СТРОГО ПО ЦЕНТРУ – КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

© Михаил КОЗАЧКОВ

Опубликовано 27 февраля 2007 г. в еженедельнике «Газета.KZ»

В
ладелец самого популярного казахстанского интернет-форума мечтает купить квартиру в Алматы. Но несмотря на то что его портал входит в тройку самых посещаемых сайтов Казнета, прибыли хватает лишь на содержание недорогой праворульки.

ЗИМИН
 
Казахстанец Дмитрий Зимин родился всего на два года позже Сергея Брина, сына советских эмигрантов и основателя Google. Акции этой компании, разработавшей уникальную систему поиска в Интернете, оценивают в 100 миллиардов долларов, а ее услугами ежемесячно пользуются 100 миллионов человек. Проект Дмитрия Зимина "Центр Тяжести" не может похвастаться таким количеством посещений, а о стоимости его акций вряд ли стоит даже заикаться. Но повод для гордости у ЦТ и его владельцев есть: сегодня это самый популярный форум Казнета, его ежемесячная аудитория равна примерно 120 тысячам человек. Потягаться по числу заходов с «Центром Тяжести» могут лишь 2 проекта – почтовый сервер ok.kz и юридический портал zakon.kz. У всех остальных показатели гораздо скромнее.

— Никто и не думал, что ЦТ вырастет до таких размеров. Я бы даже сказал, произошло это не благодаря чему-то, а вопреки, – уверен Дмитрий Зимин, в Интернете больше известный как mastX. – Семь лет назад, когда мы буквально на коленке собирали первый сервер, было множество интересных проектов – site.kz, интернет-магазины типа «Купи Да». И где они теперь? А в то время казалось, что трудно сделать что-то более популярное.

Шестеро сотрудников «Казахтелекома» в далеком 2000-м с благословения руководства решили сделать что-то для себя. Технику собирали из того, что было. Сейчас с «Центром Тяжести» работает ровно половина основателей. А конференцией владеет юридическое лицо.

— Думаю, мы просто слегка опередили время, – уверен Дмитрий. – В Сети сейчас началась повальная мода на всякие «Живые Журналы», онлайн-дневники и так далее. Форум – тот же дневник, только коллективный. Мы хотели сделать что-то для себя – место для общения, где можно обсуждать интересующие нас темы – машины, кино, музыку. Как-то сразу решили, что политику и религию будем обходить стороной. За семь лет на форуме кто только не появлялся – от людей, считающих себя друидами, до реальных исламских экстремистов. Практика показала, что мы выбрали правильную тактику – давать таким людям возможность писать все, что хочется, нельзя.

Сейчас число зарегистрированных пользователей «Центра Тяжести» составляет почти 40 тысяч человек. Официальный рекорд посещаемости записан на 8 сентября, когда одновременно на форуме находилось 1417 человек.

Хотя когда минувшей осенью на Совете безопасности было объявлено о скором запрете на эксплуатацию автомобилей с правым рулем, конференция перестала функционировать нормально. Владельцы «япошек» в едином порыве начали консолидироваться в надежде отстоять свои права. Место сбора – «Центр Тяжести», который в те дни практически не справлялся с такой посещаемостью. Тогда число одновременных заходов было гораздо больше полутора тысяч.

— Мы ведь тоже средство массовой информации, – говорит хозяин конференции, – правда, со своей особенностью. Представьте себе забор, на котором каждый пишет все, что захочет. А следом идут модераторы, которые кое-что вынуждены подчищать. Поток у нас, конечно, идет очень большой, 120 тысяч в месяц многовато. Техника с трудом справляется. Приходится регулярно менять провайдеров, работать с таким большим трафиком у нас, к сожалению, никто пока не готов.

Логично, что при такой посещаемости портал должен приносить неплохую прибыль – ведь связь между высокими рейтингами и хорошими расценками на рекламу самая прямая…

— Ничего подобного! – утверждает Дмитрий Зимин, – и это самое грустное. Скажите, есть у нас хоть один ежемесячный журнал с тиражом 120 тысяч экземпляров? А много еженедельных газет по 30 тысяч копий? А ведь мы, по большому счету, тот же источник информации. Гораздо более оперативный, чем газеты и телевидение. Но при этом наши цены на рекламу ни в какое сравнение с другими СМИ не идут. Если бы мы получили только половину прибыли того же «Каравана», я бы уже давно ездил на новом «Лэнд Крузере», а не на праворульном джипе, купил бы себе квартиру.

Говорят, создатель Google Сергей Брин – очень демократичный человек, который запросто, несмотря на свои миллиарды, гуляет в парке, захаживает в русские рестораны Сан-Франциско и живет в обычной трехкомнатной квартире. Его казахстанский коллега Дмитрий Зимин вынужден вести несколько параллельных проектов, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Прибылей от самого популярного из них на квартиру не хватает…

Архив по годам

 Наш спонсор

 Реклама