Опубликовано в №10 (98) журнала "Интернет и Я"
Скромность действительно украшает человека, только это очень скромное украшение. Из себя |
Ты помнишь, как все начиналось…
Я по-хорошему завидую современным мальчишкам и девчонкам, которые к своим немногим тинейджерским годам не только знают, что такое персональный компьютер, и умеют им пользоваться, но уже успели ощутить всю необъятность реального мира по его виртуальному отражению - Интернету. Мое знакомство со всем этим состоялось, когда я перевалил за тридцатилетнюю отметку, проработав до этого 8 лет на компьютерных "монстрах" типа Эльбрус и ЕС-10ХХ и самую малость на мини-ЭВМ "Электроника-60". (Какой же археологической древностью веет сейчас от этих названий, казавшихся всего-то полтора десятка лет назад чуть ли не пределом технического совершенства!).
Помотавшись по различным объектам оборонного комплекса бывшего Советского Союза (казахстанский Приозерск, подмосковный Красногорск, армянский Бюракан, таджикский Нурек - вот уж поистине "широка страна моя родная"!), осел я в Алма-Ате (тогда еще Алма-Ате…) и начал по природной своей любознательности осваивать то, что сейчас называют "информационными технологиями" (ИТ). Первую мою "компьютерную любовь" звали ЕС-1840, была она таким же "совком", как и я, имела процессор с тактовой частотой 4,77 МГц, монохромный монитор и загружалась с гибкой (в прямом и переносном смысле) 5,25-дюймовой дискеты, поскольку жесткого диска ей еще не полагалось. Это потом уже пошли чередой сменять друг друга на моих рабочих столах "забугорные красавцы" - 286-й, 386SX, 386DX, 486SX, 486DX2 и, наконец, Pentium! Соответственно, росла и моя квалификация в том, что касается "железа" (hardware), программного обеспечения (software) и различных средств деловой связи…
Интернет на связи!
Придя в 1994 году работать в компанию Arna-Sprint, я впервые столкнулся с интерактивной компьютерной связью ("интерактивной" выделено, чтобы не примешивать сюда вовсю использовавшиеся в то время Relcom-овскую электронную почту и услуги Arna-Sprint предлагал только лишь услуги стандарта X.25 (спасибо тебе, старый добрый трудяга X.25, словно гусеничный тягач проходящий по любым нашим, даже самым непролазным, проводным "дорогам"!), пока в начале 1996 года очередь дошла и до IP-технологий. Но я хорошо помню, как еще за год до этого наш начальник отдела развития Аскар Ержанов (ныне - генеральный директор компании ABS), вернувшись из Москвы, с каким-то детским восхищением рассказывал о неведомой нам тогда "Мозаике", позволяющей видеть на экране не просто однотипный текст, но также форматированный текст и даже графику!
X.25 - сетевой протокол,
ограниченный скоростью передачи данных (до 64 Кбит/с), но отличающийся
исключительной надежностью и качеством связи IP (Internet Protocol) - сетевой протокол, один из двух (наряду с TCP) основных протоколов сетей, входящих в Интернет Relcom - первая в СССР IP-сеть, возникшая в конце 80-х годов и долгое время предоставлявшая только услуги электронной почты (E-mail) "Бибиэска" (от BBS, Bulletin Board System) - как правило, обычный персональный компьютер со специализированным ПО, позволяющим использовать его как файловый и почтовый сервер FidoNet - любительская компьютерная сеть, возникшая в 1984 году и по сей день включающая в себя тысячи BBS по всему миру, в том числе и в Казахстане Mosaic - первый коммерческий Web-броузер, разработанный Марком Андриссеном (Marc Andreessen) с коллегами и послуживший основой для Netscape Navigator |
Интернетовский самиздат
С появлением всегда "под рукой" бесплатного (спасибо Arna-Sprint!) Интернета грех было не начать им вовсю пользоваться. Необозримое море информации на чужих Web-страницах привлекало к себе и вызывало естественную зависть: "Могут же люди…". Вскоре появилось непреодолимое желание заиметь собственное местечко в Интернете. Первым делом я вооружился необходимым для того инструментарием - естественно, что выбирались программы абсолютно бесплатные (free of charge) либо по прихоти их разработчиков, как, например, весьма мощный HTML-редактор Arachnophilia и очень удобный мультимедийный вьюер IrfanView32, либо относящиеся к так называемому классу "для некоммерческого использования" (non-commercial use), т.е. несколько ограниченные по функциональным возможностям (limited, lite), но вполне добротные версии профессиональных пакетов - FTP-клиент для сброса готовых файлов на WWW-сервер WS_FTP LE и программа для создания анимационной графики GIF Animator LE. Чтобы не выглядеть совсем уж "чайником", пришлось пройти также небольшой курс теории и практики языка HTML, в чем очень помог замечательный по своей доходчивости HTML Design Guide.
И вот настал знаменательный день 24 декабря 1996 года, когда на Web-карте мира появилось новое имя - Web-издательство ЭГО. Как оно выглядело на экране компьютера и что собой представляло информационно, можно увидеть на страничке посвященного ЭГО обзора известного санкт-петербургского писателя и журналиста Александра Николаевича Житинского. Со временем Web-издательство ЭГО стало одним из нескольких составных частей целого Web МЕСТЕЧКА, где я и "проживаю" до настоящего времени.
Два главных вопроса Web-строительства
Сосредоточив ваше читательское внимание на технических деталях создания своих Web-страниц, я невольно отодвинул на второй план главные вопросы - ЗАЧЕМ? и О ЧЕМ? Первый вопрос, кстати, частенько задают люди, не зараженные вирусом Web-омании и не видящие никакой выгоды в просиживании часами за компьютером, вылизывая очередной HTML-файл или вырисовывая все новые и новые GIF-ы или JPEG-и. Ну что ж, лично я не увлекаюсь собиранием спичечных этикеток или пустых пивных банок, однако найдется немало фанатов той и другой страсти. В конце концов, как любит повторять один мой хороший знакомый, "у каждого свой вкус, своя манера: одна любит арбуз, другая - офицера". И то верно.
Что касается ответа на второй вопрос, приведенный выше, то понятно, что, как и большинство других Web-застройщиков, начинал я с тем, интересных лично мне - поэзия, рок-музыка, спорт, плюс всевозможная информация о Казахстане. Другой вопрос, как сделать так, чтобы твоя "отсебятина" стала интересна и другим, заставляя их снова и снова заходить на твои страницы?
И вот здесь возникает проблема. Грубое навязывание другим собственного Я, собственного видения мира может вызвать ответную реакцию одних, способных завалить вас гневными письмами, и молчаливое отторжение других, никогда больше не испытающих желание зайти к вам в гости. А вот благожелательный тон, оригинальное оформление и богатое, часто обновляемое содержание помогут вашим страницам довольно быстро найти в Сети своих постоянных посетителей. Сам я частенько заглядываю на личные страницы алматинки Ирины Юн, поражающие художественным восприятием обыденного. В еще большей степени, кстати, это присуще другому сайту Ирины - Virtual Zoo. Загляните и вы - не пожалеете.
Даешь эксклюзив!
Другим важным моментом, способным придать вашему сайту оригинальность и неповторимость, является эксклюзивность выбранной темы. Характерный пример - сайт Тилеукабыла Есембекулы Соколиная охота в Казахстане, очаровывающий строгой поэтичностью и в меру выдержанным национальным колоритом. Могу привести примеры и собственных сайтов, не имевших на момент создания (да и не имеющих доселе) аналогов - Казахстанский футбол и Казахстанский хоккей. Другие же два моих (в соавторстве с Александром Пархоменко) сайта, хотя и имеют "родственников" и "однофамильцев", выгодно от них отличаются по богатству наполнения и удобству пользования. Я говорю о созданных уже в нынешнем году самом полном каталоге казахстанских Web-адресов (URL) Весь WWW-Казахстан и странице Казахстанская погода, позволяющей узнать прогноз погоды для более чем 50-ти (!) городов Казахстана. А вот мое давнее увлечение рок-музыкой и творчеством Beatles так и не вылилось в желание сделать страничку, посвященную великой "ливерпульской четверке" - во-первых, по причине катастрофической нехватки времени, а, во-вторых, из-за понимания того простого факта, что добавить что-то свое, оригинальное в бесчисленное множество "битломанских" сайтов (в чем легко убедиться, зайдя на любую из поисковых систем и задав в строке поиска слово Beatles) вряд ли возможно.
Будьте нескромными!
На страницах "Интернет и Я" уже неоднократно писалось (и мной в том числе, см. статью "Профессия: Web-мастер" в №4 и ее продолжение в №7-8), о технических деталях того, как делать свои Web-страницы, где их размещать и как обновлять, как учитывать тип броузера, разрешение экрана и скорость канала в Интернет посетителей ваших страниц. Однако, как бы идеально по всем критериям не выглядел ваш сайт, без постоянного целенаправленного промоушна (продвижение, от англ. "promotion") вам вряд ли удастся добиться хорошей его посещаемости. Так что если вы нормальный человек и создавали свои страницы отнюдь не для того, чтобы любоваться ими в одиночестве, вы просто обязаны обеспечить им рекламу. Используйте для этого любые действенные бесплатные способы - обмен баннерами (почитать об этом можно здесь или здесь, анонсирование и регистрацию сервера во всех крупных и мелких поисковых системах (список которых с краткой аннотацией можно найти по следующему адресу, а саму регистрацию произвести с помощью специализированных служб Submit It! или Add It), указание его адреса в своих письмах и так далее. Не стесняйтесь быть нескромным!
Вместо заключения
Спасибо тебе, уважаемый читатель, дочитавший до конца мои несколько сумбурные заметки. Я буду рад, если кому-то из вас после их прочтения захочется приобщиться к манящему миру Интернет, кого-то они подвигнут стать в ряды Web-строителей, кому-то помогут в решении тех или иных Web-мастерских проблем. Так что, до встречи в Интернете!