Глава 93. СЧИТАЕМ ЮЗЕРОВ И САЙТЫ КАЗНЕТА

© Александр ЛЯХОВ

Сокращенная версия опубликована в газете «Караван», апрель 2009 г.

Не знаю, войдет ли со временем слово "юзер" (от английского "user" - пользователь) в словари русского языка, но в современной речи оно используется очень часто и обозначает пользователей именно интернет-услуг. Завершившаяся в марте Национальная перепись населения много кого и чего считала, только юзерами Казнета не озаботилась. Вот и попробуем рассмотреть "юзерский" вопрос, поскольку без этого мой цикл заметок на тему предстоящего в сентябре нынешнего года 15-летия Казнета будет все равно, что свадьба без невесты…

Сколько нас?

ICT-MARCETING

TNS CA
 

В моем далеком уже детстве был такой мультфильм про козленка, который умел считать до десяти. И почему-то это его умение очень раздражало окружающих, а потом взяло да и пригодилось, когда речь зашла о грузоподъемности речного кораблика, способного взять на борт не более десяти пассажиров.

Так вот, один из законов успешного бизнеса гласит: нельзя выходить на рынок, не определив его объем, выраженный либо в деньгах, либо в количестве реальных и потенциальных покупателей (а лучше - и в том, и в другом сразу!). Но кому из оценщиков казахстанского рынка интернет-услуг можно доверять? Ведь еще памятен случай 2002 года, когда АСиП озвучила такие результаты своих "исследований", что люди, мало-мальски сведущие в теме, просто попадали со своих стульев, диванов и всего, на чем они сидели!

Увы, организации, профессионально и на постоянной основе занимающиеся исследованием рынка ИКТ (информационно-коммуникационных технологий, по-английски - IСT), у нас можно пересчитать на пальцах одной руки. И начну я с компании "ICT-Marketing", уже название которой говорит само за себя. В пользу этой компании говорят также два важных обстоятельства: во-первых, она тесно сотрудничает с национальным оператором связи - АО "Казахтелеком", а, во-вторых, её директор Наталья Оспанова имеет большой опыт исследовательской работы именно в части статистики Казнета. Вот почему, озвучивая свои данные и прогнозы, "ICT-Marketing" крайне редко дает повод засомневаться в их достоверности.

Почти одновременно с "ICT-Marketing" (в самом конце 2007 года) на казахстанский рынок вышло и российское агентство "iKS-Consulting", чьё представительство выпустило аналитический отчет "Рынок услуг интернет-доступа в Казахстане 2005-2010: текущее состояние и перспективы развития". К сожалению, дать свою оценку оценкам экспертов "iKS-Consulting" я не могу, поскольку отчета у меня нет…

Исследования американской компании "IDC" базируются на проверенных методологиях, опыте работы в более чем 40 странах мира и особо подчеркиваемой независимости от объектов своих исследований. Вот почему комментарии аналитика казахстанского представительства "IDC" Андрея Верховода частенько сопровождают айтишные новости из Казахстана и Центральной Азии. Что же касается компании "TNS Central Asia", то её последний по времени отчет о развитии рынка интернет-услуг в Казахстане датируется сентябрем 2007 года…

И все же я попробую ответить на вопрос "Сколько нас?", скомбинировав ответ из декабрьского отчета "ICT-Marketing" и октябрьского интервью "Казахстанской правде" главного директора по ИТ АО "Казахтелеком" Марата Абдилдабекова: в октябре 2008 года количество интернет-пользователей в Казахстане составляло 2,2 млн. человек, из них 230 тысяч пользовались высокоскоростным сервисом "Megaline". К концу 2009 года число первых - при сохранении нынешних темпов роста - достигнет 2,7 млн. человек, а число последних утроится!

Сколько сайтов?

ДОМЕННЫЙ КАЗАХСТАН

ИСТОРИЯ АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ
 

В своих заметках, публикуемых под невидимой рубрикой "15-летию Казнета посвящается…", я то и дело отвечаю на вопросы "Чего?", "Сколько?" и "Какие?". Сколько и каких доменов, сайтов, пользователей, типов доступа и провайдеров (об этом мы еще поговорим) - вся эта информация сыплется, друзья, на ваши (не у всех подготовленные к этому!) головы. Что поделаешь, интернет еще не настолько вошел в нашу жизнь, чтобы хотя бы каждый второй из нас предпочитал электронную почту обычной и знал, как называется та программа, с помощью которой он знакомится, к примеру, с новинками казахстанского кинопроката. С другой стороны, многие ли из нас разбираются в устройстве телевизора, зато переключить его на любимую программу или сделать звук погромче сможет любой!

Ответив в меру сил и возможностей на вопрос "Сколько нас?" (имеются в виду пользователи интернета в Казахстане), попробую развить тему количества (и качества!) сайтов, уже затронутую частично в одной из февральских заметок в "Караване", так и называвшейся - "О доменах и сайтах Казнета" (см. главу 89 "Казахстанского интернет-гида"). Дело в том, что проект Алексея Плахина из Астаны "Доменный Казахстан", за которым я уже долго наблюдаю, мало-помалу вышел, что называется, "на проектную мощность" и стал неплохим источником информации о некоторых качественных и количественных показателях Казнета. Да, можно сказать, что идея исследования далеко не нова - задолго до "нашего" Алексея то же самое делал в Рунете другой Алексей - Тутубалин, а сейчас этим на регулярной основе занимается RU-CENTER. Тем не менее, ничего подобного в Казнете до сих пор нет, хотя тому же KazNIC-у делать это было бы куда сподручнее, нежели частному лицу…

От доменов переходим к сайтам. В указанной выше заметке я ссылался на показатели двух наиболее полных классификаторов веб-ресурсов Казнета - рейтинга CountZero и каталога Resurs.kz. Тогда, а именно 15 февраля 2009 года, в первом из них насчитывалось 6648 сайтов, во втором - 6375. За более чем три месяца каталоги изрядно "прибавили в весе" - до 7485 и 6852 ресурсов соответственно, причем, нетрудно заметить, что чуть ли не 40% списка что там, что там составляют интернет-представительства частных компаний, а также органов власти и самоуправления! То же самое, кстати, демонстрирует и ежегодная статистика Национальной интернет-премии AWARD.kz

Вот и получается, что Казнет количественно прирастает, в основном, теми сайтами, которые создаются либо потому, что государство того требует, либо потому, что "Каждая уважающая себя компания обязана иметь сайт!". А где инициативы трудящихся масс? Где народное творчество? Где ударные комсомол… (извиняюсь!) молодежные веб-стройки? Ну, не поверю я никогда, что замечательные примеры личных проектов, таких как Igrushka.kz, Birds.kz и Autooboz.omega.kz - это лишь исключения, которые подтверждают правило "Дорогую вещь за дёшево не сделаешь"?!

Достаточно свежий пример: январскую заметку в "Караване", в которой я рассказывал, в том числе, и о сайте Сергея Хохлова "Вспомним, ребята…", посвященном участию казахстанцев в Афганской войне 1979-1989 годов, я заключил таким вот абзацем: "Я верю, что "афганская" тема никогда не уйдет из людской памяти. И очень надеюсь, что эти мои строки помогут Сергею Хохлову найти в себе силы, чтобы оживить свой столь необходимый нашему бездушному времени ресурс". Тем удивительнее мне было получить от Сергея письмо, в котором он, даже не видя этих строк, написал: "Недавно с товарищем решили попробовать расписать войну по дням. Не знаю, что получится, да и получится ли…". Мне кажется, у Сергея и Олега Тарана с сайтом "АФГАН: история войны" получилось!

<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>

Архив по годам

 Наш спонсор

 Реклама