|
«ОПУСЫ». Часть 1Если ты такой умный, то почему не богатый?1Многие из нас хорошо знают эту поговорку, происхождение которой приписывают американцам. Но эта поговорка могла бы быть казахской, так как слова УМНЫЙ и БОГАТЫЙ в казахском языке являются однокоренными.Для многих такое заявление может показаться неожиданным и необоснованным, но не будем торопиться. Дело в том, что большинство из нас никогда не задумывалось о происхождении слов, употребляемых в повседневной речи. Мы связываем произносимые нами наборы звуков с конкретными образами, усвоенными нами еще в детстве. Тем не менее, происхождение слова, тайная игра звуков позволяют нам заглянуть в мир наших предков, сделать более понятными для себя их образ мысли, их отношение к миру, их нравственные ориентиры. Воспользовавшись грамматическим справочником казахского языка, попробуем прочитать более внимательно два слова: AҚЫЛ – УМНЫЙ и AҚЫМАҚ – ГЛУПЕЦ. Основой обоих слов является общий корень, образованный от глагола АҚЫ – ПЛАТИТЬ. Таким образом, сразу становится очевидной прямая связь этих понятий с денежными отношениями между людьми. Остается только прояснить для себя, чем отличается умный от глупца с этой точки зрения.
2В первом слове в качестве словообразующего аффикса используется окончание -ЫЛ (-IЛ, -Л), образующее страдательный залог глаголов. Этот залог указывает на то, что предмет подвергся некоторому действию, исходящему от другого предмета или действующего лица. Таким образом, слово AҚЫЛ в буквальном переводе можно интерпретировать как ПЛАТЯЩИЙ или СПОСОБНЫЙ ЗАПЛАТИТЬ (имеющий деньги, богач).Во втором слове применены два аффикса. Первый аффикс -МА (-МЕ, -БА, -БЕ, -ПА, -ПЕ), образующий отрицательную форму глагола. Таким образом, АҚЫМА по-казахски будет означать НЕ ПЛАТИТЬ. Оканчивается слово аффиксом -Қ, образующим существительные из глаголов. Итоговым значением будет слово НЕПЛАТЕЛЬЩИК, или НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ (не имеющий денег, бедняк).
3Таким образом, можно c уверенностью говорить о том, что для древнего тюрка основным мерилом УМА была возможность иметь ДЕНЬГИ, не вдаваясь в подробности относительно путей и методов их происхождения. Вероятно, подобный подход был свойствен и другим народам нашей планеты, так как материальные ценности во все времена давали возможность обеспечить приличное существование себе и своим близким. История и литература знакомят нас со множеством фактов движения к власти и почету через деньги, в том числе и неправедные.Можем ли мы осуждать такое отношение к богатству со стороны наших предков? Наверное, нет. Каждый человек сам выбирает себе нравственные ориентиры. Нравственные законы, мораль вырабатывались тысячелетиями, но люди стали немного другими и хотелось бы, чтобы строки нашего гимна о верности языку и традициям не понимались слишком буквально, a этимологическая связь подобных слов лишь подчеркивала древность самого языка. Иван Васильев
|
Copyright © 1996 Александр ЛЯХОВ |
|||||||||
|