ОПУСЫ

Часть 1 (2002 г.)
Часть 2 (2006 г.)
Часть 3 (2009 г.)
Часть 4 (2013 г.)
Часть 5 (2014 г.)
Часть 6 (2017 г.)
Часть 7 (2019 г.)

НАШ СПОНСОР:

ИВАН ВАСИЛЬЕВ. ОПУСЫ

«ОПУСЫ». Часть 1

Почему беда не ходит одна

1

Действительно, почему? Задав себе однажды такой вопрос, я длительное время пытался найти на него приемлемый ответ. Собственно ответов то было много, но ни один из них не давал ощущения правильного. Вот тогда-то и появился другой вопрос: "А что или кто такая эта БЕДА вообще?".

Толковые словари русского языка давали достаточное количество синонимов этого слова: несчастье; горе; неудача и т.п. Тем не менее происхождение самого слова, его этимология, оставались неясными. Существенно больше информации об этом слове удалось почерпнуть при внимательном прочтении русских пословиц и поговорок, в которых упоминается это слово.

Конечно необходимо было учитывать, что формирование языка является живым процессом и значение слова имеет тенденцию постепенно изменяться в зависимости от наиболее часто применяемых контекстов его употребления. Поэтому основную трудность представляло отделить более поздно сформировавшиеся пословицы от более древних. В качестве признака более древних пословиц можно было принять тот факт, что не все пословицы подвергались легкому толкованию, а некоторые вообще было трудно объяснить.

При проведении этого анализа открылась удивительная картина, которая позволила сформулировать одну из версий о происхождении простого слова БЕДА.

2

Прежде всего удалось выделить некоторые характерные признаки этой БЕДЫ. Оказывается, ее раньше не было! ДЕДЫ НЕ ЗНАЛИ БЕДЫ, ДА ВНУКИ НАБРАЛИСЬ МУКИ.

Можно выделить такое качество беды, как умение ездить: БЕДА ЕДЕТ В ВОРОТА; ЕДЕТ БЕДА НА БЕДЕ, БЕДУ БЕДОЙ ПОГОНЯЕТ.

О групповом появлении беды сообщает множество поговорок: БЕДА НЕ ХОДИТ ОДНА; БЕДА СЕМЬ БЕД ПРИВОДИТ; ОДНА БЕДА ИДЕТ, ДРУГУЮ ВЕДЕТ.

Беда может реагировать на слух и ее можно привести: НЕДОЛГО И ДО БЕДЫ ПОСЛЕ ЯБЕДЫ; БЕДА БЕДУ НАКЛИКАЕТ; НЕ СВИСТИ – БЕДУ НАКЛИЧЕШЬ.

Беда странным образом выбирает себе дорогу и места пребывания: ГДЕ ВОДА, ТАМ И БЕДА; ЖДИ ГОРЯ С МОРЯ, БЕДЫ ОТ ВОДЫ; БЕДА НЕ ПО ЛЕСУ ХОДИТ, А ПО ЛЮДЯМ.

Появление беды связано с боевыми действиями: НЕ ВИДАЛ БЕДЫ, КТО НЕ СВАТАЛ МОЛОДОЙ ВДОВЫ; ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ ПРИ РАТИ ДА ПРИ БЕДЕ.

Беда собирает дань людьми, продуктами и деньгами: БЕДА И БОГАТОГО МУЖИКА БЕЗДОЛИТ; БЫТЬ БЫЛО БЕДЕ, ДА ДЕНЬГИ НА БЕДРЕ; ОДНА БЕДА КАТИТ, ДРУГАЯ В ПОДВОРОТНЮ ГЛЯДИТ; НЕ БЫЛО БЕДЫ, ДА ПОРОСЯ ЗАВЕЛА; ЛЮДЕЙ – В БЕДУ, А САМ ДОМОЙ БРЕДУ; БЕДА ЛЮДЕЙ ИЩЕТ.

Однако беда не такая уж и страшная при более близком рассмотрении: ЛИХА БЕДА НАЧАЛО; НА КАЖДУЮ БЕДУ СТРАХА НЕ НАПАСЕШЬСЯ; С УМОМ ЖИТЬ – БЕДЫ ИЗЖИТЬ; СТРАШНА БЕДА ПОКА НЕ ПРИШЛА; БЕДА ТО НЕ БЕДА, ТОЛЬКО БЫ БОЛЬШЕ НЕ БЫЛО.

Ничто человеческое ей не чуждо и уже появляются другие поговорки: МИЛО, ЧТО ЖЕНА, А ГОРЬКО, ЧТО БЕДА; БЕДА БЕДУ РОДИТ; МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ – МАЛЕНЬКИЕ БЕДКИ, А ВЫРОСТУТ ВЕЛИКИ – БОЛЬШИЕ БУДУТ; СВОЕЙ БЕДОЙ ВСЯК СЕБЕ УМА КУПИТ; ГОРЕ ДА БЕДА С КЕМ НЕ БЫЛА.

Выясняется, что беда может приносить и пользу: БЕДА ВЫМУЧИТ, БЕДА И ВЫУЧИТ; БЕДА ДА МУКА – ТА ЖЕ НАУКА; БЕДА НЕ СТРАШИТ, А ПУТЬ КАЖЕТ; ТОРГОВАТЬ БЕДОЮ – ЗАЛОЖИТЬ ГОЛОВОЮ; ХОТЬ С УМОМ ВОРОВАТЬ, А БЕДЫ НЕ МИНОВАТЬ; МНОГО ВИНА ПИТЬ – БЕДЕ БЫТЬ; НЕ БЕДА ОШИБИТЬСЯ, БЕДА НЕ ИСПРАВИТЬСЯ; НЕ ПО ДОСТАТКУ ЕДА – ТА ЖЕ БЕДА.

Определяются и правила сосуществования с бедой: НЕОБДУМАННОЕ СЛОВО В БЕДУ ЗАВЕДЕТ, А ОБДУМАННОЕ – ИЗ БЕДЫ ВЫВЕДЕТ; ЗАПАС БЕДЫ НЕ ЧИНИТ И ХЛЕБА НЕ ПРОСИТ; ОТ БЕДЫ БЕЖАЛ, ДА В ДРУГУЮ ПОПАЛ; СЕМЕЙНЫЕ НЕЛАДЫ ДОВЕДУТ ДО БЕДЫ; СЛЕЗАМИ БЕДУ НЕ ПОПРАВИШЬ; СНОРОВКА И УМЕНЬЕ В БЕДЕ СПАСЕНЬЕ; СОГЛАСНУЮ СЕМЬЮ БЕДЫ ОБХОДЯТ; УКРАСТЬ – В БЕДУ ПОПАСТЬ; ЧУЖОЙ БЕДОЙ СЫТ НЕ БУДЕШЬ; БЕДА ПРИВАЛИЛА – УМА НЕ ХВАТИЛО.

3

Из всех этих пословиц достаточно ясно вырисовывается, что БЕДА это обобщающее имя целого народа с которым приходилось воевать древним славянам и с которыми в последствии пришлось длительное время жить и частично ассимилироваться. Этот народ оставил глубокую память о себе в устном творчестве славян, но его казалось бы нет в учебниках истории.

Все встает на свои места, когда мы узнаем, что БЕДЭ или БИДЭ – это общеродовое самоназвание монгольских племен, из которых вышел "Потрясатель Вселенной" Чингиз-хан. Именно по его воле объединенные монгольские племена стали называться "коке-монгол", то есть так, как они и вошли в письменную историю. Простые же люди имели дело с непосредственными живыми людьми, самоназвание которых и стало словом нарицательным, олицетворяющим весь ужас и горе, которое пережил народ.

История хранит множество тайн и очень неохотно расстается с ними. Возможно, когда-нибудь мы узнаем, почему "горе приходит с моря", почему "откуда худо, оттуда и остуда" или отчего "у добра всегда ноги кривы". Возможно кто-либо из тех кто читает эту статью и найдет ответ на эти вопросы.

Иван Васильев

 

KAZ-FOOTBALL.KZ – КАЗАХСТАНСКИЙ ФУТБОЛ
 
ТЕННИС / ТЕННИС В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 
ШАХМАТЫ В КАЗАХСТАНЕ И В МИРЕ
 

Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ
 
LiveInternet Rambler's Top100 Top.Mail.Ru