Сокращенная версия опубликована в газете «Караван», март-апрель 2008 г.
Если еще лет 15 назад главным аргументом в большинстве споров становилась ссылка на Большую советскую энциклопедию, то сейчас все чаще принято ссылаться на Википедию. Именно из нее я и позаимствовал следующее определение поп-музыки: "Поп-музыка (англ. Pop-music от Popular music) - вид современной массовой культуры. В целом этим термином, особенно в западных странах, определяют весь спектр эстрадной развлекательной музыки, исключая, как правило, ортодоксальные направления в стилях метал, рок, джаз, блюз и кантри". Авторская песня тоже заслуживает быть внесенной в этот список, тем не менее, я сознательно решил объединить ее в рамках одного обзора с поп-музыкой. И вот что из этого вышло…
ОТ "ДОС-МУКАСАНА" ДО НАШИХ ДНЕЙ
В свое время Федор Михайлович Достоевский неосторожно высказался в том смысле, что вся русская классическая литература, дескать, "вышла из гоголевской "Шинели", дав, таким образом, возможность для законного плагиата тысячам последователей. Вот и я могу смело написать, что вся современная казахстанская поп-музыка вышла из "Дос-Мукасана".
Действительно, популярность этого ВИА (вокально-инструментального ансамбля) в 70-80-х годах теперь уже прошлого века была феноменальной! О чем свидетельствует вышедшая год назад в связи с 40-летием легендарного ансамбля книга "Дос-Мукасан": жылдар мен жолдар" ("Дос-Мукасан": годы и дороги"), написанная поэтом, композитором и певцом, а в прошлом участником "Дос-Мукасана" Бахытжаном Джумадиловым. Кстати, в Павлодаре уже есть музей, посвященный творчеству коллектива, проводится ежегодный фестиваль песни "Дос-Мукасан", а вот сайта, достойного легенд нашей поп-музыки, как не было, так и нет. Да и сайт самого Джумадилова позабыт-позаброшен…
То же самое можно сказать и о другом нашем заслуженном коллективе - "Яшлык". В 1975 году Мурат Ахмадиев собрал первый состав этого ВИА. Шло время, отца в роли главного действующего лица сменил сын Дильшат - и я хорошо помню, как в 1998 году песня "Нигара" из одноименного альбома "Яшлыка" была едва ли не главным хитом казахстанского музыкального сезона! Увы, современные ансамбли, как и сайты, долго не живут…
Счастливым исключением можно считать группу "A`Studio", костяк которой с самого начала составляют клавишник Байгали Серкебаев и бас-гитарист Владимир Миклошич. 22 ноября прошлого года "студийцы", давно уже базирующиеся в Москве, отметили 20-летие группы грандиозным шоу "Total" в Государственном Кремлёвском Дворце, а двумя неделями раньше они представили эту же программу родным алматинским зрителям, которые впервые смогли насладиться искусством гитариста Фёдора Досумова (он сменил погибшего в автокатастрофе в августе 2006 года Баглана Садвакасова), а также всех трех вокалистов группы: и нынешней - Кетеван Топурия, и ее предшественников - Батырхана Шукенова (фронтмен "A`Studio" в 1988-2000 годах) и Полины Гриффис (2000-2004).
В мае 2006 года мне посчастливилось присутствовать на концерте Батырхана во Дворце Республики. И могу заверить вас, друзья, что действо, обозначенное на афише как презентация альбома "Твои шаги", вылилась в демонстрацию Greatest Hits артиста. На протяжении 3-х с лишним (!) часов Батыр исполнял старые и новые песни, демонстрировал мастерство игры на саксофоне, выступил в нескольких дуэтах, например, с Розой Рымбаевой и Далером Назаровым, и даже трио - с Владимиром Пресняковым и Севарой Назархан… В общем, было здорово!
Еще один замечательный сайт замечательных артистов - гитариста и автолюбителя Булата Сыздыкова (игравшего, кстати, в первом составе "A`Studio"!) и певицы Карины Абдуллиной, вот уже почти полтора десятка лет составляющих дуэт "Мюзикола".
Примеры обратного свойства: какими не должны быть сайты артистов. Смотрю фан-сайт Розы Рымбаевой: да, сделано с любовью к нашей великой певице, но ведь "самопал"! А ведь еще на рубеже Милленниума по адресу www.roza.kz располагался официальный сайт, останки которого и сейчас можно видеть по адресу kz38.narod.ru/news.htm…
Не потеряли первоначальный лоск, но давно уже не обновляются официальные сайты трех других наших популярных певиц - Макпал Жунусовой, Толкын Забировой и Дильназ Ахмадиевой, сестры Дильшата Ахмадиева. Согласитесь, друзья, что пара коротких анонсов за пару лет - это скорее "пациент мертв", нежели наоборот…
К сожалению, многие другие наши известные музыканты "отдельных квартир" в Сети не имеют. Вот и приходится им делить жилплощадь в веб-общежитиях типа музыкального портала KZMZ. Но это не упрек создателям этих порталов, - они-то как раз молодцы! Например, где, как не на KZMZ, можно прочесть о том, как живут и чем дышат такие творческие люди, как Еркеш Шакеев, Сейфуллин Жолбарыс, Александр Цой, Макпал Исабекова, Лана (список можно продолжать и продолжать!)…
ЕСЛИ "ЗВЕЗДЫ" ЗАЖИГАЮТ…
Тыщу раз был прав великий поэт-лирик современности, наступивший на горло собственной песне: значит, это действительно кому-нибудь нужно! Значит, кто-то хочет, чтобы "звезды" были, пусть даже на поверку многие из они оказываются вовсе не жемчужинами… Но такова уж природа сегодняшнего шоу-бизнеса: продать зрелище - будь оно музыкальное, театральное, цирковое или даже спортивное или политическое! - можно много легче и дороже, когда у тебя есть хотя бы одна "звезда", на которую ходят, на которую желают походить, к которой мечтают прикоснуться…
Именно желание отыскать новые таланты в свое время сподвигла Мурата Иргалиева и Александр Пономарева придумать Международный песенный фестиваль "Азия дауысы" ("Голос Азии") и его "младшего брата" - "Жас канат", через сито которых за полтора десятка лет "просеялось" немало талантливых имен. И хотя эти замечательные музыкальные тусовки на высокогорном катке Медеу остались в прошлом, проводится еще Международный конкурс казахской песни "Астана-Тлеп" (правда, проведение "Астана-2007" было под большим вопросом…), появляются и другие конкурсы…
Поэтическая фраза "Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами!" стала со временем такой заезженной, что авторство ее уже не определишь. Люди среднего и старшего возраста могут вспомнить такие телепередачи, как "Алло, мы ищем таланты!", "Споемте, друзья!", "Шире круг!", "Утренняя звезда" (кстати, выведшая на большую сцену Карину Абдуллину!), которые призваны были находить новые поющие и танцующие имена. В Европе идея создания звезд "из ничего" впервые была реализована компаниями FremantleMedia и 19 TV в виде телевизионного конкурса Pop Idol, который сейчас существует в Великобритании под именем Idols, в США - American Idol, в Канаде - Canadian Idol, в Австралии - Australian Idol…
Ну, а 17 июня 2003 года телевизионный мега-проект SuperStar.KZ официально стартовал в эфире "Первого канала - Евразия". Просуществовав с приключениями в течение 4-х лет, на которые распространялась купленная у FremantleMedia лицензия, конкурс тихо почил в бозе, оставшись в Сети лишь сайтом алматинца Дмитрия Стрельченко да множеством публикаций. В частности, о том, как сложилась судьба лауреатов всех четырех конкурсов, тройку месяцев назад в заметке "Суперстарые звезды" поведала Жанар Канафина…
С самого начала проект Национальная премия "Музыкальная Фишка" именовался "беспрецедентным", хотя нечто подобное в Казахстане уже было. В 2001-02 годах телеканал НТК, пробовавший тогда стать музыкально-развлекательным каналом "a1", организовал премию своего имени, - и даже провел одну церемонию награждения! Что же касается "МузФишки", то ее "беспрецедентность" я вижу лишь в размерах гранта, достающегося победителям. Так, если лауреат 2006 года группа "Улытау" сорвала джек-пот в 300 тысяч американских долларов, то победа Макпал Исабековой год спустя стоила организаторам и спонсорам конкурса 500 тысяч той же "зеленью"! Из этой суммы по 15 тысяч получат авторы слов и музыки композиции "Бесконечность", исполнявшейся певицей, а оставшиеся 470 000 пойдут на раскрутку новой композиции за пределами Казахстана.
Кстати, при всей моей симпатии к Макпал, победа досталась ей при весьма скандальных обстоятельствах. Дело в том, что награждение должно было состояться сразу после заключительного концерта, который проходил 8 декабря 2007 года во Дворце Республики Южной столицы и транслировался в прямом телевизионном эфире одновременно с голосованием фанатов. Однако, сославшись на взлом сервера хакерами, организаторы аннулировали результаты голосования. Ну, а через неделю, когда состоялся повторный телепоказ выступления конкурсантов и повторное же голосование за них, победа Макпал Исабековой уже не вызывала сомнений: за ее песню пришло 2 283 голоса, тогда как занявшее 2-е место трио "Do-Ми-No" со своим хитом "Капелька яда" отстало на 600 голосов…
"У МЕНЯ ГИТАРА ЕСТЬ - РАССТУПИТЕСЬ, СТЕНЫ!"
Ценители творчества Владимира Высоцкого, наверняка, узнали эту строчку, которой начинается датированная 1963 годом песня "Серебряные струны". Она, на мой взгляд, хорошо отражает то направление песенного творчества, которое как только ни называлось - и самодеятельной песней (было время, когда без своего КСП не обходилась ни одна организация!), и авторской, и бардовской, и туристской, и блатной, а в последнее время "благородно" окрещенное шансоном…
Не знаю, друзья, как сейчас, а лет двадцать пять назад понятие "Грушинский фестиваль" (или просто "Грушинка") для человека, что-то напевающего под гитару в дружеской компании, было тем же самым, чем Мекка или Медина для правоверного мусульманина. Вот почему, собравшись писать об авторской песне в Казнете, я просто не мог не заглянуть на сайт Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина. И вот там-то я и узнал, что гостем XXXV Грушинского фестиваля, который состоится с 3 по 6 июля, будет Поэт (с большой буквы!) Евгений Евтушенко!
Так вот, имена Высоцкого и Евтушенко, в 1958 году отозвавшегося "на злобу дня" небесспорным ныне стихотворением "Интеллигенция поет блатные песни", объединяет статья "О так называемых "блатных песнях" Владимира Высоцкого", написанная удивительным человеком - Наумом Григорьевичем Шафером, профессором Павлодарского государственного университета, филологом и музыковедом, хозяином уникального дома-музея своего имени.
Вообще, авторская песня всегда держалась на подвижниках, энтузиастах. Например, сайт "Авторская песня в Алматы" (он же - проект "Остров песни") отражает деятельность в офлайне Фонда авторской песни и литературы "Акен", президент которого - Светлана Ножкина - является, между прочим, лауреатом Грушинки! Организуемые "Акеном" творческие вечера собирают представителей ведущих творческих клубов Южной столицы, таких как "Тоника", "Аэлита", "Гармония", "Barracuda"… Исполняются песни, звучат стихи, ведутся беседы и диспуты, в общем, авторская песня как жанр подтверждает свою необходимость людям.
Не обеднела Южная столица и слетами на природе. Так, с 1 по 3 мая в урочище Тамгалы-Тас на берегу реки Или состоится VII Международный фестиваль туристской песни "Лиловый ветер", а вот судьба родственных ему фестивалей "Чимбулак" и "Горное эхо", в последние годы проводившихся в последние выходные дни июля и августа соответственно, пока не ясна… Не помогает прояснить ситуацию с "Горным эхом" и сайт его организатора - Театра авторской песни "Вигус".
То же самое можно сказать и о среднеазиатском слете авторской песни имени Насера Кульсариева, впервые состоявшемся в 2006 году. Кстати, именно тогда руководитель усть-каменогорского клуба "Зелёная карета" Евгений Зинин провел семинар-презентацию "Авторская песня в Средней Азии и Казахстане", звуковые файлы которого можно скачать с сайта akbard.kz по ссылкам меню "Творчество авторов - Зинин Евгений".
С ноября прошлого года обещает нововведения (но так и не выполняет обещания!) сайт фестиваля авторской песни "Астана", о котором с такой любовью написала два года назад Наталья Курпякова.
Наконец, культовый для Рунета сайт Bards.ru при выборке по региону "Казахстан" дает список из 32-х имен, среди которых особо выделю Ольгу Качанову, моего друга Сашу Климушина и Отто Вайскопфа (это - псевдоним!), называющего себя "журналистом, акыном и проходимцем по родному краю". Именно благодаря последнему в рубрике "Музыкальные раскопки" газеты "АиФ Казахстан" в канун Нового 2006 года появились материалы, рассказывающие о фестивале авторской песни "Алма-Ата-87" - "Дети тишины" и "Хорошие песни не стареют".
ЭСТРАДНЫЙ КОМПОЗИТОР И БАРД "В ОДНОМ ФЛАКОНЕ"
Еркеш Шакеев по праву считается ведущим композитором казахстанской эстрады. Многие написанные им песни стали широко известны в исполнении "A`Studio" и "Мюзиколы", "Дуэта L" и "Рахат-Лукума", Батырхана Шукенова и Толкын Забировой… Тем не менее, в ноябре 2005 году Шакеев выпустил целый альбом бардовских песен - "Турецкий юбилей". Вот вам, друзья, и ответ на вопрос, как сочетается в рамках одного обзора авторская песня и поп-музыка…