ПРОФЕССИЯ: WEB-МАСТЕР
© Александр ЛЯХОВ
Опубликовано в №4 (98) журнала "Интернет и Я"
Каких только профессий не придумал уходящий XX век! Летчик и программист,
телемастер и диск-жокей, физик-атомщик и оператор ЭВМ… Этот список можно
продолжать и продолжать, но герои моего рассказа - не они, а скромная фигура
Web-мастера. Почему? Да потому, что профессия Web-мастера, во-первых, пожалуй,
самая молодая в этом списке, во-вторых, уж очень близка и знакома эта тема
мне самому, и, в-третьих, может быть, кто-то из вас, друзья, прочтя мои
скромные заметки сделает Web-мастерство делом своей жизни. Что ж, я буду
этому только рад.
Самая молодая профессия
С того времени, как в 1991 году Тим Бернерс-Ли явил миру первый сервер на
основе технологии WWW, их число выросло столь стремительно, что теперь, по
прошествии всего-то 7 лет, большинство людей в мире не без оснований считают,
что WWW как раз и есть Internet. Действительно, если не брать в расчет
электронную почту, то раньше интерактивный (on-line) Internet был уделом
исключительно высоколобых программистов и вечно пьяных сисопов (сисоп -
системный оператор, легендарный образ которого неотделим от бутылки пива).
Теперь же любой школьник или домохозяйка, в принципе, может завести в
Интернете собственную Web-страничку, на которой поведать миру о своих
школьных друзьях или раскрыть свои самые ценные кулинарные секреты.
Понятно, что выделиться на общем сером фоне можно либо за
счет сверхпопулярного информационного наполнения (как пример - самый
посещаемый русскоязычный сервер
Анекдоты из России Димы
Вернера, www.anekdot.ru), либо за счет выверенности и неповторимости графического
решения (многочисленные работы «классика» российского Web-дизайна
Артемия Лебедева), либо за
счет необычных мультимедийных наворотов (хотите виртуально-реально заглянуть в
Интернет-кафе «Тетрис», «героя» одной из моих прошлых
статей? -
милости прошу.
Конечно, любой пример остается всего лишь примером, эталона исполнения Web-сервера,
наверное, и не существует. И все же, что самое важное в этой профессии -
профессии Web-мастера, о чем нельзя забывать вообще и на что обращать особое
внимание - об этом и пойдет речь в этих скромных заметках.
Web-мастер - многолик и многорук
С большой степенью точности все обязанности, а также знания Web-мастера
можно разделить на несколько достаточно определенных групп, которые
характеризуют степень соприкосновения человека с World Wide Web. Назвать эти
группы можно по наиболее близким к ним по смыслу профессиям:
Автор (компьютерный писатель);
Web-менеджер (или собственно Web-мастер);
Дизайнер (компьютерный художник);
Системный администратор;
Программист.
Границы между этими группами не являются незыблемыми, наоборот, зачастую
они достаточно размыты. Недаром говорится, что по-настоящему талантливые люди
редко бывают талантливы только в одном - тому свидетельством многочисленные
исторические примеры. Так и компьютерный художник со временем может
почувствовать тягу к писательству (и не без успеха!), а программист
превратить свое увлечение музыкой в замечательный музыкальный сайт, выступив,
таким образом, в роли Web-менеджера.
Признаться, я не большой знаток графических пакетов типа Adobe Photoshop
или CorelDRAW, настолько же мало я понимаю в языках программирования SSL, SQL,
Java, Perl, C++ и операционных системах UNIX, Windows NT, Novell NetWare,
OS/2… Поэтому, оставив другим тему детального рассмотрения этих Web-профессий,
сосредоточу свое (и ваше, уважаемые читатели) внимание на близко мне знакомых,
а именно - первых двух из вышеперечисленного списка. Итак,
Автор (компьютерный писатель)
В качестве автора выступает человек, готовящий информацию для размещения
в World Wide Web. Постараемся сформулировать список требований, предъявляемых
сегодня к авторам Web-документов. Итак, автору необходимо знать:
Язык HTML
Включает в себя понимание и умение применять команды (тэги, tag) HTML
версий 3.0 и 3.2 (а теперь и 4.0), а также необходимые расширения. Владение
различными средствами быстрой верстки HTML-документов, такими как
HTML-редакторы и конверторы обыч-ных документных файлов (ASCII, Word, Excel,
PowerPoint и других) в HTML. Кстати, для того, чтобы оценить мастерство
владения автором языком HTML, обычно достаточно взглянуть на Web-страницу в
режиме View Page Source (для Navigator) или View Source (для Internet
Explorer). У хорошего Web-мастера лишних тэгов не бывает!
Стилистику Web-документов
"Не нужно быть поваром, чтобы оценить вкус борща". Не нужно самому быть
Web-мастером, чтобы оценить графическое и информационное исполнение
Web-сервера. Но этого бывает мало, когда речь касается общей оценки
Web-сервера, его стилистики, которая включает в себя учет времени загрузки
документов и его связь с полосой пропускания (иначе говоря, скорости) канала
передачи данных, разницу между текстовыми и графическими страницами, вопросы
совместимости броузеров и передачи цветовой палитры и многие другие аспекты.
Общие положения о взаимоотношениях с Web-читателями
Я, конечно же, не буду оригинален, если скажу, что обычные правила
пунктуальности, вежливости, умении прислушиваться к людям и идти навстречу их
пожеланиям так же применимы и к взаимоотношениям Web-автора с посетителями
своего Web-сервера.
Общие положения о пользовании PC (Маc)
Это требование к человеку, непосредственно связанному с компьютерной
техникой, представляется очевидным и не требует обоснования.
Web-менеджер
Конечно, Web-менеджер звучит куда солиднее, нежели просто Web-мастер или
Web-автор… (У одного моего перебивающегося случайными заработками знакомого
на визитке абсолютно честно написано "Президент мультинациональной компании",
что магически действует на некоторых особо впечатлительных, но не слишком
сообразительных особ, не «врубающихся» сразу, что в многонациональной
компании своих дворовых друзей этот знакомый действительно является
своеобразным «президентом»)… Так вот, покажите мне хоть одного владельца
личного сайта, кто отвечает лишь за информационное наполнение Web-сервера,
всю ручную работу возложив на Web-"батраков"!? Что касается коллективных или
корпоративных серверов, то там наличие Web-менеджера, координирующего работу
всех участников Web-группы, просто обязательно, и в круг его обязанностей
входит следующее:
Разработка и поддержка важнейших Web-документов
Объем многих современных Web-серверов достигает уже нескольких десятков
мегабайт, что конечно же невозможно сделать руками одного человека. Поэтому в
обязанности Web-менеджеров таких серверов может входить разработка Web-страниц
первого, реже второго, иерархического уровня файловой системы Web-сервера,
документы же всех остальных уровней разрабатываются и поддерживаются их
авторами, которые всегда могут обратиться за помощью к Web-менеджеру.
Обеспечение переносимости HTML-документов
Как часто ваша навороченная страница, которой вы только что любовались в
окне Netscape Сommunicator 4, вызывает непреодолимое отвращение, стоит только
взглянуть на нее "глазами третьего Эксплорера"! К сожалению, даже самые
современные 4-ые версии двух основных пакетов - Netscape Communicator и
Microsoft Internet Explorer - на двоих владеющих 90% рынка Web-броузеров,
неодинаково понимают даже многие тэги и стили стандарта HTML, не говоря уже о
Java, VRML и прочих мультимедийных прибамбасах. А ведь найдется немало
Web-читателей, использующих архаичные 2-ые версии этих пакетов, есть
пользователи вообще других пакетов… Понятно, что угодить всем невозможно, но
стремиться к этому надо, если вы стремитесь добиться максимальной
посещаемости своих страниц.
Обеспечение полной связности Web-документов
Увы, но Web-сайты, как и люди, имеют обыкновение рождаться (для чего им
не требуется предварительного девятимесячного вынашивания), менять имена,
переезжать с места на место, порой безо всякого предупреждения, и, как это ни
прискорбно, умирать… Вот почему всегда существует проблема обеспечения
актуальности всех гипертекстовых ссылок не только внутри вашего собственного
Web-сервера, но и на внешние серверы. Вряд ли у посетителя вашего сервера
возникнет желание зайти к вам повторно, если его то и дело встречают "пустые"
ссылки.
Выбор и поддержание оригинального стиля Web-сервера
Согласитесь, что тусклое, серое однообразие раздражает не меньше, чем
кричащая, аляповатая безвкусица. Понятие "фирменного стиля" применимо как к
корпоративному серверу, так и к вашему личному, включая выработку и
поддержание единого образца Web-документов, использование однотипных шрифтов,
форматов, графических материалов и тому подобного.
Создание поисковых индексов
Пока на вашем сервере имеется, кроме титульной, всего лишь пара-тройка
других страниц, проблемы «в трех соснах заблудиться» не возникнет даже у
самого тупого посетителя ваших страниц. Однако по мере увеличения объема
Web-сервера перед вами обязательно встанет вопрос об облегчении и ускорении
поиска информации на нем, и вы, как Web-менеджер, должны будете разработать
структуру и осуществить установку полного текстового индекса Web-сервера, а
то и простейшей поисковой системы.
Маркетинговое продвижение Web-сервера в World Wide Web
Понятно, что если вы человек исключительной скромности и ваш Web-сайт
создан исключительно «для внутреннего потребления» (что, впрочем, абсолютно
противоречит логике, так как становится непонятен сам смысл его создания),
такое понятие, как промоушн сервера (продвижение, от англ. "promotion") вам
может и не понадобиться. Если же вы вполне нормальный человек и создавали
свои страницы отнюдь не для того, чтобы любоваться ими в одиночку, вы просто
обязаны обеспечить его рекламу. Крупные компании для этого обычно привлекают
специальные агентства или платные Internet-службы, хотя имеются и вполне
действенные бесплатные способы - обмен баннерами, анонсирование сервера во
всех крупных и мелких поисковых системах, указание его адреса в своих
письмах и так далее.
Очень короткое заключение
Каких только профессий не придумал уходящий XX век!.. Этими словами я
начал свои долгие рассуждения на тему профессии Web-мастера и только сейчас
понял, что по-настоящему-то такой профессии и не существует. По крайней мере,
я не знаю ни одной фирмы (в Казахстане), где Web-мастер был бы только
Web-мастером и не был бы попутно еще черт знает кем! Хотя, может быть, я и
ошибаюсь… К счастью.