Глава 81. ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ!

© Александр ЛЯХОВ

Сокращенная версия опубликована в газете «Караван», апрель 2008 г.

Как-то так повелось, что, говоря "классическая музыка", уже не нужно уточнять, что это за музыка. Услужливая память тут же подсказывает имена вполне определенных композиторов и музыкантов, а воображение рисует картины роскошных концертных залов, где на глазах чопорной публики выступают большие симфонические оркестры и блестящие солисты… А ведь история музыки буквально пестрит примерами, когда авторы, дружно причисляемые ныне к классикам, при жизни обвинялись в нарушении всех музыкальных канонов, а их произведения считались чуть ли не ересью!

КЛАССИКА FOREVER!

МАРАТ БИСЕНГАЛИЕВ

ОРКЕСТР КУРМАНГАЗЫ
 

Впрочем, сегодня смешение стилей и жанров никого уже не удивляет и, тем более, не возмущает. Так, рок-интерпретации произведений Баха, Римского-Корсакова, Мусоргского и Прокофьева, записанные в конце 60-х - начале 70-х годов музыкантами таких групп, как "Deep Purple" и "ELP", дали толчок целому музыкальному направлению - симфо-року! А вспомните, какой фурор произвела в свое время знаменитая "Барселона" в исполнении блистательной оперной дивы Монсеррат Кабалье и рок-звезды Фредди Меркюри!

Нечто подобное случилось с нашим выдающимся земляком, обладателем уникального голоса (контратенор) Эриком Курмангалиевым. Хотя сам Эрик считал себя, прежде всего, оперным певцом, главный успех - звание лучшего актера года в России - пришел к нему в 1992 году за исполнение заглавной роли в спектакле Театра Романа Виктюка "М. Баттерфляй"…

Скрипачу и дирижеру Марату Бисенгалиеву, также покинувшему Казахстан в юном возрасте, повезло больше: он сумел добиться мирового признания за рубежом и не оказался забыт дома. Несмотря на то, что большую часть времени Бисенгалиев по прежнему живёт и работает в Великобритании, ему удается руководить Западно-Казахстанским филармоническим оркестром, а также организовывать и проводить Уральский международный конкурс скрипачей. Впрочем, и здесь не все так гладко, недавний скандал вокруг финансирования этих проектов из областного бюджета - тому свидетельство.

Друзья, мне кажется, что официальное название следующего коллектива звучит ничуть не хуже той прекрасной музыки, которую он исполняет. Судите сами: Заслуженный коллектив республики, Казахский Государственный ордена "Дружбы народов" Академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы! Все встают… Основателем и первым руководителем оркестра из 11 человек (сейчас в составе около 70 музыкантов!) был в 1934 году Ахмет Куанович Жубанов, впоследствии прославленный академик и народный артист Казахской ССР. С тех пор зрители каких только стран не рукоплескали прекрасным мелодиям наших композиторов и отточенному мастерству наших исполнителей! А с появлением у оркестра собственного сайта он еще более открылся миру.

А где же учат наших музыкантов? Поразительное совпадение: ректорами двух ведущих музыкальных вузов Казахстана являются выдающиеся музыканты и удивительно красивые женщины! Обе - народные артистки Республики Казахстан, лауреаты Государственной премии РК и премии "Платиновый Тарлан". Так, Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы в Алматы возглавляет пианистка Жания Аубакирова. Во многом, именно благодаря ее стараниям 60-летний юбилей Консерватории в 2004 году был отмечен целой серией памятных концертов, а музыканты и их поклонники получили в качестве подарка замечательный Большой Органный зал на 500 мест!

Казахская национальная академия музыки в Астане свой первый юбилей - 10 лет - отпраздновала буквально на днях. Положенная в ее основу идея непрерывного профессионального образования в стенах одного учебного заведения находит свое успешное воплощение под руководством ректора Академии Айман Мусаходжаевой. Кстати, друзья, если при звуке скрипки у вас перед глазами встает образ Ванессы Мэй или Жамили Серкебаевой, значит, вы не слышали и не видели выступлений Айман Мусаходжаевой!

МРАКОБЕСИЕ И ДЖАЗ

ДЖАЗ КАЗАХСТАНА

МОЛОДЕЖНЫЙ ДЖАЗ-БЭНД
 

Несколько странное, на первый взгляд, название этой главки объясняется, друзья, просто. Во-первых, речь в ней пойдет о джазе и о его представлении в Казнете, а, во-вторых, на днях мне посчастливилось приобрести в одном из книжных магазинов Южной столицы третий, заключительный и недостающий, том трилогии Андрея Бурлаки "Рок-энциклопедия", в которой много места уделено рассказу о моей любимой группе "Пикник". А именно так - "Мракобесие и джаз" - называется композиция, давшая название последнему по счету альбому одной из самых неординарных команд русского рока…

Впрочем, друзья, вернемся все-таки к джазу. И исходной точкой нашего путешествия станет Казахстанский джазовый портал Jazz.kz. Появившись в Сети в 2003 году (см. подтверждение этому), он сейчас переживает второе рождение! Небольшая команда проекта при поддержке Молодежного джазового центра-школы и веб-студии "Satori Web Solutions" создала сайт, который и с дизайнерской точки зрения, и информационно можно смело назвать одной из главных достопримечательностей Казнета!

А одной из первых больших веб-публикаций о казахстанском джазе является статья Саи Муратовой "Джаз - "What a wonderful world"!", опубликованная в 2001 году в журнале "Континент". Увы, одного из героев той давней публикации, основателя легендарного ансамбля "Бумеранг" барабанщика Тахира Ибрагимова уже нет с нами - он умер в июле 2006 года… Но жизнь продолжается! И уже через месяц после смерти Тахира его друг и коллега Яков Хан явил публике новый музыкальный коллектив - "Pro Jazz". А в память о замечательном музыканте и человеке Тахире Ибрагимове в Алматы ежегодно устраиваются концерты, последний из которых состоялся совсем недавно - 28 марта

Директора уже упоминавшегося выше Молодежного джазового центра-школы, в стенах которого родился Молодежный джаз-бенд "Алматы", зовут почти так же - Тагир. Причем Тагира Зарипова (а речь о нём!) можно считать "отцом" не только этих коллективов, но и джазового фестиваля, который вот уже в седьмой раз состоялся в конце апреля в Южной столице, но впервые под другим названием - вместо "Jazz From A to Z" он назывался "Международный Праздник Джаза. Алматы 2008". Как и год назад, местом его проведения стал Республиканский дворец школьников, а свои джем-сейшны музыканты проводили в клубе "Cinema Bar".

Может показаться удивительным, но своими джазовыми бомондами могут похвастать многие города Казахстана. Так, с 1998 года проводятся международные (!) джаз-фестивали на костанайской земле: сначала в Лисаковске, а с 2004 года - в областном центре. О последнем по времени таком событии можно прочесть в заметке Марины Елиной, напечатанной в номере "Нашей Газеты" от 29 ноября 2007 года.

В сентябре прошлого года с успехом прошел традиционный джазовый фестиваль "Актобе-jazz-2007", также имеющий статус международного. В следующий раз джазмены и почитатели их таланта соберутся в Актобе в 2009 году.

В 2005 году первый Международный фестиваль джаза - "Астана-Блюз" - состоялся в столице Казахстана. И у этого мероприятия есть идейный вдохновитель - преподаватель КазНАМ Гульдана Жолымбетова. Вообще, всё, что касается джаза в Астане, связано с этим именем и фамилией. Так что, смело можете использовать их в качестве поискового запроса на сайте столичной газеты "Инфо-Цес" либо в Яндексе.

А вот джаз-фестивали в Петропавловске и Кокшетау, похоже, больше не проводятся…

О МУЗЫКЕ - И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ…

АСЫЛ МУРА

ЖУРНАЛ КАМЕРТОН
 

Как подсказывает мне многолетний опыт веб-обозревательства, сколько ни пиши о веб-сайтах, даже самая частая сеть не дает гарантии того, что в нее попадутся все рыбины и рыбёшки, скрывающиеся в глубинах Всемирной сети (Wide Area Network), каковой является Интернет. И сколько еще открытий чудных, как сказал бы Поэт, готовит интернет-просвещенья дух?!

Именно музыкальному просветительству посвятил свою жизнь Петр Васильевич Аравин, его дело продолжил сын - Юрий Петрович, заслуженный деятель искусств Казахстана. Да и дочь Юрия Петровича - Ирина - всю жизнь в музыке, вместе с мужем Дмитрием Пологутиным они считаются лучшими специалистами по колокольному звону в Казахстане.

Что же касается Юрия Петровича Аравина, то более десятка лет телевизионные программы "Музей звуков" и "Музыка имен", которые он вел, вводили зрителей в удивительный мир, наполненный звуками народных инструментов и голосами акынов. И очень обидно, что, по воле наших телевизионных начальников, замечательный цикл оказался прерван… Хорошо еще, не трогают проект "Аламан Айтыс" на телеканале "Казахстан", представляющий собой традиционные для казахов айтысы - состязания, в которых соперники исполняют под аккомпанемент домбры поэтически-певческие импровизации…

К сожалению, и в Казнете ничего достойного Юрия Петровича и его программ за все это время, увы, так и не появилось. Хотя вполне может стать им (но пока не стал…) сайт гуманитарного некоммерческого проекта "Асыл Мура" ("Музыкальное наследие Казахстана"), стартовавшего в феврале 2001 года при поддержке нескольких как государственных, так и коммерческих структур - Министерства культуры и информации РК, упоминавшейся выше РТРК "Казахстан", компании "Кока-Кола Алматы Боттлерс", агентств "Хабар" и "Universal Media Service". Сразу же было заявлено, что в планах учредителей "Асыл Мура" восстановление и перенос на цифровые носители более 3-х тысяч часов лучших образцов народной, классической и современной музыки Казахстана. Последняя новость на сайте датирована ноябрем прошлого года, когда презентовался 14-й по счету CD-альбом, выпущенный в рамках проекта…

Свой проект с точно таким же названием - "Музыкальное наследие Казахстана" - представляет в Сети и Национальная библиотека РК. Основой для сайта стал мультимедийный диск, выпущенный в 1999 году и представляющий собой собрание "оцифровок" наиболее ценных экземпляров грампластинок из фонда НБ РК, насчитывающего более 21 тысячи (!) виниловых дисков.

От реально-виртуальных проектов перейду к делам бумажным. Долгое время в Казахстане издавался только один собственный музыкальный журнал - "Семь нот". И вот в июле 2006 года в Алматы состоялась презентация еще одного издания о казахстанской музыкальной индустрии и культуре - цветного иллюстрированного журнала "Камертон". Сразу признаюсь, друзья, что я стал постоянным читателем детища Темирлана Тулегенова с первого же номера, чего и всем вам желаю! Хоть в печатном виде, хоть в электронном - в формате PDF…

Рубрика "Концерты" в журнале "TimeOut Алматы" примечательна тем, что здесь публикуются аналитические статьи, интервью со "звездами", рецензии на альбомы всех музыкальных направлений и стилей. То же самое можно сказать о содержании журнала "Афиша". Ну, и не могу не упомянуть сайт AppleRock.kz, на котором, не смотря на его "рОковое" название, можно найти материалы и о джазе, и даже анонсы концертов классической музыки…

Архив по годам

 Наш спонсор

 Реклама