Необходимое пояснение
|
Вспомнил же я об этой презентации, когда меня пригласили выступить на одном из пленарных заседаний 2-го Медиа Курултая. Правда, затем организаторы несколько "переиграли" программу, и моё участие в заседании ограничилось репликами со сцены, где компанию мне составили модератор Татьяна Бендзь (она же - продюсер информационных проектов портала "Центр тяжести"), Аида Досаева, директор по корпоративным коммуникациям ТОО "GSM Казахстан"/KcellTM, Канат Абиров, руководитель Отдела продаж решений ДКК ТОО "Microsoft Казахстан", Алишер Еликбаев, руководитель PR-службы сети ТРЦ MEGA и создатель мультиблога Аффтор.kz, Джанибек Сулеев, главный редактор сайта ИАЦ и координатор Dialog.KZ, и Аллен Палмер, эксперт из США. В любом случае, презентация обновилась и, как видите, пригодилась…
ЧТО МЫ ВИДИМ ВОКРУГ СЕБЯ?
Скачать презентацию |
Наиболее полную информацию по данной теме предоставляет Worldcrisis.ru - проект российского политолога Михаила Хазина и интернет-деятеля Андрея Акопянца при активном участии нашего соотечественника Олжаса Худайбергенова, директора Центра макроэкономических исследований.
Интересен опыт National Business Forum - онлайноваой площадки, на которой ведущими экспертами и стейкхолдерами (группами влияния) бизнеса и государства обсуждаются пути выхода Казахстана из кризиса. Весной и осенью 2009 года состоялись встречи участников NBF в оффлайне.
С КАКИМ КРИЗИСОМ НУЖНО БОРОТЬСЯ?
Какие внешние факторы влияют - как положительно, так и отрицательно - на бизнес казахстанских компаний? В данном случае негативное воздействие оказывают: а) кризис в мире, б) кризис в стране, и в) кризис в умах.
В замечательном спектакле "День радио" "Квартета-И" есть эпизод, когда директор радиостанции говорит: "У нас сейчас две проблемы - Минобороны и пуговица. Мы пуговицу найти можем? Ну, чисто теоретически? Можем. А с Минобороны мы ни-че-го сделать не можем. Вывод: надо искать пуговицу".
Нечто похожее можем сказать и мы: "У нас сейчас две проблемы - кризис в мире и кризис в умах. Мы с кризисом в умах справиться можем? Ну, чисто теоретически? Можем. А с кризисом в мире мы ни-че-го сделать не можем. Вывод - надо бороться с кризисом в умах".
ЧТО И КТО ВЛИЯЮТ НА УМЫ?
На каждого из нас с экранов телевизоров и из радиоэфира, со страниц газет и журналов, из интернета каждый день сыпется поток различной информации - новости из-за границы и новости внутри страны, новости, идущие как по официальным каналам, так и т. н. "инсайдерская" информация.
Одних пугает, в первую очередь, снижение рейтингов стране и компаниям от ведущих мировых агентств и изданий, падение курсов акций на ведущих фондовых площадках, а также негативные оценки со стороны инвестиционных компаний. Других - непредсказуемое поведение курсов валют. Третьих - рост цен на основные товары. Четвёртых - угроза потерять работу… Список всевозможных фобий, развившихся в людях на фоне кризиса, можно продолжать и продолжать, в результате же мы видим недоверие людей всему.
КТО ОНИ - АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ?
Информационные агентства: — Казинформ — Kazakhstan Today (алиас) — Интерфакс-Казахстан — Internews Kazakhstan — КазТАГ — Новости-Казахстан — Радио Азаттык
Рейтинговые агентства:
Фондовые биржи: |
Печатные деловые издания: — Газета "Республика - деловое обозрение" (алиас) — Газета "Бизнес & Власть" — Газета "Бизнес.KZ" — Газета "Деловая неделя" — Газета "Деловой Казахстан" — Газета "Капитал" — Газета "КурсивЪ" — Газета "Панорама" — Журнал "Kazakhstan" — Журнал "Exclusive" — Журнал "Эксперт Казахстан"
Сетевые деловые издания: |
Скандальные сетевые издания: — KUB — GEO.kz (алиас) — Интернет-радио "Инкар-Инфо" — ИАЦ "Евразия-Интернет" — FREEAS - Свободная Азия — Позиция — Республика (алиас) |
NB! В случае блокирования данных сайтов доступ к ним осуществляется либо путем специальных настроек своего компьютера, либо через анонимайзеры типа Ninja Cloak или Guardster. Более того, в браузере Opera 10 уже реализована технология Turbo, заключающаяся в прогоне трафика через кэширующий прокси-сервер. Эта же самая идея может использоваться с любым браузером при помощи программы Toonel.net. Есть еще такие интересные для противников сетевого надзора проекты, как Tor или Privoxy… |
Сетевые дайджесты и форумы: — ZonaKZ — Nomad (Кочевник) — Neonomad — ЦентрАзия — Zakon.kz - Юридический портал — Разделы "Финансы, банки, экономика", "Недвижимость" и "Маркетинг, PR, реклама" на форуме ЦТ |
Массовые печатные издания (газеты): — "Время" — "Караван" — "Литер" — "Мегаполис" |
Примечание: в этом большом списке присутствуют либо сетевые СМИ, либо те издания, что имеют сетевые версии. Нет здесь радиостанций и телеканалов, международных изданий, а также региональных и казахскоязычных, хотя во многих регионах не учитывать их влияние нельзя!
КАК ЛЮДИ НАХОДЯТ ИНФОРМАЦИЮ?
Все хотят быть на первых позициях в результатах выдачи поисковых служб. Поиск в Казнете и Рунете
осуществляется с помощью таких поисковых служб, как:
— Google Казахстан — Яндекс Казахстан | "Лёгкая" версия — Qwate — Bing (ex-Live Search) |
— Yahoo! Россия — Rambler | "Лёгкая" версия) — Апорт! | "Лёгкая" версия) — Nigma.ru |
Помогает контролировать репутацию компании отслеживание реакции поисковых служб
на следующие ключевые слова:
— название компании;
— адрес корпоративного сайта (название домена);
— имена и фамилии первых руководителей, а также наиболее важных сотрудников;
— названия торговых марок или услуг, связанных с бизнесом компании.
Однако у любой популярности есть и обратная сторона: негатив о вас также будет "лидером"
поисковых выдач! Так что, в списках результатов вы можете найти не только позитивные ссылки
о компании, но и, к примеру, такие формы негатива, как:
— письма в газеты или сообщения на форуме от клиентов, недовольных качеством услуг;
— негативные отзывы об услугах или о бизнесе, возможно написанные (или инспирированные)
вашими конкурентами;
— неприятные факты о руководстве компании;
— более того, могут создаваться целые сайты, направленные на дискредитацию вашей
компании методами "черного пиара".
КАК БОРОТЬСЯ С НЕГАТИВОМ?
Конечно, это просто замечательно, если ваша компания всегда честно работает с клиентами, продает качественный товар и обеспечивает образцовый сервис! Но даже в этом случае никто не гарантирует попадания негативных результатов на первые страницы поисковых выдач. Бывает достаточно одного популярного и активно цитируемого издания или блоггера, чтобы негатив о вашей компании разошелся по всему интернету, грозя серьезно навредить ее репутации. К счастью, не у нас, поскольку Казахстан не слишком (пока!) вовлечен в мировую экономику и мировой интернет. Хотя мировой опыт знает случаи, которые можно считать классическими. Вот один из них:
Когда в ноябре 2005 года известный фотохудожник и блоггер Томас Хоук написал о случае безобразного обслуживания клиента компанией PriceRitePhoto.com, эта история была опубликована в социальной сети Digg и разошлась по сотням других блогов. Компания была исключена из Yahoo! Shopping и других систем, специализирующихся на предоставлении покупателям информационных услуг по товарам, предлагаемым различными интернет-магазинами. Имидж бренда PriceRitePhoto был настолько разрушен, что компания довольно быстро сошла на нет.
Если же негатив все-таки выплеснулся в Сеть, наша цель - найти возможность удалить его, либо нейтрализовать - за счет хорошо ранжируемых страниц с положительной информацией о нас. В этом случае негативные результаты можно будет сдвинуть на вторую-третью страницу выдачи поисковиков, а то и еще дальше. Технологии, позволяющие выводить нужные нам сайты на высокий уровень ранжирования, называются поисковой оптимизацией (Search Engine Optimization, SEO).
В ходе пленарного заседания на 2-м Медиа Курултае (фото с сайта Gazeta.kz)
7 АНТИКРИЗИСНЫХ СОВЕТОВ ОТ ДЯДИ ШАЛА
1. Идите на прямые контакты с авторами негатива!
Лучшее, что можно сделать - это связаться с автором персонально для исправления ситуации.
Желательно по телефону, так как сходу записать, а затем опубликовать содержание телефонной
беседы все же труднее, нежели электронную переписку.
Конечно, "народная дипломатия" не всегда срабатывает. Так, некоторые блоггеры не любят удалять свои старые, пусть и не верные, посты, тогда нужно постараться убедить автора написать новый пост о компании - положительный. Пусть даже в результатах поиска будут оба этих сообщения, это поможет пользователям узнать обратную сторону истории. Бывают ситуации, когда автор негатива не идет на контакт. В таких случаях см. выше про поисковую оптимизацию.
2. Создавайте дополнительные сайты о своем бизнесе!
Повысить упоминаемость страниц о компании хорошо помогает наличие, помимо официального корпоративного
сайта, нескольких сайтов, связанных с брендом (мини-сеть или кольцо сайтов). Это могут быть сайты
аффилированных компаний, благотворительных фондов, социальных акций, уникальных сервисов
или тематические порталы…
3. Используйте Википедию!
Можно по разному относиться к Википедии,
к полноте и достоверности информации, содержащейся в ней, но то, что ссылки на ее страницы
отображаются в числе первых же результатов поиска ведущих поисковых служб Интернета - это факт.
Поэтому создание и поддержание в актуальном состоянии страницы Википедии для своей компании должно
стать одной из первоочередных задач пиар-службы.
4. Активно рассылайте пресс-релизы!
Информационно интересные и грамотно составленные пресс-релизы - отличное средство привлечь внимание
читателей и… поисковых служб! Будучи проиндексирован по ключевым словам, пресс-релиз может
находиться в поисковых топах в течение долгого времени. Благо сайты информационных агентств
с их архивами охотно исследуются поисковыми роботами!
5. Покупайте страницы!
Контекстная реклама
давно доказала свою высокую эффективность - в отличие от обычной баннерной. Кроме покупки рекламы
или текстовых ссылок с других сайтов, вы покупаете целую страницу на сайте и пишете статью, которая
рассказывает о вашем сайте и имеет ссылку на него. Если вы покупаете эту страницу на важном сайте
и статья заметно демонстрирует ваше название предприятия или другой брендовый термин, он будет
ранжироваться выше по этому термину и сдвигать вниз в списке негативный контент (плюс можно
получить отличную ссылку на основной сайт).
Создание статей, бесплатно (или, по крайней мере, не очень дорого) размещаемых на авторитетных сайтах - это еще лучше, так как эти статьи будут содержать ключевые слова, которые мы пытаемся зафиксировать в результатах поиска. И чем более авторитетный сайт содержит негативный комментарий, тем более авторитетный сайт понадобится, чтобы создать на нем статью с целью сдвинуть плохие элементы списка вниз в ранжировании.
6. Покупайте сайты, которые хорошо ранжируются по тем словам, которые вы хотите вывести в поисковые топы!
В бизнесе нередко практикуется покупка конкурентов с целью "убить" их бизнес. Покупка сайтов,
содержащих негатив о вас - это неплохое решение, однако это может дорого стоить, да и не все сайты
стремятся продаваться. Другая возможность - покупка сайтов, которые находятся на второй или третьей
странице в результатах поиска, затем оптимизировать их так, чтобы они попадали на первую страницу.
В конце концов, вы можете просто купить сайты, которые имеют хороший потенциал (например, старые сайты
с хорошей системой ссылок) и модифицировать их таким образом, чтобы они хорошо ранжировались хорошо
по вашим брендовым терминам.
7. Устраивайте читателям ликбезы!
На специализированных сайтах, а также ресурсах министерств и ведомств всегда можно найти массу
информации о том или ином бизнесе или компании. Но обыватель редко читает ее, потому что ему
сложно бывает разобраться во всей этой терминологии. Постоянная задача пиар-службы: организовать
ликбезы по направлениям деятельности компании.
Обычно не рекомендуется отвечать на критику прямо на блогах и форумах. Но, если вы компетентны и обладаете определенными навыками сетевых дискуссий, можете быстро улавливать негатив и оперативно реагировать на критику - вступайте в спор и поворачивайте ситуацию в пользу вашей компании.
РЕПУТАЦИЯ - ЭТО ВСЁ!
Великий Шекспир устами одного из героев сказал: "Доброе имя - величайшее сокровище как мужчин, так и женщин. Кто крадет у меня кошелек - крадет безделицу, что-то, обратившееся в ничто… Но кто крадет мое доброе имя - крадет то, что не обогащает его нисколько, а меня разоряет вконец!".
О любой компании можно сказать то же самое! В сегодняшнем мире, который всё больше становится этаким e-World и в котором никуда не спрячешься от всевидящего ока поисковых служб, очень легко потерять репутацию, если не контролировать ее. А ведь наша репутация - это то, что другие говорят о нас!
Обсудить эту заметку на YVision.kz