Опубликовано в №5/99 журнала Интернет и Я
Автор заранее предупреждает, что: 1) эти заметки предназначены тем, кому не надо объяснять суть таких понятий, как HTML и URL, хостинг и Web-дизайн, сервер и сайт, и пр.; 2) поскольку автор, как и любой человек, является субъектом, все, что вы здесь прочтете, есть не более чем субъективное мнение данного субъекта; 3) статью вообще могут не читать те, кто в Web-дизайне достиг уровня Артемия Лебедева (http://www.design.ru, http://www.tema.ru). |
Вступительное слово автора
Я - Web-любитель. Это так, если принимать во внимание только способность получать деньги за свои знания и свой труд, и не принимать во внимание: а) более 2000 часов, проведенных мной в Интернете за более чем три года, б) более десятка выполненных и поддерживаемых Web-сайтов, многие из которых известны далеко за пределами Казахстана, а каталог Весь WWW-Казахстан даже упомянут одним из самых популярных российских специализированных журналов КомпьютерПресс в №2/99, полностью посвященном Интернету и WWW, и в) выработанное за все это время умение (совсем, кстати, ненужное) верстать HTML-файлы даже вручную, без программной поддержки.
Да, я - Web-любитель. Как многие миллионы других, чьи серверы, сайты и страницы образуют Всемирную Паутину (World Wide Web, WWW), эту Великую Энциклопедию Человечества. Великую, потому что WWW не имеет строго ограниченного формата, не стеснена едиными идеологическими и прочими рамками, никаким редакционным советом не редактируется и никем в печать не подписывается. Создав в Сети свою первую Web-страничку, вы уже становитесь равноправным автором этой Великой Энциклопедии. И только от вас, от ваших знаний и вашего таланта зависит, станут ли ваши страницы столь же читаемы и почитаемы, как те, что возглавляют многочисленные рейтинговые списки Интернета.
Ну а если мои скромные советы помогут кому-то обрести свое место под Web-ом, да еще и придать ему уютный жилой вид, я буду считать свою задачу выполненной.
Сайт начинается с темы, как дом - с фундамента
Прежде, чем садиться за создание своей первой Web-страницы, спросите себя: "Что это будет? - Подобие личного дневника, отражающее мои мысли по поводу всего происходящего вокруг? Или электронная форма архивов моих давних увлечений - фотографией, литературой, музыкой, спортом и прочим? Или клуб для виртуального общения с мне же подобными?". Да мало ли тем, могущих представлять интерес не только тебе, а и множеству людей, живущих от тебя порой за тысячи километров… Другое дело, что, к примеру, мое собственное увлечение творчеством "The Beatles" так и не вылилось в желание сделать страничку, посвященную великой "ливерпульской четверке" - во-первых, по причине катастрофической нехватки времени, а, во-вторых, из-за понимания того простого факта, что добавить что-то свое, оригинальное в бесчисленное множество "битломанских" сайтов (в чем легко убедиться, зайдя на любую из поисковых систем и задав в строке поиска слово Beatles) вряд ли возможно.
Выбор темы сайта во-многом определяет и выбор дизайна и стиля для него. То, что хорошо для личной страницы, не всегда годится для корпоративного сервера, и наоборот. (Согласитесь, что даже по внешнему виду легко отличить детскую книгу от институтского учебника). Упоминавшийся выше мэтр российского Web-дизайна Артемий Лебедев ввел даже понятие "формата", которое я бы связал с другим понятием - "мода". Действительно, достаточно раз в пол-года проводить "ревизию" сотни-другой самых известных интернетовских сайтов, чтобы убедиться в том, что мир WWW так же подчиняется законам моды, как и любая другая область человеческой жизнедеятельности. Отсюда первый совет: следите за Web-модой!
10 других небесполезных советов
1. Знать назубок основные тэги (команды) языка HTML
(HyperText Mark-up Language), на котором написаны 99,99% всех Web-страниц,
конечно же, полезно, но вряд ли возможно для основной массы Web-создателей.
Да и зачем, если имеется немало программных средств, облегчающих процесс создания
Web-страниц. Даже не беря в расчет "пиратский" софт, продающийся на десятках
"самопальных" компакт-дисков, всегда можно выбрать HTML-редактор по душе, чтобы
он удовлетворял следующим условиям: а) был достаточно мощным по своим
функциональным возможностям, б) был достаточно прост в освоении, и в) был
абсолютно бесплатен. Наиболее полно, на мой взгляд, удовлетворяет поставленным
условиям HTML-редактор Пола Лутуса Arachnophilia, с первыми версиями которого три года
назад я делал свои первые шаги в Web-строительстве, пока не "изменил" ему с
профессиональным пакетом HomeSite, "пройдя путь" от версии 2.0 до нынешней
4.0. Кто-то может назвать и другие полюбившиеся ему программы (как известно, "на
вкус и цвет товарищей нет"), главное, чтобы они максимально упрощали рутинный и
малоэффективный ручной труд по созданию Web-страниц.
NB! Что касается так называемых WYSIWYG-редакторов, к коим относятся
Microsoft FrontPage и аналогичные ему - я солидарен с Артемием Лебедевым в том, что они не годятся для тонкой,
"ручной", что называется, профессиональной работы, а вот для создания несложных,
стандартных по структуре сайтов - почему бы и нет?
2. Свой корневой файл (как правило, это файл титульной страницы) лучше всего назвать index.html (index.htm). В этом случае, при указании адреса (URL) отпадет необходимость в указании файла (например, достаточно указывать http://www.intelmix.kz вместо полного http://www.intelmix.kz/index.html).
3. Заранее продумайте структуру каталогов своего Web-сайта с таким расчетом, чтобы потом не пришлось ее переделывать. (Сколько закладок (bookmark) на ваши страницы при этом становятся бесполезными у ваших постоянных посетителей!).
4. Всю графику желательно помещать в один каталог. В этом случае броузер, отображающий постоянно используемое графическое оформление Ваших страниц, может брать его из своего кэша, сокращая тем самым общее время загрузки страниц.
5. Очень часто просматривая в режиме View Source (у броузера Microsoft Internet Explorer, MIE) или View Page Source (у броузера Netscape Communicator/Navigator, NC/NN) чужие Web-файлы, видишь строку такого вида: <META HTTP-EQUIV="Content-Type" CONTENT="text/html; charset=Windows-1251"> или <META HTTP-EQUIV="Content-Type" CONTENT="text/html; charset=KOI8-R">. Понятно стремление авторов обозначить используемую ими русскоязычную кодировку символов, но часто возникает проблема правильного воспроизведения текста - либо из-за программы просмотра (броузера) пользователя, либо из-за настроек сервера, на котором располагается просматриваемый файл.
В любом случае, даже если сервер не встречает своих посетителей подобным (см. выше) приветствием, откажитесь раз и навсегда от указания charset-а.
6. Фреймы (кадры) и таблицы являются очень удобным и мощным средством форматирования Web-страниц, однако их использование должно быть обосновано и тщательно продумано. Работая с фреймами, не забывайте про аттрибут TARGET="…", указывающий, в какой именно фрейм вы хотите поместить файл, на который ссылаетесь!
7. Не злоупотребляйте тяжеловесной графикой и прочими мультимедийными наворотами, особенно новейшими! С другой стороны, согласитесь, что тусклое, серое однообразие раздражает не меньше, чем кричащая, аляповатая безвкусица. Понятие "фирменного стиля" применимо как к корпоративному серверу, так и к вашему личному, включая выработку и поддержание единого образца Web-документов, использование однотипных шрифтов, форматов, графических материалов и тому подобного. При этом всегда держите в уме, что реальная скорость передачи данных между WWW-сервером, на котором находится ваш сайт, и компьютерами большинства посетивших его пользователей редко превышает 15-20 Кбит/с!
8. Создавая свои Web-страницы, не забывайте, что те, кто будут их читать, могут использовать совсем не тот броузер, что установлен на вашем компьютере! Как часто ваша навороченная страница, которой вы только что любовались в окне Netscape Сommunicator 4, вызывает непреодолимое отвращение, стоит только взглянуть на нее "глазами третьего Эксплорера"! К сожалению, даже самые современные 4-ые версии двух основных пакетов - NC и MIE - на двоих владеющих 90% рынка Web-броузеров, неодинаково понимают многие тэги и стили стандарта HTML, не говоря уже о Java, VRML и прочих мультимедийных прибамбасах. В любом случае, старайтесь "ублажить" хотя бы пользователей этих двух программ, ориентируясь, как минимум, на их третьи версии.
9. Не забывайте время от времени устраивать ревизию вашим страницам на предмет актуальности содержащейся в них информации и корректности ссылок, особенно вовне. "Пустые" ссылки - верный признак бесхозности сайта.
10. Не заставляйте посетителей ваших страниц "блуждать в трех соснах" - обязательно создайте простой текстовый файл (map, contents), отображающий полное содержание вашего сайта.
Друзья, если у вас возникнут вопросы после прочтения этих строк или вы захотите найти меня во Всемирной Паутине, милости прошу в гости - на мое Web МЕСТЕЧКО.
P.S. Да, кстати, некоторые пытливые читатели могут задаться вопросом, какое отношение имеет к статье ее название. Что ж, соотнесите все сделанное мною в Интернете и написанное о нем же мною с текстом хрестоматийной басни И.А.Крылова и содержанием пасквиля Руслана Туганова "Не нужно мусорить в Сети!" (см. "Интернет и Я", №4/99, стр.26-27) - и вам все станет ясно.