проекты успешно
развиваются в Канаде, Австралии, Японии и других странах. Еще будучи председателем Правительства
России, 28 декабря 1999 года нынешний президент РФ Владимир Путин встретился с лидерами российского
интернет-сообщества — и одним из результатов этой встречи стал проект
«Белая Книга
информационных технологий», работу над которым ведет специальная группа Экспертного совета
по информационным технологиям при Администрации Президента РФ. А уж тому, с каким размахом
и на каком уровне государственной поддержки отмечалось весь 2004 год 10-летие Рунета — можно только по-хорошему завидовать!
В заключение хотелось бы сказать вот о чем: к сожалению, института общественных экспертов в такой специфической отрасли, как Интернет, у нас не существует. А он должен быть! Чтобы не изобретались в недрах министерств и ведомств и не утверждались нашими уважаемыми парламентариями такие решения, от которых участники рынка и интернет-общественность либо хватается за голову, либо иронически улыбается. Нашим чиновникам пора понять то, что давно поняли во всем цивилизованном мире: чем вставлять палки В колеса прогресса, лучше подкладывать их ПОД в трудных местах!
Спасибо за внимание!