Опубликовано в №7-8/98 журнала "Computer Club"
Те, кто смотрел замечательный фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года", наверняка, вспомнят и звучащие в нем поэтические строки Бориса Слуцкого, являющиеся как бы лейтмотивом тех далеких уже 60-х:
- Что-то физики в почёте,
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте,
Дело в мировом законе…
Я напомнил о давно уже отшумевших словесных баталиях "физиков" и "лириков" не случайно, а потому, что, как мне кажется, ситуация складывающаяся сейчас в Интернете, а, точнее, в ее WWW-части, напоминает события 30-летней давности, только с точностью "до наоборот". Вспомним, кто были интернетовские "герои" еще каких-то десять лет назад? Исключительно - высоколобые программисты да вечно пьяные сисопы (сисоп - системный оператор, легендарный образ которого неотделим от бутылки пива), потому как любого гуманитария отвращала от Интернета работа из DOS-овской командной строки и непонятная абракадабра из букв и цифр, появляющаяся на экране в ответ на столь же непонятные запросы? Революционным новшеством стало появление в 1991 году с легкой руки Тима Бернерса-Ли первых серверов на основе технологии WWW (World Wide Web), уравнявшей шансы "физиков" и "лириков" на ответную любовь киберпространства. И теперь любой школьник или домохозяйка, в принципе, может завести в Интернете собственную Web-страничку, на которой поведать миру о своих школьных друзьях или раскрыть свои самые ценные кулинарные секреты.
Есть, однако, категория людей, для которых Интернет стал своеобразным "золотым ключиком" (помните, который помог Буратино открыть заветную дверь в каморке папы Карло?). Я как раз и имею ввиду "лириков", людей так называемых творческих (хотя какая профессия не требует творчества?) профессий - литераторов, музыкантов, художников, оказывающихся по разным причинам не в состоянии донести свои творения широким массам. Что делать писателю, имеющему талант, но не имеющему "лапы" (или денег) для того, чтобы быть напечатанным? Что делать кинорежиссеру, снявшему фильм, за прокат которого никто не хочет браться? Что делать художнику, выпадающему из эстетики модных галерей? Увы, но иррациональность искусства зачастую не принимается как прямолинейной зашоренностью политической власти, так и жестким прагматизмом власти денег (тому пример судьба многих умерших в нищете и безвестности художников, чьи картины теперь продаются на самых элитных аукционах за многие тысячи, а то и миллионы долларов!).
И тут появляется он - Его Величество Интернет в WWW-обличье, словно бы и созданный именно для творческих личностей. Ведь что там книга с ее тысячными тиражами, если, разместив свой "бессмертный" литературный опус на Web-сайте, можно получить сравнимое число посещений всего за несколько дней (конечно, при условии хорошей раскрутки сайта и несомненных литературных достоинствах самого вашего творения)! Другое дело, что на этом вы не заработаете ни тиына (правда, и потратитесь не сильно), к тому же рискуете своим авторством, потому что сколько не пиши "Copyright" (Все права защищены), а без действительной регистрации в агентстве по авторским правам созданное вами принадлежит вам ровно в той же степени, что и слово из трех букв на стене вашего дома.
То же самое касается и музыкантов - прогрессивный стандарт записи звуковых файлов MP3 позволяет практически без малейшей потери качества уложить 4-минутную композицию всего в 3 Мбайта данных, которые любой желающий может перекачать при хорошем канале в Интернет всего за 15-20 минут. А для тех, кого качество интересует в последнюю очередь, подойдет и технология RealAudio, дающая возможность интерактивного прослушивания звуковых файлов через Интернет.
Художникам повезло меньше, ведь, согласитесь, любоваться "Джокондой" Леонардо да Винчи лучше вживую в Лувре, нежели по ее репродукции на Web-сервере того же Лувра. Однако, в качестве рекламы размещение ваших художественных работ на Web-страницах очень действенное средство…
Да простит меня читатель (и редактор тоже) за столь долгое вступление - от теории перехожу к практике. А на деле не так уж много в казахстанском Интернете примеров, подобных описанным выше, но они есть. И в первую очередь хотелось бы выделить один "мужской" сайт и два "женских" - " Соколиная охота в Казахстане Тилеукабыла Есембекулы, Бестиарий алматинки Лили Калаус и Virtual Zoo алматинки же Ирины Юн (кстати, пусть вас не смущают российские указательные знаки - Интернет, в отличие от государств, границ не имеет). Так вот, первый отмеченный мной сайт, помимо исключительности тематики, очаровывает строгой поэтичностью и в меру выдержанным национальным колоритом. На "Бестиарии" представлена изысканная графика его хозяйки плюс стихи и проза - электронная версия напечатанной в свое время в литературном альманахе "Аполлинарий" (и премированной, кстати) повести "Путь женщины", "Virtual Zoo" поражает художественным восприятием обыденного… Что, впрочем, характерно и для личных страниц Ирины. Очень симпатичны мне Web-вернисажи фотохудожников Юрия Василенко из Семипалатинска и алматинца Владислава Оразбаева . О творчестве павлодарского писателя Юрия Поминова я уже упоминал в одной из глав "Интернет-гида", но не грех и повториться. На том же сервере павлодарского провайдера - фирмы Иртыш-Релком - можно ознакомиться и с весьма спорной, но несомненно интересной книгой Гипотеза доктора философских наук Николая Николаевича Ланина…
Вообще-то, неблагодарное это занятие - рассказывать о том, что можно посмотреть своими глазами. А поэтому я просто направлю вас, уважаемые читатели, на список Весь WWW-Казахстан, где вы найдете и упомянутые мной ссылки, и другие, не менее интересные. Заодно и мне, может быть, подскажете адреса, известные вам, но не известные мне, за что я вас искренне поблагодарю.