Опубликовано 27 февраля 2007 г. в еженедельнике «Газета.KZ»
ладелец самого популярного казахстанского интернет-форума мечтает купить квартиру в Алматы.
Но несмотря на то что его портал входит в тройку самых посещаемых сайтов Казнета, прибыли хватает
лишь на содержание недорогой праворульки.
В
— Никто и не думал, что ЦТ вырастет до таких размеров. Я бы даже сказал, произошло это не благодаря чему-то, а вопреки, – уверен Дмитрий Зимин, в Интернете больше известный как mastX. – Семь лет назад, когда мы буквально на коленке собирали первый сервер, было множество интересных проектов – site.kz, интернет-магазины типа «Купи Да». И где они теперь? А в то время казалось, что трудно сделать что-то более популярное.
Шестеро сотрудников «Казахтелекома» в далеком 2000-м с благословения руководства решили сделать что-то для себя. Технику собирали из того, что было. Сейчас с «Центром Тяжести» работает ровно половина основателей. А конференцией владеет юридическое лицо.
— Думаю, мы просто слегка опередили время, – уверен Дмитрий. – В Сети сейчас началась повальная мода на всякие «Живые Журналы», онлайн-дневники и так далее. Форум – тот же дневник, только коллективный. Мы хотели сделать что-то для себя – место для общения, где можно обсуждать интересующие нас темы – машины, кино, музыку. Как-то сразу решили, что политику и религию будем обходить стороной. За семь лет на форуме кто только не появлялся – от людей, считающих себя друидами, до реальных исламских экстремистов. Практика показала, что мы выбрали правильную тактику – давать таким людям возможность писать все, что хочется, нельзя.
Сейчас число зарегистрированных пользователей «Центра Тяжести» составляет почти 40 тысяч человек. Официальный рекорд посещаемости записан на 8 сентября, когда одновременно на форуме находилось 1417 человек.
Хотя когда минувшей осенью на Совете безопасности было объявлено о скором запрете на эксплуатацию автомобилей с правым рулем, конференция перестала функционировать нормально. Владельцы «япошек» в едином порыве начали консолидироваться в надежде отстоять свои права. Место сбора – «Центр Тяжести», который в те дни практически не справлялся с такой посещаемостью. Тогда число одновременных заходов было гораздо больше полутора тысяч.
— Мы ведь тоже средство массовой информации, – говорит хозяин конференции, – правда, со своей особенностью. Представьте себе забор, на котором каждый пишет все, что захочет. А следом идут модераторы, которые кое-что вынуждены подчищать. Поток у нас, конечно, идет очень большой, 120 тысяч в месяц многовато. Техника с трудом справляется. Приходится регулярно менять провайдеров, работать с таким большим трафиком у нас, к сожалению, никто пока не готов.
Логично, что при такой посещаемости портал должен приносить неплохую прибыль – ведь связь между высокими рейтингами и хорошими расценками на рекламу самая прямая…
— Ничего подобного! – утверждает Дмитрий Зимин, – и это самое грустное. Скажите, есть у нас хоть один ежемесячный журнал с тиражом 120 тысяч экземпляров? А много еженедельных газет по 30 тысяч копий? А ведь мы, по большому счету, тот же источник информации. Гораздо более оперативный, чем газеты и телевидение. Но при этом наши цены на рекламу ни в какое сравнение с другими СМИ не идут. Если бы мы получили только половину прибыли того же «Каравана», я бы уже давно ездил на новом «Лэнд Крузере», а не на праворульном джипе, купил бы себе квартиру.
Говорят, создатель Google Сергей Брин – очень демократичный человек, который запросто, несмотря на свои миллиарды, гуляет в парке, захаживает в русские рестораны Сан-Франциско и живет в обычной трехкомнатной квартире. Его казахстанский коллега Дмитрий Зимин вынужден вести несколько параллельных проектов, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Прибылей от самого популярного из них на квартиру не хватает…