Опубликовано в №6-7/99 журнала Computer Club
Вот уже шесть лет подряд первая неделя июня становится головной болью для всего компьютерно-телекоммуникационного люда Казахстана. Именно в это время в Алматы проводится международная выставка KITEL, вторая по величине на СНГ-шном пространстве после московского КОМТЕКа. В нынешнем году в работе выставки приняли участие более 180 компаний из 20 стран, в том числе и многие персонажи предыдущих семнадцати глав ИНТЕРНЕТ-ГИДА. Все было на выставке: привычная для начала лета жара - в павильонах и снаружи, масса полезных встреч и толпы зевак, охотящихся за сувенирами, яркие артистические шоу на поражающих своим дизайном стендах лидеров местного телекоммуникационного рынка, шумные рекламные акции с небывалыми скидками на подключение и раздачей бесплатного трафика… Но - время быстротечно. Розданы визитные карточки, опустели выставочные павильоны. Пришло время собирать камни. Казахстан работает… |
Критика признана правильной
Так уж получилось, что в предыдущей главе ИНТЕРНЕТ-ГИДА я бросил немало критических стрел в адрес различных Интернет-провайдеров. Одна из этих стрел досталась компании SA Telcom за ее "засекреченный" Web-сервер, на протяжении более чем полугода неизменно встречавший своих посетителей надписью Forbidden. You don't have permission to access / on this server (Запрещено. Вы не имеете разрешения на доступ к этому серверу).
Надо отдать должное сателкомовцам: они не стали размахивать кулаками, а засучили рукава и уже к началу выставки KITEL`99 успели навести порядок на сервере. Более того, через некоторое время я получил письмо от генерального директора SA Telcom Жакипбека Аскеровича Айдабекова, в котором не без удовольствием прочел такие строки: "В CompClub было помещено справедливое и, главное, своевременное замечание по поводу forbidden нашего сайта www.satelcom.kz. Мы немедленно отреагировали на критику… Конечно, с учетом определенной сырости продукта просим не быть строги, мы будем над сайтом работать и далее".
Что ж, учитывая провайдерский статус компании, сайт действительно мог бы быть и по дизайну интереснее, и более информативным. И - если судить по отношению сателкомовцев к критике - так оно и будет.
Как Web-группа "Нурсата" впала в детство
Еще одной "пострадавшей" от меня в предыдущей главе ИНТЕРНЕТ-ГИДА стороной оказалась Web-группа другого известного провайдера - компании Nursat. Разгадка их некоторого пренебрежения делами корпоративного Web-сервера открылась уже в июне, когда на суд широкой общественности был представлен первый в казахстанском Интернете сайт взрослых для детей - Детское Время.
Да, за предвыставочной суетой забыли мы, что 1 июня - не только день начала выставки KITEL`99, но прежде всего - Международный день защиты детей. И спасибо нурсатовцам, что своей замечательной работой напомнили они всем нам взрослым то далекое и прекрасное время, когда деревья были большими, папа и мама - молодыми, а WWW так и вовсе не было.
Сколько нас
Пару недель назад, готовя большую обзорную статью о положении дел в казахстанском Интернете для №7-8 питерского журнала Мир Internet, я вдруг задался вопросом: какова же общая численность населения Казахстана? Можно было, конечно, найти ответ во всезнающей (а как иначе?) The World Factbook американского ЦРУ, но - зачем? Ведь есть совсем свежие, что называется, "с пылу, с жару", результаты Первой национальной переписи населения в Республике Казахстан, откуда я и узнал, что нас сейчас - 14 миллионов 952 тысячи 420 человек!
Казахский взгляд из Москвы
Была, помнится, в далекие уже советские времена на Центральном телевидении такая рубрика - "Советский Союз глазами зарубежных гостей". Я бы и не вспомнил за давностью лет о ней, если бы не получил очередную URL-подсказку от Ерлана Аскарбекова (между прочим, умницы и талантливейшего человека!) на Всемирный казахский журнал "Арба". (Обратите, кстати, внимание на доменное имя - Марат Гельман сейчас является поистине культовой фигурой во всем русскоязычном Интернете. Более подробно о нем можно прочитать в июньском номере уже упоминавшегося мной Мира Internet). Так вот, связавшись с Аэлитой Жумаевой, одним из авторов "Арбы", я узнал, что "первоначально - была идея собрать всех казахов, живущих по разным причинам не у себя на родине и, как оказалось, в основном, это люди творческие (те, кого мы нашли)… Вот мы и получились культурологическим журналом, по частичкам восстанавливающим образ казаха в современном мире".
Замечательно все же, что "Арба" не осталась идеей, а обрела реальный образ и покатилась по Интернет-пространству, внося свою немалую лепту в дело популяризации суверенного Казахстана. За что и спасибо людям, живущим вдали от Родины, но продолжающим оставаться близкими нам по корням и духу.
Заболели? - Обратитесь к доктору… в Интернет!
Своим здоровьем не интересуется только мертвый. Эта мрачноватая фраза, тем не менее, абсолютно точно объясняет причину неубывающей популярности пирамидоподобных кампаний "а-ля Гербалайф", а также сайтов на медико-фармацевтическую тему. И казахстанский Интернет также следует этой тенденции.
Из полутора десятков казахстанских сайтов под рубрикой "Здравоохранение" я бы выделил прежде всего Казахстанский медико-фармацевтический сервер. Уже сейчас его авторам из Института стандартизации, метрологии и сертификации удалось собрать и разместить в Интернете очень ценную базу данных по всевозможным лечебным учреждениям Казахстана, а также по законодательным актам, касающимся здравоохранения. Алматинцев несомненно порадует интерактивная база данных о наличии лекарств в аптеках города с указанием розничных цен (около 60 тысяч предложений!).
Конечно, нет предела совершенству. И, поблагодарив создателей этого столь нужного людям сервера, остается только пожелать им не останавливаться в его развитии и выполнить все задуманное.
Больше каталогов - хороших и разных!
Не за то цыган сына бил, что воровал, а за то, что попадался.
11 июня весь казахстанский Интернета подвергся спамовой атаке со стороны компании Manon Trading Group, Inc.. (Напомню, что спамом (spam) называют массовую почтовую рассылку, не учитывающую мнения адресатов, хотят ли они это получать или нет, и используемую, как правило, в рекламных целях. Более подробно об этом можно прочитать на сайте Antispam.ru). В письме говорилось буквально следующее: "[Компания Manon] …стремится создать удобный тематический каталог ресурсов Интернета Казахстана. Вы можете познакомиться с нашим проектом по адресу http://www.scyth.kz или http://manon.kimep.kz/search/… Нам будет приятно узнать Ваше мнение об организации каталога и поиска. Мы надеемся на Вашу поддержку".
Прочтя это письмо, мне тут же захотелось поддержать ребят. Однако проключившись по указанному адресу, я понял, что в своем стремлении "создать удобный тематический каталог ресурсов Интернета Казахстана" они просто перекроили (и, на мой взгляд, очень неквалифицированно) каталог-рубрикатор Весь WWW-Казахстан, дополнив его, правда, локальным поиском. Поскольку были затронуты мои интересы, я решил не оставлять сей факт без внимания и (грех-грех!) воспользовался листом рассылки "Манона" для ответного послания.
Признаться, мгновенная и очень бурная реакция адресатов в мою поддержку была приятна. Но - поначалу. Потому как потом пришлось объяснять чуть ли не каждому, что я совсем не против того, ЧТО сделали ребята из "Манона", я против того, КАК они сделали. Действительно, если уже имеется самая полная (при том, что абсолютно открытая) база данных по казахстанским Web-адресам, коей является "Весь WWW-Казахстан", логично взять ее за основу и развивать дальше. Другое дело, что есть ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ. Напиши маноновцы одну лишь фразу: "Спасибо господину Ляхову за его титанический двухлетний труд, а дальше мы пойдем своим путем", я бы только благословил их на это со слезами гордости за наш казахстанский Интернет.
Уже постфактум я получил письмо от менеджера "Манона" Тимура Шарипова с такими словами: "Понимая Ваше возмущение хотел бы Вас уверить, что имеющаяся информация по ресурсам была действительно использована как с сайта "Весь Казахстан", так и из других источников, включая печатные каталоги". Эх, Тимур-Тимур, чем же я так провинился перед Вами, что ни в своем каталоге, ни в письме Вы так и не удосужились правильно написать название первоисточника своего "творчества". Более того, в другой своей работе - сайте Skif - Вы также не обошли своим вниманием мои работы: "Web местечко - говорят, что наиболее полный каталог WEB ресурсов Казахстана. Компания ASTEL и дизайн группа WEBOZONE (видимо ее подразделение)".
Уважаемые читатели, в одной только этой цитате я насчитал 4 несуразности. Те из вас, кто найдут их тоже и напишут мне, будут прилюдно объявлены в следующей главе ИНТЕРНЕТ-ГИДА.
"Желтые страницы Internet" - не "желтая пресса"
Ничто не ново под Луной. Вот и идея создания справочника "Желтые страницы Internet. Казахстанские ресурсы" родилась у Ростислава Тимофеева не на пустом месте. Давно уже существуют "Желтые страницы Internet. Международные ресурсы" Харли Хана, каждый год обновляются Русские ресурсы Алексея Сигалова (сейчас вместе с С.Солдатовым)… Так почему же не быть "Казахстанским ресурсам"? И они появились.
Первые экземпляры этого симпатичного справочника (пока в карманном формате) я увидел во время выставки KITEL`99 продающимися в фойе павильона №9. Сейчас такой справочник лежит на моем рабочем столе и я имею возможность внимательно и без суеты оценить его дизайн и информационное наполнение. Хотя сейчас мне этого хотелось бы как раз меньше всего. Понятно, что любая печатная версия всегда будет отставать от сетевых вариантов, понятно, что специфика книжной верстки отличается от Web-верстки, понятно, что и затраты на печатное и сетевое издания несоизмеримы… И стоит приветствовать один только факт появления в ряду казахстанских изданий на Интернет-тематику еще одного. Тем более, такого как "Желтые страницы Internet. Казахстанские ресурсы".
Время - вперед!
Жизнь быстрее ее описаний. Так что когда вы, уважаемые читатели, будете держать в руках этот номер, уже вовсю начнет реализовываться совместный проект компании Actis Systems Asia и автора этих строк по созданию первого в казахстанском Интернете Web-портала на базе каталога Весь WWW-Казахстан, поисковой системы Goto.Kz и системы баннерной рекламы eAdvertising. Понятно, что эта работа - дело даже не одного месяца, поэтому я не стану останавливаться на том, каким, по замыслу его создателей, будет портал. Доживем - увидим.