Опубликовано 24 августа 2007 г. в газете «Новое поколение»
а казахстанский Интернет - Казнет - активно взялось государство. Снижаются тарифы, госслужащих
поголовно гонят на курсы компьютерной грамотности, открываются точки доступа. Каким он будет, наш
Интернет? Электронно-правительственным или нормальным, информационно-рыночным? Директор компании NeoLabs
Александр Усков создал первый счетчик в нашей зоне интернета - CоuntZero.kz - и уже несколько лет
не только читает, но и считает Казнет.
З
— Какие тенденции определяют сегодня лицо Казнета?
— Самое приятное, что в развитие Казнета стало вкладывать деньги государство, особенно после решения разработать сайт каждому госоргану. Идет активное развитие информационных ресурсов о Казахстане как о государстве, о системе правления. Все это делается в рамках электронного правительства. Что касается самого Казнета, то он небольшой сам по себе по объективным причинам - из-за низкой плотности населения. Если говорить о нем, как о рынке, то прибыль на этом рынке есть, но сравнивать ее с московскими и даже с киевскими аналогами совершенно нельзя, опять же из-за низкой плотности населения. То решение, которое в Москве работает и начинает приносить прибыль моментально, тут приходится очень долго развивать, раскручивать, и очень долго оно остается статусным, рейтинговым, но никак не коммерческим.
— В АИС уверены, что в ближайшие годы в стране будет буквально бум появления новых пользователей, и уже к 2010 году их станет 3 миллиона.
— Я менее оптимистичен в данном вопросе. Уровень проникновения Интернета в массы в Алматы и Астане можно сравнивать с Россией в целом, но никак не с Москвой. В интернет-маркетинге существует некий барьер - 6 миллионов компактно проживающего населения. Вещи, которые рентабельно работают при больших размерах, у нас буксуют просто потому, что слишком мало людей. Четыре года назад Рамблер насчитал в Казахстане около 250 тысяч пользователей Интернета. Сейчас, по нашим оценкам, уникальных пользователей в стране до полумиллиона. Если брать 16 миллионов населения, то это уже неплохой процент. Если оценивать с точки зрения бизнеса, то это мало. Но после резкого удешевления доступа - появления услуги “Мегалайн” для частных лиц - рост числа пользователей пошел заметно активнее.
— Все говорят, что наш Казнет не посещают, потому что в нем мало хороших ресурсов. А ресурсов мало, потому что мало посетителей и нет смысла вкладывать деньги. Из этого круга есть выход?
— Очень много местных пользователей вообще не заходят в Казнет. Они сразу идут в Рунет или Интернет. Очень многие даже не знают о том, что в Казнете есть и региональные сайты, и новостные ресурсы. Но некоторые ресурсы просто закрыты для мониторинга, и это связано с политикой компании. Тот же “Хабар”, например, не размещает наши счетчики, а Казкоммерцбанк, в общем не заинтересованный в рекламе своих ресурсов, размещает. Хорошо развиты ресурсы политической оппозиции, но их сложно считать - время от времени они просто меняют адреса. Некоторые ресурсы, например Колеса.kz, раскручиваются за счет очень сильной “оффлайновой” рекламы - они просто продаются на прилавках. Другие стали известными путем построения вокруг коммуникационных сообществ, как тот же “Центр тяжести”.
— Две трети первой двадцатки рейтинга Рамблера составляют новостные сайты. Почему у нас нет сильных сетевых СМИ, даже региональных?
— Делать новостной ресурс исключительно для размещения в Сети очень дорого. Это перспективно, весь вопрос в том, кто в это вложит деньги. Кроме того, к сожалению, наши провайдеры не заинтересованы в создании местного, казахстанского, контента. Самый крупный провайдер “Казахтелеком” с торговой маркой “Казахстан - on-line” в этом не заитересован экономически. На локальный контент надо договариваться, уговаривать контентодержателей, давать им скидки и даже платить им деньги. “Казахтелекому” гораздо проще увеличивать внешние направления, он получает больше прибыли, когда пользователи выходят в тот же Рунет, нежели в Казнет.
— Может быть, ситуацию изменит приход иностранных игроков, например из России?
— Что касается идеи Агентства по информатизации и связи создавать в Казнете “зеркальные сайты” самых посещаемых российских порталов, например, новостных, и тем самым уменьшать трафик за рубеж - это трудоемко технологически и вообще вряд ли возможно. Хотя бы потому, что крупные ресурсы не всегда в этом заинтересованы. Кроме того, приход сюда крупных игроков типа Яндекса моментально “сломает” наш рынок, с ним просто никто не сможет конкурировать. Да и для него наш рынок - глухая финансовая периферия, где довольно трудно заработать опять же из-за низкой плотности населения. Если что-то интересно россиянам у нас, так это специализированные ниши, например, наш рынок ПИФов, для которого та же российская компания “РосБизнесКонсалтинг” (РБК) уже сделала специализированный ресурс.
Еще одной проблемой можно назвать слабую законодательную поддержку интернет-проектов. Единственное определение веб-сайта дается в Законе о СМИ, и сделано оно довольно коряво и некорректно. Поэтому купить или продать тут какой-то сетевой ресурс - сегодня юридически почти невозможно. Это будет, скорее, джентльменское соглашение.