Глава 77. ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ…

© Александр ЛЯХОВ

Сокращенная версия опубликована в газете «Караван», январь 2008 г.

"…С вешалки!" - скажут многие из вас, мои друзья-читатели, со ссылкой на какой-нибудь сетевой цитатник типа "Крылатые слова и выражения" ("Цитатник Рунета" - не в счёт!). А самые искушенные в интернет-поиске, наверняка, добавят, что мысль эта принадлежит великому реформатору театра Константину Сергеевичу Станиславскому, который 23 января 1933 года в письме к цеху гардеробщиков МХАТа писал: "Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей".

АЛМАТЫ - КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА КАЗАХСТАНА

ГАТОБ
 
Уважая чужие познания, я все-таки вынужден буду разочаровать вас, друзья, потому что для меня, жителя XXI века, театр, как и любое другое культурное заведение, начинается… с веб-сайта! Да-да, ведь нормально работающие сайты Театра на Таганке или Ленкома доступны в любое время суток для любого из нас, тогда как в реальные эти театры на иные спектакли тяжело попасть даже москвичам! А как обстоят дела с представительством во Всемирной сети казахстанских театров, цирков и филармоний?

Наш культпоход начнется с нашей культурной столицы - Алматы, с его культурного центра - Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Сайт ГАТОБ приятен на глаз, но слишком уж статичен! Да, есть представление главных лиц театра - неплохо. План зрительного зала - хорошо. Театральный этикет - замечательно! А вот репертуар можно бы дополнить информацией о спектаклях, да и портрет главы государства, при всем нашем к нему уважении, на титульной странице сайта театра как-то ни к чему…

Перемещаемся на несколько кварталов вверх (алматинцы поймут ;-) - и попадаем в Государственный академический русский театр драмы имени М. Ю. Лермонтова. Нынешнему дизайну сайта "Лермонтовки" уже пять лет (!), но он вовсе не выглядит устаревшим. Что касается содержания, то, помимо обстоятельного представления репертуара театра, его труппы и административного персонала, на сайте можно найти план зрительного зала (с указанием тарифов!) и даже список уполномоченных кассиров по районам Алматы.

АРТИШОК
 
Вот уже более шести лет экспериментальный театр "АRТиШОК" является одним из самых необычных явлений в театральной жизни Казахстана. Ведь одни любят его за яркие постановки, а другим - за не совсем театральные и даже совсем не театральные проекты, такие как "Театральные импровизации", клуб "АRТиШОК-сейшн" или ставший ежегодным международный фестиваль "АRТиШОК". В рамки "артишоковской" концепции "Театрализация театрального искусства и театрализация жизни" отлично вписались даже "Поэтические Бои без Правил"!

Ударяемся в детство - и попадаем в Государственный Академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац. Содержание сайта ТЮЗа - на уровне, а вот форма, особенно после артишоковской, выглядит какой-то уж "детскоюношеской"…

Словно на машине времени, откатываемся еще дальше - в дошкольный возраст, составляющий основу зрительского контингента Театра кукол "Сезам". И если к симпатичной, но тоже далеко не первой свежести "одёжке" претензий нет, то обновлением содержания, похоже, давно никто не занимался…

Даже завзятым меломанам нужно держаться подальше от сайта Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, - если ваш компьютер не защищен надежной антивирусной программой. "Троян" Trojan-Downloader.JS.Remora.bg - это вам не шутка! [Уже после опубликования данного материала в "Караване" вирус обезвредили, но сайт был практически пуст. - Прим. автора]

Вспоминаю, что были когда-то неплохие сайты у Большого Казахского цирка (по адресу www.kazakhcircus.kz) и Республиканского немецкого драматического театра (www.theater-dta.com), пробую зайти на них и… увы, убеждаюсь, что именно "были".

А вот сайты Казахского государственного академического театра драмы имени М. О. Ауэзова, Государственного академического театра для детей и юношества имени Г. Мусрепова, Государственного республиканского уйгурского театра музыкальной комедии и Государственного республиканского ордена "Знак почета" корейского театра музыкальной комедии еще только ждут своих разработчиков…

Итак, совершив вместе со мною виртуальный культпоход сразу по нескольким алматинским театрам, вы, надеюсь, не остались разочарованы ни их интерьером (для сайтов таковым смело можно считать дизайн), ни репертуаром (пусть им будет содержание), ни режиссурой и игрой артистов (навигация по сайту и прочие программистские штучки). Да, есть недостатки, но у кого их нет?

ИЗ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ - В ДВАЖДЫ СТОЛИЦУ

ГРДТ
 
А вот теперь нам придется мысленно покинуть алматинские веб-улицы и перекрестки и перенестись в новую столицу суверенного Казахстана, которая, собственно, так и называется - Астана ("столица" по-казахски). И первый же культурный вечер мы отдадим посещению Русского драматического театра имени М. Горького, прошлой осенью открывшего свой 107-й (да-да!) театральный сезон. В страшно далёком от нас 1899 году городская управа Акмолинска ассигновала 100 рублей, да еще столько же выделил купец-меценат Кубрин - на эти деньги и было приобретено здание для общественного театра (столько же, кстати, стоил в то время небольшой - из десятка рабочих лошадей - табун или такое же стадо коров). Вот только 286 зрительских мест, что вмещает сейчас этот храм искусств, явно маловато для 700-тысячного города. Чего не скажешь о сайте, способном "вместить" куда больше "зрителей" - было бы что смотреть!

А второй вечер, друзья, мы посвятим свиданию с "летающей тарелкой"! Именно так выглядит здание Столичного цирка, днем рождения которого считается 14 декабря 2005 года, когда в присутствии главы государства здесь состоялось первое представление. С тех пор Столичный цирк уверенно удерживает статус цирка №1 в Казахстане, который вместе с сайтом потерял Большой Казахский цирк в Алматы…

Алматы, Астана, пяток театров, один цирк - не густо… И здесь хотелось бы сказать вот о чем. Приятно, конечно, читать о том, что "Минкультуры будет добиваться появления в Казахстане качественных интернет-проектов и стимулировать развитие национального контента во всемирной сети", вот только лично я не вижу большой необходимости в идее создания казахстанской поисковой службы, выдвинутой министром культуры и информации г-ном Ертысбаевым. Да, переплюнуть Google с Яндексом - это было бы круто, но факт, что не осуществимо, а вот потратиться на создание сайтов (приличных, замечу, сайтов, а не так, "для галочки"!) театров, филармоний и прочих подведомственных организаций, коих у Министерства культуры и информации РК более полусотни, вполне реально. И кому, как не Минкульту, об этом позаботиться?!

А то ведь за державу обидно, что нет сайта у Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой в той же Астане! А один из старейших в Казахстане Семипалатинский русский драматический театр имени Ф. М. Достоевского? В 1997 году благодаря тогда еще школьнику Володе Прокопенко он стал первым казахстанским театром, представленным в Интернете. Увы, повзрослевший автор сайта давно проживает в России, тогда как театр в Интернете "прозябает" на одной страничке сайта SemeyNet…

Вот на такой невеселой ноте, друзья, и заканчивается наше театрально-виртуальное путешествие по Казнету.

Архив по годам

 Наш спонсор

 Реклама