ОБУСТРОЙ СВОЕ МЕСТЕЧКО ВО ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЕ

© Александр ЛЯХОВ

Опубликовано в №4 (98) журнала "Computer Club"

  Хочу создать свою страничку в Интернете. С чего начать, каким редактором пользоваться, и т.д. Короче говоря, в этом вопросе я полнейший "чайник".
Из писем

Не так давно, выступая с обзорной лекцией об Интернете перед слушателями Национальной Высшей Школы Государственного Управления, я произнес фразу, вполне достойную быть эпиграфом вместо приведенной выше: "Сейчас любой школьник или домохозяйка, в принципе, может завести в Интернете собственную Web-страничку для того, чтобы поведать миру о себе и своих школьных друзьях или поделиться любимыми кулинарными рецептами".

Действительно, проникновение Интернета, особенно технологии WWW, в нашу повседневную жизнь столь стремительно, что я не удивлюсь, если, к примеру, через год из текста сама собой выпадет осторожная оговорка "в принципе", а слова "школьник" и "школьных" будут заменены на "дошкольник" и "детсадовских". Но то - через год (может быть), пока же в споре эпиграфов эта красивая фраза уступила своей более актуальной «сопернице». Что ж, если мои скромные советы помогут кому-то обрести свое место под Web-ом, да еще и придать ему жилой вид, я буду считать свою задачу выполненной.

А для начала позволю напомнить Вам, уважаемые читатели, весьма "бородатый" анекдот о том, как по итогам международного симпозиума ученых-зоологов, изучающих жизнь слонов, было решено выпустить справочную литературу. И так случилось, что Индия выпустила 10-томную энциклопедию под названием "Кое-что о слонах", в то время как американцы ограничились 10-страничной брошюрой "Всё о слонах". Свою задачу по освещению проблем Web-мастерства я как раз и вижу в том, чтобы совместить скромную всеобъемлемость индийцев с наглой краткостью американцев. Итак…

Шаг 1. Выбор HTML-редактора и создание простейших Web-страниц

Заявив первый шаг в такой форме, я умышленно предполагаю, что хотя бы в малейшей степени знание языка HTML (HyperText Mark-up Language) и его основных тэгов (команд) у читателей присутствует (в противном случае, мне грозит "индийский" вариант, никак не вписывающийся в мои планы). Ставится задача подобрать программное средство, облегчающее процесс создания Web-страниц, желательно: а) достаточно мощное по своим функциональным возможностям, б) достаточное простое в освоении, и в) абсолютно бесплатное. Не беря в расчет "пиратский" софт, продающийся на десятках и сотнях "самопальных" компакт-дисков, наиболее полно, на мой взгляд, удовлетворяют поставленным условиям два HTML-редактора (HTML Editor) - Arachnophilia и SiteAid. Кто-то может назвать и другие полюбившиеся ему программы (как известно, "на вкус и цвет товарищей нет"), главное, чтобы они максимально упрощали рутинный и малоэффективный ручной труд по созданию Web-страниц.

"Не текстом единым жива Web-страница" - перефразировав известную поговорку, можно сказать о графических элементах Web-дизайна. Со вкусом подобранный фон (background), легкие и четкие картинки (picture, image), всевозможные кнопки (button), линии (bar) и иконки (icon) придадут вашим страницам оригинальный, ни на чей не похожий облик. Причем если у вас нет ни малейшего желания разбираться в тонкостях работы с профессиональными, а, следовательно, и очень дорогими, графическими пакетами (Graphics Editors) типа Adobe Photoshop или CorelDRAW, можете воспользоваться богатейшими архивами самой разнообразной графики, проключившись на IconBAZAAR или Gilberts`s Icon Archive. И, заканчивая разговор о работе с графикой, не могу не упомянуть о прекрасном (при том, что бесплатном) просмотрщике IrfanView.

  Бесплатные советы:
  • Свой корневой файл (как правило, это файл титульной страницы) желательно назвать index.html - таким образом, отпадет необходимость в указании адреса вплоть до файла.
  • Хорошенько продумайте структуру каталогов своего Web-сайта, чтобы потом не пришлось ее переделывать (с изменением адресов!).
  • Всю графику желательно поместить в один каталог - для ускорения онлайновой загрузки.
  • Не злоупотребляйте графикой и прочими мультимедийными наворотами! Объем одной страницы не должен превышать 100 Кбайт.
  • Создавая свои Web-страницы, не забывайте, что те, кто будут их читать, могут использовать совсем не тот браузер (browser), что установлен на вашем компьютере! Поэтому постарайтесь "ублажить" хотя бы пользователей двух основных программ - Microsoft Internet Explorer и Netscape Communicator (Navigator), ориентируясь, как минимум, на их третьи версии.
  • Шаг 2. Размещение Web-сайта

    Итак, ваши страницы готовы - и вы хотите сделать их достоянием самой широкой Web-общественности. Стандартный путь предусматривает размещение сайта на Web-сервере вашего провайдера либо в виде виртуального Web-сервера, что дороже, либо в виде персональной страницы (homepage). При этом, помимо аренды дискового пространства (web space), имеется возможность заказа FTP-доступа для оперативного обновления размещаемой информации с помощью, например, абсолютно бесплатного (free of charge) и вполне добротного FTP-клиента WS_FTP LE.

    Помимо вышеописанного пути, имеется и другой - размещение ваших страниц на одном из специальных серверов, предоставляющих дисковое пространство бесплатно (понятно, что любой из двух способов требует от вас наличия идентификатора коммутируемого доступа в Internet). Примерами подобных серверов могут служить штатовский GeoCities или российский Chat. GeoCities, кстати, не ограничивает вас только предоставлением места (до 3 Мбайт), но и предлагает ряд полезных дополнительных услуг, как то: установка на ваш сайт счетчика (counter), создание гостевой книги (guestbook) и даже регистрация почтового адреса (E-mail)!

    Не хочу "агитировать за Советскую власть", но, выбирая место для своих Web-страниц, помните: нельзя спросить с того, кто дает нам что-то бесплатно (разве не так?), а вот за кровно уплаченное спросить можно. Инцидент с частичной потерей данных на Халяве - тому печальный пример.

      Бесплатные советы:
  • Не забывайте время от времени устраивать ревизию вашим страницам на предмет актуальности содержащейся в них информации и корректности ссылок, особенно вовне. "Пустые" ссылки - верный признак бесхозности сайта.
  • Не заставляйте посетителей ваших страниц "блуждать в трех соснах" - обязательно создайте простой текстовый файл (map, contents), отображающий полное содержание вашего сайта.
  • Шаг 3. Реклама вашего Web-сайта

    Я не знаю людей, которые создавали бы свои Web-страницы для того, чтобы любоваться ими в одиночку, поэтому вполне логичным шагом после размещения своего сайта во Всемирной Паутине выглядит обеспечение ему всевозможной рекламы, промоушна (продвижение, от англ. promotion). Крупные компании для этого обычно привлекают специальные агентства или платные Internet-службы, хотя имеются и вполне действенные бесплатные способы - обмен баннерами, анонсирование сервера во всех крупных и мелких по-исковых системах, указание его адреса в своих электронных письмах и так далее.

    Очень короткое заключение

    Вам судить, мои уважаемые читатели, удалось ли мне "совместить скромную всеобъемлемость индийцев с наглой краткостью американцев", как это было продекларировано в начале, но, видит Бог, я хотел этого… Если же у вас возникнут вопросы после прочтения этих строк или вы захотите найти меня во Всемирной Паутине, милости прошу ко мне в гости - на моё Web МЕСТЕЧКО.

    Архив по годам

     Наш спонсор

     Реклама