|
«ОПУСЫ». Часть 1Почему беда не ходит одна1Действительно, почему? Задав себе однажды такой вопрос, я длительное время пытался найти на него приемлемый ответ. Собственно ответов то было много, но ни один из них не давал ощущения правильного. Вот тогда-то и появился другой вопрос: "А что или кто такая эта БЕДА вообще?".Толковые словари русского языка давали достаточное количество синонимов этого слова: несчастье; горе; неудача и т.п. Тем не менее происхождение самого слова, его этимология, оставались неясными. Существенно больше информации об этом слове удалось почерпнуть при внимательном прочтении русских пословиц и поговорок, в которых упоминается это слово. Конечно необходимо было учитывать, что формирование языка является живым процессом и значение слова имеет тенденцию постепенно изменяться в зависимости от наиболее часто применяемых контекстов его употребления. Поэтому основную трудность представляло отделить более поздно сформировавшиеся пословицы от более древних. В качестве признака более древних пословиц можно было принять тот факт, что не все пословицы подвергались легкому толкованию, а некоторые вообще было трудно объяснить. При проведении этого анализа открылась удивительная картина, которая позволила сформулировать одну из версий о происхождении простого слова БЕДА. 2Прежде всего удалось выделить некоторые характерные признаки этой БЕДЫ. Оказывается, ее раньше не было! ДЕДЫ НЕ ЗНАЛИ БЕДЫ, ДА ВНУКИ НАБРАЛИСЬ МУКИ.Можно выделить такое качество беды, как умение ездить: БЕДА ЕДЕТ В ВОРОТА; ЕДЕТ БЕДА НА БЕДЕ, БЕДУ БЕДОЙ ПОГОНЯЕТ. О групповом появлении беды сообщает множество поговорок: БЕДА НЕ ХОДИТ ОДНА; БЕДА СЕМЬ БЕД ПРИВОДИТ; ОДНА БЕДА ИДЕТ, ДРУГУЮ ВЕДЕТ. Беда может реагировать на слух и ее можно привести: НЕДОЛГО И ДО БЕДЫ ПОСЛЕ ЯБЕДЫ; БЕДА БЕДУ НАКЛИКАЕТ; НЕ СВИСТИ – БЕДУ НАКЛИЧЕШЬ. Беда странным образом выбирает себе дорогу и места пребывания: ГДЕ ВОДА, ТАМ И БЕДА; ЖДИ ГОРЯ С МОРЯ, БЕДЫ ОТ ВОДЫ; БЕДА НЕ ПО ЛЕСУ ХОДИТ, А ПО ЛЮДЯМ. Появление беды связано с боевыми действиями: НЕ ВИДАЛ БЕДЫ, КТО НЕ СВАТАЛ МОЛОДОЙ ВДОВЫ; ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ ПРИ РАТИ ДА ПРИ БЕДЕ. Беда собирает дань людьми, продуктами и деньгами: БЕДА И БОГАТОГО МУЖИКА БЕЗДОЛИТ; БЫТЬ БЫЛО БЕДЕ, ДА ДЕНЬГИ НА БЕДРЕ; ОДНА БЕДА КАТИТ, ДРУГАЯ В ПОДВОРОТНЮ ГЛЯДИТ; НЕ БЫЛО БЕДЫ, ДА ПОРОСЯ ЗАВЕЛА; ЛЮДЕЙ – В БЕДУ, А САМ ДОМОЙ БРЕДУ; БЕДА ЛЮДЕЙ ИЩЕТ. Однако беда не такая уж и страшная при более близком рассмотрении: ЛИХА БЕДА НАЧАЛО; НА КАЖДУЮ БЕДУ СТРАХА НЕ НАПАСЕШЬСЯ; С УМОМ ЖИТЬ – БЕДЫ ИЗЖИТЬ; СТРАШНА БЕДА ПОКА НЕ ПРИШЛА; БЕДА ТО НЕ БЕДА, ТОЛЬКО БЫ БОЛЬШЕ НЕ БЫЛО. Ничто человеческое ей не чуждо и уже появляются другие поговорки: МИЛО, ЧТО ЖЕНА, А ГОРЬКО, ЧТО БЕДА; БЕДА БЕДУ РОДИТ; МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ – МАЛЕНЬКИЕ БЕДКИ, А ВЫРОСТУТ ВЕЛИКИ – БОЛЬШИЕ БУДУТ; СВОЕЙ БЕДОЙ ВСЯК СЕБЕ УМА КУПИТ; ГОРЕ ДА БЕДА С КЕМ НЕ БЫЛА. Выясняется, что беда может приносить и пользу: БЕДА ВЫМУЧИТ, БЕДА И ВЫУЧИТ; БЕДА ДА МУКА – ТА ЖЕ НАУКА; БЕДА НЕ СТРАШИТ, А ПУТЬ КАЖЕТ; ТОРГОВАТЬ БЕДОЮ – ЗАЛОЖИТЬ ГОЛОВОЮ; ХОТЬ С УМОМ ВОРОВАТЬ, А БЕДЫ НЕ МИНОВАТЬ; МНОГО ВИНА ПИТЬ – БЕДЕ БЫТЬ; НЕ БЕДА ОШИБИТЬСЯ, БЕДА НЕ ИСПРАВИТЬСЯ; НЕ ПО ДОСТАТКУ ЕДА – ТА ЖЕ БЕДА. Определяются и правила сосуществования с бедой: НЕОБДУМАННОЕ СЛОВО В БЕДУ ЗАВЕДЕТ, А ОБДУМАННОЕ – ИЗ БЕДЫ ВЫВЕДЕТ; ЗАПАС БЕДЫ НЕ ЧИНИТ И ХЛЕБА НЕ ПРОСИТ; ОТ БЕДЫ БЕЖАЛ, ДА В ДРУГУЮ ПОПАЛ; СЕМЕЙНЫЕ НЕЛАДЫ ДОВЕДУТ ДО БЕДЫ; СЛЕЗАМИ БЕДУ НЕ ПОПРАВИШЬ; СНОРОВКА И УМЕНЬЕ В БЕДЕ СПАСЕНЬЕ; СОГЛАСНУЮ СЕМЬЮ БЕДЫ ОБХОДЯТ; УКРАСТЬ – В БЕДУ ПОПАСТЬ; ЧУЖОЙ БЕДОЙ СЫТ НЕ БУДЕШЬ; БЕДА ПРИВАЛИЛА – УМА НЕ ХВАТИЛО. 3Из всех этих пословиц достаточно ясно вырисовывается, что БЕДА это обобщающее имя целого народа с которым приходилось воевать древним славянам и с которыми в последствии пришлось длительное время жить и частично ассимилироваться. Этот народ оставил глубокую память о себе в устном творчестве славян, но его казалось бы нет в учебниках истории.Все встает на свои места, когда мы узнаем, что БЕДЭ или БИДЭ – это общеродовое самоназвание монгольских племен, из которых вышел "Потрясатель Вселенной" Чингиз-хан. Именно по его воле объединенные монгольские племена стали называться "коке-монгол", то есть так, как они и вошли в письменную историю. Простые же люди имели дело с непосредственными живыми людьми, самоназвание которых и стало словом нарицательным, олицетворяющим весь ужас и горе, которое пережил народ. История хранит множество тайн и очень неохотно расстается с ними. Возможно, когда-нибудь мы узнаем, почему "горе приходит с моря", почему "откуда худо, оттуда и остуда" или отчего "у добра всегда ноги кривы". Возможно кто-либо из тех кто читает эту статью и найдет ответ на эти вопросы. Иван Васильев
|
Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ |
|||||||||
|