Опубликовано в №6-7 (98) журнала "Интернет и Я"
Интернет и востребованность творчества
Практически любой творческой профессии свойственно такое неприятное явление, как невостребованность творчества. Появились даже фразеологизмы типа "работать на полку" (у кинорежиссеров) или "работать в стол" (у литераторов). И если писатель еще может как-то решить ситуацию за счет пресловутого "самиздата", то что делать кинорежиссеру, снявшему широкоформатный фильм, за прокат которого никто не хочет браться? Разве что перезаписать его в видеоформате и показывать друзьям с помощью видеоплейера и телевизора… Что, впрочем, сравнимо с оценкой "Девятого вала" Айвазовского по черно-белой репродукции картины в школьном учебнике. Увы, но иррациональность искусства зачастую не принимается жестким прагматизмом бизнеса (тому пример судьба многих умерших в нищете и безвестности художников, чьи картины теперь продаются на самых элитных аукционах за многие тысячи, а то и миллионы долларов!).
Конец 20-го века подарил многим из нас прекрасную возможность ознакомить со своими творениями тысячи других людей, и эта возможность называется Интернет. Интернет, а именно WWW, в этом смысле уникален тем, что практически ничем не ограничивает творческую личность (в рамках законности, естественно). Хочешь опубликовать свой "бессмертный" литературный опус? - С помощью языка HTML пожалуйста! Ты музыкант? - Прогрессивный стандарт записи звуковых файлов MP3 позволит тебе без малейшей потери качества уложить твою 4-минутную композицию всего в 3 Мбайта данных, которые любой желающий может перекачать при хорошем канале в Интернет в течение 15-20 минут. Художникам повезло меньше, но и им Интернет помощник как прекрасное рекламное средство.
Ваш Web-адрес в Интернете
Покажите мне человека, создающего Web-сайты исключительно "для внутреннего употребления", на жестком диске свего компьютера без выхода в какие бы то ни было сети! Вам такой человек известен? Что ж, будем считать это маленькой странностью, потому как обычно Web-страницы создаются не для того, чтобы любоваться ими в одиночку. Вот и вы, решив, что пора уже поведать миру о себе, овладели простейшими навыками работы с HTML (надеюсь, не надо объяснять, что это такое?) и создали свои первые Web-страницы.
Тут же возникает вопрос: что дальше? Стандартный путь предусматривает размещение сайта на Web-сервере вашего провайдера либо в виде виртуального Web-сервера под доменом 2-го (с более коротким адресом, например, http://www.site.kz) или 3-го уровня (http://www.fca.asdc.kz), либо в виде персональной страницы (homepage) с адресом типа http://www.asdc.kz/~rikki/. При этом, помимо аренды дискового пространства на сервере провайдера, имеется возможность заказа FTP-доступа для оперативного обновления размещаемой информации с помощью, например, абсолютно бесплатной (free of charge) и вполне добротной программы WS_FTP LE. Кстати, тех, кто использует в качестве менеджера файлов Windows Commander, очень порадовал появившийся в версии 3.50 удобный встроенный FTP-клиент. Помимо вышеописанного пути, имеется и другой: размещение ваших страниц на одном из специальных серверов, предоставляющих дисковое пространство бесплатно (понятно, что любой из двух способов требует от вас наличия идентификатора коммутируемого доступа в Интернет).
Примерами подобных серверов могут служить популярнейший штатовский GeoCities или российский Халява. "Халява", кстати, не ограничивает вас только предоставлением места (до 1 Мбайта), но и предлагает ряд полезных дополнительных услуг, как то: установка на ваш сайт счетчика (counter), создание гостевой книги (guestbook) и даже регистрация почтового ящика (E-mail), правда, только на прием. Другими известными русскоязычными бесплатными Web-сайтами являются Chat, расщедрившийся на 3 Мбайта, полноценный E-mail и гостевую книгу, I-Connect с 5 Мбайтами на WWW и 3 Мбайтами для электронной почты и Виадук-Телеком - только место, те же 5 Мбайт. Не хочу "агитировать за Советскую власть", но, выбирая место для своих Web-страниц, помните: нельзя спросить с того, кто дает нам что-то бесплатно (разве не так?), а вот за кровно уплаченное спросить можно. Инцидент (и не единственный!) с частичной потерей данных на "Халяве" - печальный тому пример. Да и адрес, указывающий на "халявный" сервер, вряд ли может украсить визитку делового человека…
Плюс счетчик и гостевая книга…
Что ни говорите, а тщеславие не худшее свойство человеческой натуры. Каждому хочется, чтобы его страницы вызывали желание вновь и вновь на них возвращаться. А вот как узнать число посещений вашего сайта? Опять же, можно воспользоваться услугами своего провайдера (что недешево, но надежней и достоверней), а можно и услугами сервера, физически расположенного порой за тысячи километров от вас. Те из вас, кто немало "бродил" покиберпросторам, легко вспомнит бело-фиолетовый прямоугольник рейтинговой системы Rambler, чрезвычайно полезной как источник самой разнообразной статистической информации по вашему сайту. Если же вам не нравится дизайн или величина счетчика (counter), поступите просто: установите параметры WIDTH и HEIGHT равными 1 - и счетчик, оставаясь вполне работоспособным, станет "невидимым". Гораздо симпатичней "рэмблеровского", к тому же в 8-ми вариантах цветового оформления, но и меньшим КПД, счетчик не так давно появившейся услуги российского Web-издательства InfoArt, которая называется InfoArt HITs. Конечно, этими двумя счетчиками список бесплатных рейтинговых систем далеко не ограничивается, но вполне достаточен.
Другим полезным (но, увы, не всегда приятным) дополнением ваших Web-страниц может стать гостевая книга (guestbook). Почему не всегда приятным? А вы вспомните, как поступали в советское время нерадивые продавцы с Книгой жалоб и предложений? Правильно - просто вырывали неприятную страницу! С гостевой книгой тоже можно обращаться подобным образом, но сколько времени пройдет, пока вы заметите и ликвидируете "криминал"… Так что, если вы уверены в себе - пожалуйста, по следующему адресу вы найдете то, что вам нужно.
…И прочие прибамбасы
Конечно, счетчик и гостевая книга - не единственно возможные "навороты" на Web-страницы. Хотелось бы посвятить отдельные материалы CGI-скриптам, Java-апплетам и прочим мультимедийным прибамбасам. Но - нельзя объять необъятное в рамках ограниченной журнальной площади и ограниченного свободного времени. Так что, до следующих встреч на страницах "Интернет и Я", друзья!